14 (27) марта 2019 года.Святые дня, молите Бога о нас!
Николай Второй последовательно проводил в жизнь серию мероприятий по возрождению национального самосознания Русского народа. Конечной целью Государю виделась божественная Симфония Помазанника со своим Народом. Для поддержания этой культурной политики на государственном уровне требовались новые художественные идеи. Классицизм к тому времени давно изжил себя, модерн не подходил для этой цели, потому что он олицетворял изысканные вкусы небольшой прослойки русского общества. Для нового строительства по всем фронтам (имеются ввиду и промышленные, и социальные объекты), охватившим Русскую Империю в нач. 20 века, ничего лучше формы старинного византийско-русского уклада не представляли (Москва как Преемница Третьего Рима), потому что все русское общество тогда было охвачено патриотическими настроениями.
Именно в царствование Императора Николая II была фактически заново открыта русская икона. Вслед за государственным строительством (вокзалы, городские управы и пр..) и в церковной архитектуре возобладал древнерусский (или иначе: неорусский, руссковизантийский) стиль. Например, новый придворный собор Петра и Павла в Петергофе напоминал московский храм Василия Блаженного (Государь был в Петергофе на его освящении), храм-памятник морякам, погибшим в русско-японской войне, в память Гефсиманского борения Христа, был построен в СанктПетербурге в стиле суздальских церквей и также освящался в присутствии Государя.
С этим связано и возникшее в нач. 20 века «Общество возрождения художественной Руси», участниками которого стали многие известные архитекторы, живописцы, графики. Общество имело целью «распространение в русском народе широкого знакомства с древним русским творчеством во всех его проявлениях и дальнейшее его преемственное развитие в применении к современным условиям».
Главной работой Общества стало строительство своего рода «Китеж-града» - Русского городка с центральной художественной опорой - Федоровским собором.
Это был больше чем оригинальный архитектурный комплекс «под старину». Император понимал, что общественное сознание все более впитывает в себя различные космополитические идеи, которые он совершенно не разделял. Царь искал выход в прямом обращении к Народу. Русский городок Царского Села мыслился Государем точкой опоры, где он черпал бы силы. Строительство это было, безусловно, мистическим. Главный престол Федоровского собора освятили в честь иконы Божией Матери «Феодоровская» - родовой иконы Дома Романовых. Боковой придел устроили в честь святителя Алексия, митрополита Московского, кому был тезоименит Цесаревич. Нижний пещерный храм, где особо любила молиться Императрица, посвятили любимому святому Императорской семьи Серафиму Саровскому
http://sukharev-y.ru/%D0%BA%D0%B0%D0%BF%D0%BA%D0%BE%D0%B2-%D0%BA-%D0%B3-%D0%B4%D1%83%D1%85%D0%BE%D0%B2%D0%BD%D1%8B%D0%B9-%D0%BC%D0%B8%D1%80-%D0%B8%D0%BC%D0%BF%D0%B5%D1%80%D0%B0%D1%82%D0%BE%D1%80%D0%B0-%D0%BD%D0%B8%D0%BA-2/ Прорусская политика Николая Второго https://irina-fadeewa.livejournal.com/1542328.html Феодоровский Государев Собор как Символ Русской государственности https://irina-fadeewa.livejournal.com/1502130.html https://irina-fadeewa.livejournal.com/1463672.html