Более полное название поста: "Кизилташ - жизнь через колючую проволоку соседей: старинного монастыря и военного городка. Монастырь Святителя Стефана Сурожского в селе Краснокаменка (Крым)"
Поездка в Кизилташский монастырь - маршрут не слишком известный и популярный среди крымских путешественников и даже паломников. И тому есть причина, а именно -труднодоступность этого места.
Среди экскурсионных программ туристических бюро вы этот маршрут и вовсе не отыщите, нам туда удалость попасть через паломническую службу при Свято-Покровском храме города Судак, которая регулярно организует поездки в монастырь. В службе при храме нас предупредили, что прямо к территории монастыря на автомобиле подъехать не получится, нужно будет пройти пешком по горной тропе около 40-ка минут.
Новый храм Преподобного Серафима Саровского в Кизилташе:
Ну, что ж, мы дороги не испугались, тем более, что бабушка-свечница из лавки при храме нас заверила, что тропа несложная и она сама по ней ходит раз в год непременно. Раз с таким маршрутом справляется бабушка-крымчанка, то наша небольшая группа, среди членов которой были даже опытные альпинисты, уж, точно должна пройти без напряжения, решили мы.
1. Скит Святого Стефана в Кизилташе. Гравюра 1870-х гг.
Мы видим православный крест на вершине горы, один из 4-х:
Церковный комплекс располагается высоко на склонах гор, недалеко от курортного города Судак. Место расположения монастыря знаменито чистейшей водой источников и лесистой местностью. Это уютное место мало изучено археологическими экспедициями и керамику VIII века и бронзу X-XVI столетий здесь иногда находят даже простые путешественники.
Рассказывая о Кизилташском монастыре, нельзя не коснуться истории его возникновения, без этого рассказ об этом удивительном месте, Кизилташ, будет неполным.
Долина Кизилташ, часто именуемая Крымской Швейцарией, была густо заселена людьми, которых притягивали живописные места с теплым климатом. Об этом свидетельствуют многочисленные находки археологов.
Начать рассказ нам поможет глава из книги "Судак Православный", ее автор - протоиерей Валентин Ромушин [1].
"... В 1856 г. стараниями архиепископа Иннокентия (Борисова) в урочище Кизилташ (что в переводе с крымскотатарского означает "красный камень") был основан Кизилташский монастырь Святого Стефана Сурожского.
... В миру Иван Алексеевич Борисов был знаменитым богословом и проповедником. Его отличали ораторский талант и обширные знания, за что современники называли его "русским Златоустом". После себя он оставил много сочинений, архиепископ стремился к возрождению старых и созданию новых крымских монастырей на месте наиболее почитаемых памятников христианства.
Отец Иннокентий был не только энциклопедистом и талантливым оратором, но и настоящим патриотом. Узнав о начале Крымской войны, он оставил кафедру, находившуюся в Одессе, и отправился туда, где велись боевые действия, в Севастополь. Во время обороны Севастополя он много молился вместе с защитниками города, лично освящал иконы, присылаемые в Крым со всех концов России, обращался к раненным со словами утешительных проповедей, совершал обряды отпеваний. В 1997 году архиепископ Иннокентий был причислен к лику святых." - конец цитаты [1].
2. Архиепископ Иннокентий (в миру Борисов):
О масштабе личности этого человека можно судить также по короткой заметке о нем из словаря Брокгауза и Эфрона:
.
.
“Он ввёл новый метод изложения богословия - исторический и историко-сравнительный, широко пользуясь пособиями западной богословской литературы, преимущественно протестантской, самобытно работая по первоисточникам. В продолжение 16 лет профессорства он преподавал, в самостоятельной обработке, все главные отрасли богословия. Обладая блестящим даром изложения, он оживил интерес к учёным занятиям среди учащихся.
... Им введены были новые предметы преподавания. ... Он образовал целое поколение русских богословов и ученых, и принимал деятельное участие в переустройстве духовно-учебных заведений...”
.
.
.
Однако вернемся к истории монастыря.
Отец Валентин в своей книге упоминает, что православные монастыри в Крыму основывались преимущественно на месте уже когда-то существовавших древних православных святынь, тем самым продолжая культурную и духовную традицию. Кизилташский монастырь не был исключением.
По преданию, в VIII веке в Кизилташе располагалась летняя резиденция Стефана Сурожского, первого епископа Сугдеи (греческое византийское название Судака), который, согласно письменным источникам, родился в 682 году в Капподокии (современная Турция) в знатной семье, получил блестящее философское образование, был рукоположен, какое-то время жил у византийских пустынников, а затем был отправлен в качестве епископа в Сугдейскую епархию.
В Сугдее Стефан примером своей жизни и проповедью достиг больших успехов - в течение пяти лет жители города и его окрестностей приняли христианство. Святой Стефан претерпел в жизни и тяжелые испытания: во время иконоборческих реформ, как нежелающего отречься от святынь, византийский император Лев III отправил его в заключение. Однако после смерти Льва III на престол вступил его сын, который отпустил всех заключенных, включая и Сятого Стефана, и тот благополучно возвратился в Сугдею.
Рукописные сохранившиеся документы говорят о нем, как о человеке не только добром, милостивом, но и как о провидце, который часто предсказывал события и обладал даром исцеления.
Мощи Святого Стефана были погребены в храме Святой Софии в Судаке, но в дальнейшем, в связи с частыми набегами кочевников и осквернениями православных святынь, мощи были скрыты верующими. Где они находятся сейчас - неизвестно.
3. Памятник Святому Стефану Сурожскому на центральной площади г. Судак, установлен в 2016 г., передан в дар городу от Свердловской области:
4. Иконописное изображение Святого Стефана Сурожского:
По историческим сводкам в начале XIV столетия в Кизилташской долине располагался армянский монастырь (Апостольской Святой Церкви), в котором работала духовная семинария и преподавалась церковная музыка. Там построили церковь во имя Пречистой Девы.
Некоторые исследователи утверждают, что здесь же воздвигли и другой православный памятник - монастырь имени Иоанна Предтечи.
Археологические раскопки подтвердили: в пещере с источником располагалась каменная часовня с росписью стен, не сохранившейся до наших дней. В XIX столетии в долине обнаружили развалины храма и камень, на одной стороне которого был высечен крест. Археологи также нашли часть колонны с изображением апостолов.
В середине XIV века христианская культура в Кизилташской долине начинает угасать под влиянием ислама, усилившего позиции на полуострове. Православные монастыри были закрыты или разрушены после того, как османская армия завоевала близлежащие генуэзские крепости.
С монастырем и его основанием связано еще одно важное событие, а именно - явление иконы Богородицы.
“... В 1825 г. в Красной пещере Кизилташа, в источнике, отузский татарин-пастух нашел деревянную икону Божией Матери, размером 9Х9 см, образ плыл на поверхности воды. Пастух отдал икону встретившемуся по дороге греку-купцу, а тот отвез ее в Феодосию и передал протоиерею Иосифу. В конце XIX века эта икона, украшенная серебряным позолоченным окладом, находилась над Царскими вратами Свято-Успенского храма Кизилташского монастыря. Сегодняшнее местонахождение святыни неизвестно.
С той поры в пещере, где найдена была икона, стали устраиваться регулярные молебны, для чего приглашались городские и сельские священники. А в 1830-х гг. в пещере поселилась болгарская подвижница, девушка по имени Константина, которая впоследствии стала основательницей женского Топловского монастыря." - конец цитаты [1].
Через 12 лет здесь построили часовню, именно в этом месте и находилась икона и найденная мраморная плита с изображением апостолов.
Вскоре рядом с гротом двое богомольцев построили скит, где они жили и занимались служением.
Мне лично показался интересным тот факт, что в этой народной легенде о явлении иконы Богородицы участие в событиях принимают представители разных национальностей Крыма - крымский татарин, грек, русский в лице протоиерея Иосифа. Таким образом, эта духовная святыня, икона Богородицы и ее явление как бы становятся частью всех культур, объединяют несколько национальностей, даже несмотря на различие в вероисповедании.
В середине XIX столетия долину Кизилташ посетил архиепископ Иннокентий. Он освятил часовню и дал благословение на возведение монастыря.
Первым игуменом мужского монастыря стал преподобный иеромонах Арсений, который руководил возведением построек вокруг целебного источника.
"...В первые годы существования монастырь представлял собой ветхий дом, 4 землянки и 11 человек малограмотной братии ... Но вскоре обитель начала крепнуть: в монастыре построили каменные террасы, два братских корпуса, гостиницу с мезонином, церковь, каменный колодец. Лес в окрестностях превратили в прекрасный сад, разбивали огороды, виноградники, растили хлеб; соорудили мельницу, завели табун лошадей, пасеку и рогатый скот..." - конц цитаты [1].
Приемником Арсения становится игумен Парфений, который также руководил постройками церковного комплекса.
Со временем в монастыре были построены две каменные церкви: первая - храм во имя Успения Богородицы в 1870 году. Этот храм не отапливался, богослужения в нем совершались только летом. Вторую церковь построили в 1885 году и освятили в честь Святого Стефана Сурожского. Богослужения в этой церкви совершались только в зимнее время. Отапливался храм одной печью: размер церкви составлял около 13 м на 6 м.
На вершине близлежащих гор поставили грандиозные православные кресты, служащие ориентиром для паломников.
Чтобы читатель мог составить представление о масштабах монастыря, скажем, что в 1890 году монастырская братия состояла уже из 63 человек, монастырь владел 250 Га земли. На территории монастыря монахами были сооружены резервуары-накопители воды, куда вода поступала из горных родников, то есть братия была полностью обеспечена пресной водой независимо от того, прошли ли дожди или засушливое случилось лето.
5. Два фото монастыря, 2-я половина XIX-го века:
6.
Большую часть дня монахи проводили в физическом труде или молитве.
"... Богослужение совершалось по уставу Афонской горы: было установлено неусыпаемое чтение Псалтири, Божественную Литургию служили ежедневно, а хор монашеской братии за богослужением составлял 15 и более человек. По субботам и большим праздникам служили Всенощное бдение (с вечера и до полуночи), которое продолжалось не менее 5-ти часов.
Расписание служб было следующее:
Летом:
17. 00 - вечерня
2.30 - утреня
7.30 - Божественная Литургия
Зимой:
16. 00 - вечерня
3.30 - утреня
8.30 - Божественная Литургия" - конец цитаты [1].
____________________
А теперь несколько отвлечемся от истории монастыря и покажем фото тропы к монастырю и прекрасных крымских лесных видов с нее.
7. Вид с тропы по дороге к монастырю и далее 8 фото:
8.
9. На тропе по дороге в монастырь, обитель показалась из лесного моря:
10.
11.
12. На тропе по дороге к монастырю, тропа довольно пологая, идти совсем несложно, особенно опираясь на палки-посохи, которые заранее готовят для паломников монахи:
13. Скамейка для отдыха на тропе:
14. На территории монастыря:
15.
16. Впереди храм Святого Серафима Саровского:
17.
18.
19. Убранство внутри храма, фото из интернета (это и ниже):
20.
21. Другие постройки монастыря (фото из интернета):
Обитель всегда была довольно труднодоступным местом:
"...Со всех сторон монастырь окружали могучие стражники - скалистые горы, увенчанные дубовыми крестами. На вершинах гор священные христианские символы были установлены неспроста. Они, как маяки, указывали странникам путь. Эти четыре креста, по рассказам паломников, порой было видно за четыре версты" - конец цитаты [1].
Именно эти кресты и указали дорогу в киновию (Кизилташская киновия - так назывался тогда монастырь) в свое время известной писательнице, путешественнице и поэтессе второй половины XIX столетия, княгине Елене Сергеевне Горчаковой, племяннице генерала Горчакова, героя Бородинской битвы.
22. Княгиня Елена Сергеевна Горчакова:
Свое путешествие в монастырь она описала в книге "Воспоминания о Крыме" (1883 г., в наше время переиздана с адаптацией на современный русский язык), приведем отрывок из нее о том, как трудна была дорога в те времена в монастырь для паломников:
.
.
"... Ну как тут проедешь, барина?" - с отчаянием в голосе крикнул [извозчик-тататрин] и со всего маха ударил по лошадям; они взвились и буквально перелетели через один камень, через другой, через третий; коляска скакала по ним и дребезжала рессорами, колесами, фонарями - всем, что в ней было металлического. Я не на шутку струсила и начала жалеть о своем упрямстве. После этих камней на дороге явились какие-то гигантские гранитные ступени, и по ним-то умные лошади, собрав вместе все свои четыре ноги, то спрыгивали с одной ступени на другую, то скользили на своих гладких подковах, как на салазках, за ними не отставая, но отчаянно кидаясь из стороны в сторону, скакала и скользила коляска.
Ибраим давно сошел с козел и, предоставив Аллаху судьбу лошадей и экипажа, беспомощно смотрел на эту удивительную эквилибристику. Ни в одном цирке, конечно, ни один наездник не согласился бы выделывать и половины тех штук, которые поневоле выделывали его татарские кони. Наконец спуск кончился, послышался страшный треск и лошади остановились, как вкопанные на краю глубокого обрыва. Я была уверена, что рессоры лопнули и что нам придется идти пешком до монастыря. Но все обошлось: подушки, мешки и прочие пожитки лежали в беспорядке на дне коляски, какие-то железки стояли торчком около козел, постромка у левой пристяжной была оторвана ,...на спине коренной была царапина, левая пристяжная сильно хромала, а бедный Ибраим, изнемогая от жары и волнения, с трудом усаживался на козлы. "Ну, барина, - сказал он, - проехали !...
... Когда мы были на вершине горы, ... Кизилташская киновия выглянула на минуту из моря лесов, но сейчас же снова скрылась за лесными горами и красными скалами, возвышающимися исполинским амфитеатром вокруг пустынной обители. На вершине двух высочайших утесов виднелись два креста. Говорят, что они огромны, но нам показалось, что они свиты из тончайшей проволоки и едва заметны на синем небе, по которому в эту минуту плавно кружили орлы. Эти кресты служат издали маяком для богомольцев, пробирающихся к монастырю глухими лесными тропинками.
Третий крест осенял темную скалу пониже; в ней виднелась небольшая впадина и спускалась неправильными поворотами черная узкая щель; я думала, что это природная трещина в утесе, но потом, быв в монастыре, я поднялась по этой щели (живописная и предлинная лестница) до самой впадины, которая оказалась пещерой с полинялыми благочестивыми фресками и вечно журчащим источником..." - конец цитаты [2].
.
.
.
Количество паломников, посещавших монастырь, с каждым годом росло, братия тоже прибывала и ничто не предвещало беды. Но ХХ веке для монастыря начался с тяжких испытаний и стал впоследствии роковым.
" ... В феврале 1907 г. на Феодосийском подворье монастыря были убиты монах и послушник - они стали жертвами безбожных грабителей. ... Затем наступили наступили тяжелые дни переворотов, войн и братоубийственных распрей.
22 апреля 1920 г. на Кизилташский монастырь был совершен вооруженный налет. Грабители унесли казну и документы обители. ...Судя по количеству нападавших и их вооружению, это были "зеленые", укрывавшиеся в горах в годы Гражданской войны.
В 1923 г. с подачи НКВД Президиум КрымЦИК принял решение о ликвидации Кизилташского Стефано-Сурожского монастыря.
В 1926 г. с церквей снесли кресты и некоторые купола. На Успенском храме водрузили красное знамя.
До 1935 г. на территории монастыря располагалась сельскохозяйственная артель.
С 1935 г. - находился санаторий Московского Военного округа (преимущественно для высшего летного состава).
В годы Великой Отечественной войны здесь находилась база партизанского отряда, затем снова открылся санаторий..." - конец цитаты [1].
В 1950 г. по приказу Лаврентия Берии здания монастыря были взорваны. На территории Кизилташской обители устроили ядерный арсенал Черноморского флота.
В 1992 г. ядерные боеприпасы из Кизилташа вывезли, их место заняло обычное оружие.
Многие годы о военном городке Кизилташ, называвшемся Краснокаменкой, жители Крыма не знали вовсе. Это был закрытый городок с населением три тысячи человек, о котором молчали даже дорожные знаки.
Этот военный объект, как правило, упоминался лишь как "Предприятие абонентский ящик 105", позднее переименован в "Феодосия 13".
Крымские старожилы, которых я расспрашивала о Кизилташе, рассказали мне много интересного: например, что устроиться на работу в этот городок можно было только на срок пять лет и никак не меньше, при том покидать город в этот промежуток времени запрещалось строжайше, за это грозило тюремное заключение. Городок бы полностью закрыт от внешнего мира: здесь были свои детские сады, школы, профтехучилища, столовые, прачечные, магазины.
По периметру он был оцеплен колючей проволокой под напряжением, а добраться до него по горным дорогам было совсем не просто. Первыми рабочими в поселке были специально отобранные крымские татары, которых ранее в 1944 г. из Крыма планировали депортировать: из отрядов, подлежавших депортации, выбирали самых физически крепких. А также на строительстве городка работали заключенные и политзаключенные.
От местных жителей я услышала еще одну легенду - о том, что строители московского метро, построившие в 60-е годы тоннель, проведший воду в Ялту через горы из Загорского и Счастливенского водохранилищ, построили и подземный тоннель от Кизилташа к морю. И, если это правда, выход в Черное море был в районе
Лисьей бухты, для того, чтобы подводные лодки могли тайно заходить под водой за ядерными боеприпасами прямо в урочище. Легенда кажется достаточно достоверной, если учесть то, что расстояние от Кизилташа до моря не более 5 км (такое же расстояние и тоннеля к Ялте), а Лисья бухта находится на удалении от жилых построек и в те годы была достаточно безлюдной.
Говорят еще, что в Кизилташе высоким был уровень самоубийств: чаще всего военнослужащие прыгали в пропасть именно с тех скал, на которых раньше были установлены кресты.
Однако вернемся к истории монастыря, который сегодня возрожден и принимает паломников.
Летом 1995 г. в Кизилташ приехал проходивший послушание в армии Украины офицер-священник Николай Демьянюк. На его плечи возложили обязанности воспитания военнослужащих и решение вопроса возрождения монастыря Кизилташ.
15 апреля 1997 г., стараниями архиепископа Симферопольского и Крымского Лазаря, Священный Синод Украинской Православной Церкви постановил открыть Кизилташскую обитель и благословил ее возрождение.
Члены церковного совета благословили запрос и утвердили Николая Демьянюка здешним наместником.
Церкви была возвращена часть монастырской территории, возведен храм в честь Серафима Саровского, приведено в порядок кладбище, проделаны другие восстановительные работы.
В 2000 г. началось строительство братских корпусов.
Вскоре был построен храм для местного населения и военных. Сегодня обитель продолжает обустраиваться.
Сейчас здесь находятся мощи православных святых:
Георгия Победоносца;
святого Стефана;
преподобных Иннокентия и Гавриила.
________________________
Послушник, который сопровождал нас во время осмотра монастыря, рассказал, что сейчас количество братии и послушников составляет 15 человек. Жизнь в монастыре довольно сурова: военные разрешили монастырю подключиться к линиям электропередач, поэтому электричеством монахи могут пользоваться в полной мере, но зимой отопление печное, собирают древесный сухостой в лесу, на что имеют отдельное разрешение.
Основные проблемы монастырь испытывает в плане подачи воды, поскольку древний колодец на территории монастыря в засушливые годы мелеет, а монастырские пруды находятся на территории военной части.
Прошлым летом воду в монастырь доставляли по горной тропе и привозили из Феодосии.
При монастыре есть небольшое стадо коз, пасека. Большую часть времени монахи работают и молятся: послушник показал нам новый деревянный храм, построенный в честь Серафима Саровского и братский корпус тоже новой постройки.
В самом конце посещения мы поднялись по железной винтовой лестнице в пещеру - ее название Святая, откуда открывается захватывающий дух вид на всю Кизилташскую долину (в ней есть источник сероводородной воды, сейчас периодически пересыхающий), и потом мы зашли на древнее монастырское кладбище: утомленные зноем мы присели у древних могил, напились холодной воды, которую раньше набрали в монастырском колодце и прислушались:
" ... Мертвая тишина царствовала кругом и прерывалась только журчаньем воды, бежавшей по канавкам в монастырский прудок, и звонким треском цикады: она в этот ранний час только еще начинала свои однообразные трели, сберегая для жгучего полдня всю силу своих оглушающих нот ..." - вспомнились мне строки, написанные об этом месте княгиней Еленой Сергеевной Горчаковой.
23. Вид с обзорной площадки близ монастыря (два фото ниже): внизу виден закрытый военный городок, территория, ему принадлежащая, обнесена колючей проволокой:
24.
25.
26. У источника, он оформлен в виде колодца:
27.
28.
29. У братии есть несколько кошек и небольшое стадо коз, которые разгуливают по территории абсолютно свободно, так что, следите за своим багажом: козы иногда "расчехляют" сумки путешественников в поисках съестного:
30. Фундаменты келий древнего монастыря:
31. Грот Кизилташского монастыря (два фото ниже) в пещере под названием Святая.
Грот знаменит целебным источником со святой водой. Есть предположение, что именно здесь жил и молился преподобный Стефан Сурожский:
32.
33. Вид на Кизилташский монастырь, таким он был в конце XIX-го века, реконструкция:
______________________
Очень редкое видео из сети, о том, как обустроен военный городок Краснокаменка. Конечно, только бытовая зона, а не военная (виден только бетонный забор военной зоны). Видео снято 29 апреля 2014 года, в момент смены власти.
Click to view
_______________________
"Адреса, пароли, явки":
При работе над статьей использованы материалы паломнической поездки в монастырь, личные впечатления и фото, др. источники, книги:
1. Протоиерей Валентин Ромушин, "Судак Православный" , Очерк-путеводитель. Симферополь, Новая Ореанда, 2009 г.
2. Елена Сергеевна Горчакова, "Воспоминания о Крыме", ОАО "Симферопольская городская типография", 2008 г., адаптировано на современный русский язык по изданию 1883 г.
3. Православный сайт "
Вера" и др. материалы
Доехать до монастыря можно автобусом "Феодосия - Урочище" или также из г. Судак на своем транспорте до поселка Краснокаменка.
Адрес монастыря: г. Феодосия, с. Краснокаменка, урочище Кизилташ.
Подворье Кизилташского монастыря: Свято-Покровский храм расположен в г. Судаке, ул. Ленина 27.
Контакты: +79788326826; kiziltash.org
Паломнический центр Кизилташского монастыря "Покров", телефон: +79167769333
Информация для паломников (irina_co)
Для посещения монастыря (лето-осень 2020 г.) сумма пожертвования составляла 750 руб. с человека, в эту сумму входила поездка на микроавтобусе от храма в Судаке до начала тропы к монастырю и в конце посещения возращение обратно на микроавтобусе в Судак к Свято-Покровскому храму.
Поездка от Судака до самого урочища занимает не менее 40 минут, дорога довольно сложная, в силу того, что рельеф вокруг долины был намеренно изменен военными (производились выемки и подсыпки грунта, чтобы долина не просматривалась при подъезде; тем, кого сильно укачивает, будет не слишком комфортно).
Далее паломники выходят из автобуса и поднимаются по тропе в горы в сопровождении водителя, экскурсию по монастырю проводят послушники, возможно монахов во время посещения вы и вовсе не увидите, поскольку они максимально стараются избегать общения с мирянами.
На территории монастыря можно набрать воды из древнего колодца или из целебного сероводородного источника в Святой пещере. Также можно подать записки в храме на Проскомидию, за Здравие, за Упокой. Сам осмотр территории длится около 1,5 часов, поэтому вся поездка от храма в Судаке и обратно занимает не менее 4, 5 часов.
Всех паломников заранее просят одеваться подобающе: для женщин необходима длинная юбка, прикрытые плечи, платок на голове; мужчинам нужно быть в длинных брюках.
На территории монастыря нужно отключить телефоны. Не так давно перед входом на территорию монастыря висела табличка, что вход разрешен только паломникам, а туристам - нет. Сейчас мы ее не увидели, но стоит уважать такую позицию братьев-монахов.