В который год (а именно - третий) я поднимаюсь на гору Перчем, но времени написать об этом раньше не хватало. Перчем - это самая высокая гора в цепи Судакских гор. «Перчем» в переводе крымско-татарского означает «грива». Эта гора высится в западной части длинной горной гряды и имеет не одну, а две вершины. Более высокий пик возвышается на 576 метров над уровнем Черного моря.
В этот раз восхождение на гору мы делали небольшой компанией родственников и наших гостей-друзей во второй половине августа, предусмотрительно наняв гида из турбюро.
На склонах и в предгорье
Наш дом стоит прямо у основания горы, поэтому наблюдаем ее флору и фауну мы круглый год: весной здесь цветут прекрасные горные цветы, дикая вишня и груша. Склоны сплошь заросли орешником, дубом кудрявым, кустами шиповника и ежевики.
Выше в горы - больше хвойных: встречаются целые рощи можжевельника. Осенью многие кустарники окрашиваются в разные цвета, и поэтому именно в это время пейзажи Судакской долины, которые открываются с вершины горы, особенно живописны. На склонах частенько можно встретить следы кабаньих «терок» (мест, где кабаны чешут спины о стволы деревьев), а вдоль дорог и тропинок шныряют лисы. Что уж говорить о зайцах и белках, которые здесь просто не боятся людей, и часто разглядывают вас с еще большим интересом, чем вы их.
Был один забавный случай, когда дятел выдолбил себе дупло в стене нашего дома, мы были просто ошарашены и довольно долго не могли понять, как нам вести себя в такой ситуации. А белки - они ежегодно съедают все орехи с миндального дерева, которое растет у ворот дома. Причем они делают это в любое время, совершенно не обращая внимания, есть кто-либо во дворе или нет, засыпая скорлупками поверхность двора. Также их добычей являются орешки из шишек ливанского кедра, который растет у ограды дома.
Вид с горы Перчем на Судакскую долину:
В предгорье Перчем также находится старейший судакский лесопарк с одноименным названием, любимое место отдыха судакчан. Он представляет собой лесной массив площадью 4,6 га, который состоит в основном из Крымской сосны и сосны Станкевича - местного эндемика (это вид сосны, который произрастает только в Судакской долине). Посадки эти рукотворные и были сделаны до и после Великой Отечественной войны по распоряжению Сталина, чтобы противостоять «опустыниванию» и эрозии местных почв.
Лесопарковая зона:
Когда и как лучше подняться на гору?
Взобраться на гору - это всегда огромное удовольствие: виды захватывают, а склоны довольно пологие и по ним легко подняться даже не очень тренированным туристам. Единственное время, которое не очень подходит для таких походов, - начало и середина августа, когда зной не отступает даже ночью.
Отправиться в горы можно и самому, если вы знаете маршрут (стоит все же заранее оставить заявку о выходящей группе в местном МЧС и собрать с собой все необходимое, включая запас еды, воды и непромокаемые чехлы для телефонов и плащи на случай дождя, а также необходимо зарядить средства связи). В случае, если вы никогда не были в местных горах, лучше воспользоваться услугами гида: регулярных экскурсий по такому маршруту экскурсионные бюро Судака не предлагают, но можно заказать индивидуальную экскурсию: цены варьируются в пределах 2000-2500 руб. с группы.
Гиды, конечно, попадаются разные (так, один раз наемный гид даже предлагал нам покурить с ним «травки» на вершине, как он спустился домой с горы, для меня до сих пор большая загадка). Но в этом году нам очень повезло: свою профессию наш гид - спортивный мужчина лет 40-ка - предпочел оставить в секрете, но я догадываюсь, что он - учитель истории (уж слишком хорошо он помнит даты). На раз-два он ошарашил нас замечанием в нашу сторону, что мы не помним дату включения Крыма в состав Российской Империи (19 апреля 1783 года императрицей Екатериной II был подписан манифест о присоединении к Российской Империи Крымского полуострова, острова Тамань и области, теперь являющейся Кубанской и частью Украины).
Так что, на этот раз экскурсия была очень познавательной и подробной. Кроме прочего, наш гид интуитивно предчувствовал надвигающийся дождь и поэтому «гнал» нас нещадно. И оказалось - не зря.
Всем выходящим в горы очень советую свериться с прогнозом погоды и не выходить, если обещают дождь. Мы знали, что дождь должен был быть, но понадеялись на «авось», в результате в этом году в горах нас застала гроза (не поступайте так непредусмотрительно, как мы). Могу сказать, что такая ситуация связана с реальной опасностью для жизни (склоны становятся слишком скользкими, а молния часто ударяет прямо в метре от вас). Благодаря нашему экскурсоводу, который сразу задал очень быстрый темп, гроза нас настигла, но когда мы уже почти спустились с горы. Но, нам «хватило» и этого.
Экскурсия в среднем может длиться от 4-х до 6-ти часов в зависимости от маршрута и физической подготовки участников. Мы прошли весь маршрут за 5 часов.
Перчем - исторический и природный памятник
Это замечательное и уникальное место кроме всего прочего является настоящим историческим памятником: на склонах горы находятся развалины нескольких древних Византийских монастырей. Эти монастыри в большинстве своем были основаны беглыми греческими монахами, которые покинули Византию, спасаясь от преследований иконоборцев. Лучше всего сохранились развалины монастыря на самой вершине, о нем дальше и пойдет речь.
Развалины монастыря на вершине горы Перчем:
Иконобо́рчество - религиозно-политическое движение в Византии в VIII - начале IX веков, направленное против почитания икон. Иконоборцы считали изображения святых «идолами», а почитание икон - «идолопоклонством», ссылаясь на ветхозаветные заповеди («не сотвори себе кумира и никакого изображения того, что на небе вверху… не поклоняйся им и не служи им» (Исх. 20:4-5)). В 730 году император Лев III Исавр запретил почитание икон. Итогом иконоборчества стало уничтожение тысяч икон, а также мозаик, фресок, изваяний святых и расписных алтарей во многих храмах. Иконоборчество было официально закреплено на Иконоборческом соборе в 754 году при поддержке императора Константина V Копронима, сурово ополчившегося против иконопочитателей, особенно монахов.Однако позднее, при новом патриархе Мефодии в 843 году состоялся новый собор, снова подвергший иконоборцев отлучению.
Большую роль в росте иконоборческих настроений сыграло влияние новой религии - ислама, враждебно относящегося к изображениям всего одушевлённого. В районах Римской империи, граничивших с землями арабских племён, издавна процветали христианские ереси - монтанизм (религиозное движение II в.), маркионитство (гностическое течение в раннем христианстве), павликианство (армянское средневековое христианское движение). Адепты этих христианских течений, по-видимому под влиянием ислама, стали испытывать всё больше сомнений в истинности иконопочитания, а византийские императоры, вынужденные искать мира с Арабским халифатом, шли на уступки иконоборцам. Известно, что император Филипп до своего свержения в 713 году собирался издать закон против почитания икон. Защитники же иконопочитания называли таких императоров-иконоборцев «сарацински мудрствующими».
Как выглядит древний монастырь сегодня
Итак, проделав немалый путь «на подъем» (мы поднимались со стороны татарского поселка Асрет в черте города Судака), вы можете добраться до остатков Византийского монастыря у вершины горы Перчем. Сразу скажу, что памятник находится в очень плачевном состоянии, впрочем, когда-то здесь даже проводились раскопки. Храм, крошечный по площади, находится на каменистом выступе, как нам объяснил гид, - на специально выровненной площадке - в небольшой можжевеловой роще.
Вокруг него виднеются остатки фундаментов других построек: тоже очень небольших по площади (чуть более 1м х 3м), видимо, келий или хозяйственных помещений. Некогда здесь проживало до 12 послушников: сейчас в это очень сложно поверить, площадка около монастыря просто, ну, очень маленькая. Вокруг непроглядный лес, сверху очень хорошо видна вся судакская бухта: храм еще служил и маяком в древности.
Вот какую информацию оставили о храме ученые-археологи, которые изучали его в 90-ых годах (далее по тексту).
Из истории монастыря
Храм возник около VIII веке, покинут в XV веке в связи с турецким нашествием. Впервые объект был зафиксирован разведочными работами в 1926-1928 годах экспедицией А. Фомина. В 1993-1994 годах были исследованы фундаменты основной части храма. Храм представлял собой довольно крупное для этой местности сооружение.
Конструкция храма - двухапсидная (то есть с небольшой пристройкой сбоку); в западной части имеется обширный входной зал. В строительных остатках видны следы перестройки, последовавшей вслед за пожаром, очевидно уничтожившим почти до основания первоначальное сооружение. При раскопках в 1993 году рядом с входом в храм была обнаружена фреска на квадрате стены с живописной рамкой. Сохранился фрагмент надписи на фреске, при прочтении в переводе он гласит: “... воздвигнут от оснований храм святого великомученика и бессребреника Пантелеимона (?) трудами такого-то ...”. Речь в надписи, скорее всего, идет о возведении от основания храма (а, вероятно, и всего монастыря) в XIII-XIV вв. То есть на месте некогда сожженного монастыря был вновь воздвигнут храм в честь Святого Пателеймона-Целителя.
Южный неф (то есть не основное, а пристроенное помещение), имевший отдельный каменный алтарь, использовался для погребения и заупокойных служб. Есть все основания отнести монастырь к обычному типу поздневизантийских монастырей, находившихся под патронатом частных лиц. Как правило, их территория или храм использовались для погребения членов семьи патрона, а братия проводила заупокойные службы у их могил. Предположительно архитектурная форма строительства двухапсидных храмов сложилась под влиянием переселенцев-армян.
Почему монахи селились так далеко?
Современному светскому человеку может показаться странным такая удаленность монастыря: со стороны место кажется очень глухим. Однако выбрано оно было не случайно: недалеко (то есть минут 20 пешком спуститься с горы и далее подняться тоже на крутую гору) находится горный источник чистой воды, который берет начало на самой вершине. Сейчас он носит название «Родник Верности». Именно сюда и ходили монахи, чтобы пополнить свои запасы.
Неподготовленному человеку этот путь к источнику может показаться очень тяжелым, особенно «на подъем». Место действительно было удаленным и глухим, с другой стороны, при необходимости, можно было все же в любой момент спуститься в город, закупить провизию и другие необходимые предметы быта.
Жителям больших городов при слове «храм» представляются обычно огромные соборы. Эта церковь «сломала» все мои стереотипы: она очень скромных размеров да и в весьма удаленном месте. Только позже, прочитав описания устройства новоафонских скитов («скит» - небольшой посёлок из нескольких келий в отдалении от монастыря), я поняла, что монастыри на Перчем - практических их точная копия.
Чтобы понять, как жили монахи на горе Перчем, стоит посмотреть на Новоафонские скиты и монастырь.
Подробнее о новоафонских скитах
Кроме монастырских обителей, на Святой Горе Афон (Греция) действует множество скитов, в которых живут монахи. Скиты на Афоне относятся к тому или иному монастырю, поэтому собственной земли у них нет, и в монашеском самоуправлении они не принимают участия. Иноки в скитах ведут один из двух типов монашеской жизни: общежительный или идиометрический. По общежительному типу устроены только русские и румынские обители, в то время как все греческие скиты являются идиометрическими. Это значит, что монахи в этих скитах живут отдельно: каждый в своей келье. Все вместе они собираются на молитву или трапезу только по воскресеньям либо на праздники. Это своего рода пограничная форма между совместным проживанием и отшельничеством.
Описание нескольких новоафонских скитов
Скит Святой Анны: эта обитель относится к главенствующему монастырю на Афоне - Великая Лавра. Скит был основан в XIV веке и считается одним из древнейших на Святой Горе. Монахи, которые здесь живут, отличаются строгостью в соблюдении устава: в мир не выезжают, ночью перед причастием не спят. В скиту хранится стопа матери Богородицы - праведной Анны.
Скит Продром: общежительный румынский скит, расположенный на высоте 250 метров над уровнем моря. Скит посвящен Иоанну Крестителю. Здесь хранится частица главы пророка, и чудотворная икона Божией Матери Продромитисса.
Скит Малая Анна: находится в 30 минутах ходьбы от скита Святой Анны. Кельи скита выстроены на крутой скале и с моря напоминают ласточкины гнезда. Согласно церковному преданию, первыми подвижниками, которые обустроили в этой местности келью, были преподобный Дионисий Ритор и ученик его Митрофан.
Скит Великомученика Пантелеймона: это греческий скит, который относится к монастырю Кутлумуш. Скит был основан на месте обветшалой кельи в 1785 году иеромнахом Харлампием. Главный храм скита был построен спустя 6 лет и посвящен святому Пантелеймону. Насельники скита свято чтят чудотворную икону Великомученика Пантелеймона, которая датируется XVIII веком.
Про монастырь Кутлумуш в нашем блоге можно прочитать большой материал
"Монастырь КУТЛУМУШ на горе Святой Новый Афон".
Ильинский скит Скит: основал преподобный Паисий Величковский. Когда в XVIII веке преподобный подвизался на Афоне, братия монастыря Пантократор предоставила Паисию Величковскому небольшую келью. Вскоре вокруг преподобного стали собираться ученики, появлялись новые кельи, и в 1892 году образовался уже полноценный скит.
Скит Старый Русик: уже из названия ясно, что это русская обитель, которая относится к Свято-Пантелеимоновому монастырю. Скит был основан в XII веке монахами, которые желали вести уединенный образ жизни. Во второй половине XIX века в скиту были построены храмы в честь святого Пантелеимона и иконы Божьей Матери «Почаевская».
Ксилургу: это еще один скит, который относится к русскому Пантелеимоновому монастырю. Он построен на восточном склоне Святой Горы и спрятан в чаще густых лесов. Согласно церковному преданию, Ксилургу основали дружинники святой княгини Ольги в X веке. Соборный храм скита освящен в честь Успения Богородицы. В 1885 году был построен новый двухэтажный братский корпус с параклисом во имя святых Кирилла и Мефодия. Еще скит называют «Богородица».
Так живут монахи в скитах и монастырях на Новом Афоне, монастырь Симона и Петра:
Афонские отшельники:
Афонский пещерный скит:
Скит Святой Анны:
Афонский пещерный скит:
Панорама на вершине горы Перчем
Даже если вы неверующий человек, поход на Перчем может стать для вас ярким впечатлением: сама красота природы и потрясающие виды с вершины никого не оставят равнодушным.
Отсюда открывается панорама на северный крепостной склон, гору Полвани-Оба, где когда-то располагалась портовая зона, поселок Уютное. Вдали виднеются картины нижнего и верхнего ярусов обороны Генуэзской крепости, Девичья башня, Консульский замок. Немного дальше виден и сам Судак, восточнее, в хорошую погоду различимы мыс Меганом и Капсельская долина, а западнее распростерлась Кутлакская долина. Вдалеке виднеется гряда Крымских гор с массивами Демерджи-Яйла, Караби-Яйла и Бабуган-Яйла. Венчает картину знаменитая Медведь-гора.
Судакская крепость на закате:
Вид на гору Крепостная (где расположена крепость) и гору Сокол со стороны Судакской бухты:
Вид с горы Перчем на гору Крепостная, гору Алчак и Судакскую бухту:
Вид на окружающие горы:
Несколько фотографий цветения на горе Перчем и ее окрестностей весной.
Цветущий миндаль в окрестностях Перчем в феврале:
Птицемлечник:
Крымские горные и луговые цветы, фото по часовой стрелке, ботанические названия: прострел крымский (цветок фиолетовый, цветет в апреле-мае, луковичный многолетник); наголоватка грязная
(цветок пурпурный, сухоцвет для букетов, цветет в мае-июне, свое название получила благодаря неопрятному виду коробочки во время созревания семян); мускари кистевидный (или мышиный гиацинт, луковичный низкий многолетник, цветы белые, синие, фиолетовые, цветет в апреле-мае);пион узколистный (многолетник, цветет в апреле-мае, имеет неприятный запах, цветки красные, опыляются муравьями)
Автор фото Ангелина Гурина.
lina_gurina Гора Перчем в декабре месяце, а точнее фото сделаны 31 декабря, прямо зимняя сказка "Двенадцать месяцев" (фото Ангелины Гуриной, судакской художницы и нашей соседки):
Осенние виды моря в Судаке и Судакской долины (фото А. Гуриной):
Все фото, кроме вышеупомянутых фото Ангелины Гуриной, сделаны автором поста.