"Розовое христианство"

Oct 04, 2012 11:42

Прочитала интервью о.Георгия (Ореханова)
http://www.foma.ru/rozovoe-xristianstvo-ch1.html
http://www.foma.ru/rozovoe-xristianstvo-chast-2.html

В связи с этим хочу озвучить некоторые мысли.
1. Я тоже не верю в панславизм, в то, что решающей силой в будущей Европе должен стать тесный политический и культурный союз славянских народов, обусловленный общими религиозными и культурными корнями. Национальность не пропагандируется христианством, как основополагающая идея. В христианстве люди объединяются Духом (Святым). Но я очень надеюсь, что мы, наконец, соединимся снова со своими братьями украинцами и белорусами.
2. Всехристианской гармонии никогда не будет. Будет Вселенская Церковь Антихриста, дорогу которой сегодня прокладывают экуменисты. Но я надеюсь на то, что русский народ проснется, потому что наша генетическая память очень сильна. Наш народ несет в мир знание о Истинном Боге, поэтому ему пока рано умирать. Я думаю, что ещё будет короткий период духовного и, соответственно, культурного расцвета в нашей стране (только в нашей) перед концом мира.
3. Отстаивая православие, мы не отказываемся от своего лица. Каждая культура и место рождения уникальны и генетически в нас заложены многие как-бы их "программы", а история - это такая ценность, которая многому нас учит. Обязательно надо хранить свою историю и культуру. Однако ассимиляция уже сегодня очень чувствуется, понятие русский - это понятие относительное, его невозможно вычислить генетически или ещё каким-то другим естественно-научным методом. Это именно ментальные характеристики. Природа самого христианства такова, что брат по духу мне ближе брата по крови. Судя по тому, что сегодня происходит, К.Леонтьев прав: не единственная, но ГЛАВНАЯ ценность, которую русский народ может и должен отстаивать, - это Православие, которое он принял от Византии.

Я даже больше скажу. Если русский народ потеряет православие, то он тут же потеряет и себя. Поглотится и ассимилируется экспансией тюрков или китайцев (о которых ещё Гумилев предупреждал). Про европейскую и американскую экспансию я вообще молчу, это и так ясно. И никакие язычники ситуацию не спасут, ибо они не защищены Богом. С язычниками нам по пути только до определенного момента.

4. Что касается Достоевского и его роли в зарождении "розового христианства", то о.Георгий пожалуй неправ, а К.Леонтьев был прав на этот счет . В "Дневниках писателя за 1876г." есть высказывания Достоевского, которые оформлены достаточно ясно и уже видно, к каким последствиям эти его соображения приведут в дальнейшем.  Так, говоря о реформах Петра, Достоевский их однозначно оценивает как положительные и "беспримерно расширяющие русский взгляд", а затем странным образом сначала вроде бы правильную мысль заканчивает нелогичным в контексте статьи заключением:
"Таким образом, через реформу Петра произошло расширение прежней же нашей идеи, русской московской идеи, (...) усиленное понимание её: мы сознали тем самым всемирное назначение наше, личность и роль нашу в человечестве, и не могли не сознать, что назначение и роль эта не похожи на таковые же у других народов, ибо там каждая народная личность живет обособленно, единственно для себя и в себя, а мы начнем теперь, когда пришло время, именно с того, что станем всем слугами, для всеобщего примирения. И это вовсе не позорно, напротив, в этом величие наше, потому что всё это ведёт к окончательному единению человечества. Кто хочет быть выше всех в царствии божием - стань всем слугой. Вот так я понимаю русское предназначение в его идеале".
!!!!!
(Достоевский Ф.М.  Из "Дневника писателя 1876г." // Ф.Достоевский. Искания и размышления. М., "Советская Россия", 1983. С.282)

Т.е. понятно, откуда эти идеи "розового христианства" появились потом у Толстого и пр...

5. По определению "розового христианства" я с о.Георгием согласна. Добавлю только то, что касается лично Толстого.

Есть мышление по горизонтали, когда мыслят рассудком и вычисляют причинно-следственные связи, а есть мышление по вертикали, оно характерно для философского склада ума. У Толстого преобладает рассудочное мышление.
Надо сказать, что Святые отцы различают рассудок (как низшую способность мышления), затем разум (творчество) и ум. Ум отцы иногда отождествляют с духом человеческим. Так вот, дух определяет качество нашего ума и, соответственно, разума. Если мы стяжаем Святой Дух, то Бог открывается нам в Своих Истинах. От того, каким духом движим человек (Святым Духом или дусями падшими) зависит рассудочная и разумная деятельность человека.

У Толстого были большие проблемы с умом (= духом). Он не знал, что такое Святой Дух и вообще не понимал Кто такой Бог. Не было у него этого знания, это сразу видно по его творчеству. Отсюда его блуждания исключительно по горизонтали и его заблуждения относительно истинного, православного христианства.

толстовщина, православная антропология, Достоевский

Previous post Next post
Up