В 2015 году наша семья поселилась в Крыму, на сегодняшний день немаленький процент населения которого составляют крымские татары. А были времена (с мая 1944 года до 80-х годов 20-го века - все представители этого народа проживали в депортации в Средней Азии, но в конце этого периода стали возвращаться в Крым). Мы сейчас живем невдалеке от большого татарского поселка Асрет в городском образовании Судак; естественно, это вызывает у нас интерес к изучению культуры, быта и обычаев этого народа.
В 2017 году американский журнал Vogue опубликовал статью, посвященную культуре крымских татар, в частности, в ней были показаны традиционные национальные костюмы татарских женщин, фото этой фотосессии приведу ниже. А дальше я дам информацию по объявленной теме с иллюстрациями.
В первой части поста - об истории, жилищах, религии; а во второй - о ремеслах, образовании, одежде, украшениях, предметах быта.
О характерных атрибутах крымскотатарского костюма, шапочке фес (для незамужних девушек), платке марама, поясе (кушаке) с пряжкой, выполненной в национальной ювелирной технике накладной филиграни из золота или серебра, расскажу во второй части подробнее, а сейчас просто посмотрите фотографии, чтобы проникнуться национальным колоритом, с фотосессии американского журнала Vogue, модели - крымские татарки:
Крымские татары как нация сформировались в результате слияния мигрировавшего в Крым преимущественно кочевого тюркоязычного населения и обитавших здесь оседлых жителей горных и прибрежных частей полуострова.
В крымской степи тюркоязычные поселения появились еще в раннее Средневековье. Некоторые исследователи отмечают, что гунны поселились в крымской степи в первой половине V века, а к XIII веку сложился смешанный печенежско-половецкий этнос.
В XIII веке большая часть Крыма, в основном степная, вошла в состав Золотой Орды. На этих землях был создан Крымский юрт с центром в городе Солхате (ныне город Старый Крым).
В XV веке Золотая Орда распалась. В 1440-е годы образовалось Крымское ханство, включавшее в себя, кроме части Крыма, земли между Дунаем и Днепром, Приазовье и часть Прикубанья. Во главе государства стояли ханы из рода Гиреев.
В 1475 году Крым был завоеван Турцией. Крымские ханы попали в зависимость от Турции и такое положение сохранялось в Крыму до 1774 года.
История Крымского ханства заканчивается с присоединением Крыма к Российской империи в 1783 году.
О современных крымских татарах
В районе Судака проживает много крымских татар, а точнее - они живут в татарском поселке Асрет, именно о них мне хотелось бы немного рассказать.
Присутствие татар заметно и на улицах города: татарские женщины обязательно покрывают голову, руки и плечи, когда выходят в город, и даже так они одеты дома. Они не носят никаких специальных видов одежды, как женщины-масульманки в многих арабских странах, просто волосы должны быть прикрыты и не должно быть открытых частей тела. Многие крымские татарки имеют очень тонкие, удлиненные черты лица и вообще очень красивы.
Занятие крымских татар сейчас - они в основном ведут небольшой частный бизнес на побережье, связанный с торговлей, также работают в такси. Женщины почти никогда не работают, исключение составляют, пожалуй, только семейные магазинчики, где они часто стоят за прилавком. Вообще же татарские женщины живут довольно замкнутой жизнью и тратят большую часть времени на то, чтобы "вести дом": следят за детьми, готовят, делают многочисленные заготовки на зиму, ухаживают за домашними животными (некоторые держат кур, кроликов, птицу, коз). Дома у них традиционно большие, рассчитанные на многочисленное количество детей и родственников.
Семья обязательно живет целым кланом: жена, муж, свекровь, свекр, сын, маленькие дети, а иногда еще и другие престарелые родственники. Для крымских татар огромную роль играет их история и национальная культура, традиции и обычаи: например, в их поселке даже есть небольшой музей, посвященный репатриации татар в Крым. Многие из них прекрасно говорят на русском языке, но некоторые разговаривают с сильным акцентом. Без исключения все они владеют своим родным языком.
Крымские татары дружелюбны, особенно если вы сами демонстрируете позитивный настрой. Но, в свой личный внутрисемейный мир они предпочитают посторонних не допускать.
Чем еще вас могут удивить жители Судака-татары? Они очень общительны: не стоит смущаться, если их вопросы покажутся вам слишком "личными", тут это возможно (в отличие от Москвы). Также первое время проживания в Крыму меня поражало, насколько легко люди заводят разговоры с незнакомцами. В московском метро, этого, знаете ли, не бывает. А здесь все располагает к общению: отсутствие серьезных стрессов, солнце и прекрасная природа. Поэтому, приходя на рынок, будьте готовы обсудить погоду, качество продуктов, и даже ваш сегодняшний наряд (здесь принято наряжаться для похода в город, в том числе - на рынок).
Исторические данные
Крымские татары делятся на три субэтнические группы: степные татары или ногайцы (ногъай), предгорные и горные татары (таты) и южнобережные (ялыбойлю), относящиеся к переднеазиатской расе большой европеоидной расы. Степные татары имеют небольшую примесь монголоидной крови.
Основным занятием крымских татар все века являлось земледелие. На южном берегу, в горных и предгорных районах Крыма они занимались садоводством, виноградарством, табаководством, сеяли пшеницу и лен. В степных районах Крыма было особенно развито животноводство, прежде всего - разведение овец и коней.
Главными ремесленными центрами у крымских татар считались города Бахчисарай и Карасубазар.
У кочевников татар активно развивались ремесла, связанные с обработкой шерсти (производство войлоков) и выделки кожи, также ценились мастера, занимавшиеся обработкой металлов.
Наибольшим почетом в Крыму пользовался труд кожевенников, хорошо было развито оружейное производство. Произведенным в Крыму оружием торговали в разных странах, оно высоко ценилось в Европе и на Востоке.
Обоз в степи. Акварель Карло Босолли (середина 19 века):
Передвижение крымских татар на верблюдах и лошадях по степи:
Гора Столовая (Ак-Кая, современное фото) недалеко от Карасубазара (сегодня город Белогорск). К очередной годовщине восшествия Екатерины Второй на престол (28 июня 1793 года) было приурочено принятие присяги на верность императорскому дому. Беи, мурзы и священнослужители были собраны на плоской вершине горы Ак-Кая, где наместник России на юге, Григорий Александрович Потемкин, довел до их сведения приказ о принятии жителей Крыма в российское подданство:
На улицах Карасубазара, 1920-е годы:
Дома в современном поселке Асрет очень похожи на дома в горных селах близ Ялты - просторные, часто с балконом и галереей, лестницей, двух- и трехэтажные. Они могут быть отделаны камнем в традиционной татарской традиции. Вокруг дома обычно находится большой сад с розарием, деревьями граната, персиковыми и обязательно - с виноградом.
В центре поселка - детская площадка, которую "сделали всем миром". На площадке установлен настоящий колодец с автоматизированным насосом и 2-мя фонтанами, из которых можно напиться свежей прохладной воды в любой знойный летний день (фонтан в виде слоника и дракона). После школы многие малыши здесь играют под присмотром пары подростков (которым доверяют приглядывать за маленькими).
Наш сосед Тимофеич рассказал, как заселялись эти места. Он раньше работал лесником в лесопарке, который прилегает к поселку Асрет (лесопарк около подножия горы Перчем, любимое место отдыха жителей Судака). В 1989 году первые крымские татары стали возвращаться в эти места. Сначала их постройки рушили власти, но переселенцы шли на любые меры, чтобы остаться, устраивали акты самосожжения, пикеты.
Тогда Советские власти все же оставили переселенцев в покое. Первые зимы были для них особо тяжелыми, люди жили в землянках и временных укрытиях, нуждались во всем.
Часто у них не было теплой пищи, воды, зимней одежды. Тимофеич старался им помогать, как и многие другие крымчане. Отдавал теплые одеяла, дрова, топливо, помогал продуктами (к слову сказать, сам он русский из Симферополя, а его жена по национальности - гуцулка с Западной Украины).
В связи с этим старейшины и жители поселка считают его теперь очень уважаемым человеком и приглашают на свадьбы и другие торжества как почетного гостя.
Теперь поселок разросся. Над крышами гордо развевается татарский флаг. Официальное право собственности на землю и дома жители поселка получили совсем недавно, после 2014 года, уже во время российского правления.
О религии, о жилищах крымских татар
В зависимости от местности, в которой проживали крымские татары, определялось и несколько типов жилищ. В степном Крыму, у ногайских татар, дома строились из кирпича-самана. Внутри дом делился на спальню и кухню.
В предгорьях, в горном Крыму, на южном берегу в качестве строительного материала использовали необработанный камень, речной камень, прутья лесного ореха. Такие дома были двухэтажными, длиной 10-15 метров, шириной 3-5 м.
Вдоль второго этажа шла крытая веранда, к которой со двора пристраивалась наружная лестница. С веранды несколько дверей вели во внутренние помещения, отдельные двери вели в гостиную и спальню.
Ориентированы дома были окнами на восток. Двор вокруг дома делился на две части, находящиеся на разных уровнях. Нижний двор был хозяйственным, в верхней части разбивали сад.
Крымские татары - мусульмане-суниты. Каждый мусульманин стремился иметь дома Коран, который висел в сумочке недалеко от постели и служил оберегом.
Все важные события в жизни мусульман освещались молитвой. Крымские татары отмечали главные мусульманские праздники "Курбан-байрам" (праздник жертвоприношения) и "Ораза-байрам" (праздник разговения, знаменует завершение поста в месяце Рамадан).
Главой семьи у крымских татар является мужчина. В семье существует четкое разделение обязанностей и рода занятий между мужчинами и женщинами. В Крыму изначально существовало два разных уклада семейной жизни - у степных и горно-прибрежных татар. Каждый из них имеет свои особенности, но объединяет их единая религиозная система взглядов.
На фото внизу:
1 - тип старой татарской горной постройки дер. Укут Алуштинского района, 1927 г.
2 - вид села Биюк-Озенбаш (теперь село Счастливое Бахчисарайского района), 1930-е г.
3 - крымскотатарская сакля, начало XX века
4 -7 типы крымскотатарских жилищ, 1920 г.
"... В 1312 году верховную власть в Золотой орде захватывает хан Узбек, провозгласивший в целях ее укрепления и централизации официальной религией среди своих подданных ИСЛАМ.
Столицей Крымского улуса и резиденцией в 14-м веке становится город "Къырым" или "Крым". Происхождение этого названия трактуется неоднозначно, но наиболее распространенной версией является та, в которой слово "къырым" переводится как "холм". Одновременно город именовался Солхатом (от итальянского solcata - "борозда", "ров"). Это название было в основном в ходу у генуэзских торговцев.
В это время в столице улуса начинают возводиться мечети, медресе (высшее мусульманское духовное училище). Здесь в 1314 г. (в Солхате) было начато сооружение мечети, названной в честь самого хана Узбека...."[1]
Татарские дома и их интерьер на старинных картинах, гравюрах и акварелях, фото.
Южный базар. Картина Премацци Луиджи:
Внутри крымскотатарского жилища. Художник Вильгельм Кизеветтер, 1845-1847 гг:
Крымскотатарский дом в деревне Алупка. Художник Карло Босолли (середина 19 века):
Татарский дворик в Крыму. Картина Никонора Чернецова:
Интерьер дома у приазовских татар - ногаев. Гравюра Даниеля Шлаттера. 1822-1828 гг:
Кухня приазовских татар - ногаев. Гравюра Даниеля Шлаттера. 1822-1828 гг:
Интерьер крымскотатарского дома в с. Капсихор. Картина Раффе 1837-1846 гг:
Комната в доме мирзы в Байдарской долине. 1856 г:
Внутренность крымскотатарского дома. 1893 г:
Внутренний вид крымскотатарского дома:
Спальня в доме богатого татарина. Деревня Кизилташ под Ялтой. Фото начала XX в:.
Крымская татарка в доме:
Спальня в крымскотатарском доме. Фото начала XX в.
Кухня (она же - столовая) на верхнем этаже крымскотатарского дома. Фото начала XX в:
Рабочая комната на нижнем этаже крымскотатарского дома. Фото начала XX в.:
Фото и картины крымскотатарских жилищ
отсюда.
И еще три картины и один рисунок известных художников, представляющие скорее художественную ценность, чем описательную:
Крымский вид. В. М. Васнецов (брат А. М. Васнецова):
Сакля в Алупке. Исаак Левитан:
Сакля. Иван Шишкин:
Бахчисарай. Картина Карло Босолли (середина 19 века):
__________________________________
Современный дом крымских татар:
_____________________________
Татарские мечети в Крыму воздвигаются или целым обществом, или одной благотворительной личностью на том основании, что нет выше блага, чем построить здание для восхваления имени Аллаха.
Есть татары, которые в одиночку финансируют строительство храма, обыкновенно они пользуются великим почетом и называются баниями. Банийством особо дорожат наследники строителей мечетей, которые, несмотря иногда на крайнюю бедность, охотнее лишатся последнего достояния своего, чем позволят кому-нибудь другому ремонтировать мечеть, построенную их предками.
Поэтому в Тавриде не могло быть ни единого поселения татар, где бы не существовало мечети с необходимым для ее функционирования составом священнослужителей, который состоял из муллы, муэзина (дьякона) и мутевели (старосты, клитора).
Все эти священнослужители, по издревле заведенному порядку, не должны требовать вознаграждения за службу в мечетях, но могут брать вознаграждение за выполнение религиозных обрядов, и кроме этого - доходами и процентами с вакуфов - это или земли, или деньги, завещанные некоторыми мусульманами после смерти в пользу мечетей.
1 - мечеть Джума-Джами, г. Евпатория; 2 - мечеть село Керменчик 1950-е годы; 3 - мечеть в г. Алупка начало 20-го века:
Далее - самые красивые из сохранившихся и отреставрированных мечетей.
Мечеть Коккоз Джами (село Коккоз - Соколиное)
Мечеть Коккоз-Джами (ее второе название - Юсуповская мечеть), расположена в селе Коккоз (Соколиное). Святыня была построена в 1910 году на средства графа Феликса Юсупова. Стены мечети украшают надписи на арабском языке и двухъярусные стрельчатые окна. Покрывает мечеть черепичная кровля, а рядом с основным зданием расположен минарет. Недавно мечеть отреставрировали.
Большая ханская мечеть (Бахчисарай)
Одно из самых ярких сооружений резиденции крымских ханов в Бахчисарае. Находится на территории Ханского дворца. Мечеть была построена в 1532 г. Сахибом I Гераем, чье имя она долгое время носила.
Первоначальный облик мечети значительно отличался от нынешнего. Сегодня это прямоугольное каменное сооружение, покрытое черепичной крышей. По бокам его украшают два минарета. Внутри минаретов проходит винтовая лестница, по которой поднимались на балкончик муэдзины, призывая оттуда правоверных на молитву.
Мечеть Джума-Джами (ее второе название - Хан-Джами)
Действующая мусульманская мечеть Кезлева (Евпатории) и один из наиболее интересных памятников архитектуры Крыма. Построена в 1552 году по заказу крымского хана Девлет Герая I. Ее создателем является выдающийся турецкий зодчий и инженер Ходжа Синан.
Джума-Джами является самой большой и самой красивой мечетью в Крыму. Единственную в Крыму многокупольную (13 куполов) мечеть называют крымской Ай-Софией. Здесь взошли на престол 18 крымских ханов, расписавшись в специальном акте, который хранился в мечети. Окна с витражами с каждой стороны мечети символизируют четыре времени года.
Мечеть Хана Узбека (Эски Крым - Старый Крым)
Архитектурный памятник, расположенный в городе Старый Крым. Является старейшей из сохранившихся мечетей полуострова. Была заложена в 1314 году, в начале правления хана Золотой Орды Узбека. В 1332 году к мечети добавили медресе по инициативе богатой женщины Инджибек-хатун, которая там же была похоронена. Медресе на сегодняшний день представляет собой величественные руины, но мечеть сохранилась полностью.
В ближйшее время фото будет восстановлено ( 11.09.2020 г.)
Мечеть Кебир Джами (Акмесджит - Симферополь)
Старейшее здание Акмесджита (Симферополя). Святыня была построена по заказу хана Менгли I Герая зодчим Хаджи Абдурахим-Беком в 1508 году. Об этом свидетельствует сохранившаяся надпись на портале мечети. На протяжении многих лет мечеть подверглась реконструкции несколько раз.
После Второй Мировой Войны Кебир Джами находилась в запущенном состоянии. В течение нескольких лет мечеть использовалась в качестве переплетной мастерской. После возвращения крымских татар из депортации началось возрождение старой мечети. В 1989 году Кебир Джами была возвращена мусульманской общине.
Мечеть Корбек Джами (с. Корбек - Изобильное)
Восстановленная соборная мечеть в селе Корбек (Изобильное) под Алуштой. Минарет мечети разрушили еще в начале ХХ века, а само здание мечети было сожжено в 1994 году. Культовый объект восстановил турецкий предприниматель Мурат Улькер - крымский татарин по происхождению, внук последнего имама Корбек Джами Девлета-хаджи Ислама, он в 1933 году уехал в Турцию. При строительстве мечети использовали редкие породы дерева. Все надписи - арабской вязью, михраб и портал на входе в мечеть покрыты сусальным золотом.
Мечеть Джума Джами Рефата Велиуллы (Карасубазар - Белогорск)
В 2015 году открылась одна из самых красивых мечетей имени Рефата Велиуллы. Спонсор строительства мечети - белогорский меценат Ресуль Велиляев.
Мечеть украшают два минарета высотой 33 метра. Купол мусульманского культового сооружения расписан уникальной росписью крымских мастеров, для внутренней отделки использовались ценные породы древесины. Мечеть вмещает 500 человек.
Ист инф. о мечетях
отсюда.
Список использованной литературы будет приведен во 2-й части поста.