«Vita Nostra» и другие

Jul 03, 2009 17:49


Во время отпуска «вышла из запоя» - дочитала все книги Марины и Сергея Дяченко, которые смогла найти в свободном доступе или купить в электронном формате после перечитки «Шрама».
Мой личный рейтинг:

Армагед-Дом
Варан / Медный король
Долина совести
Скрут
Шрам
Пещера
Ритуал
Пандем
Алёна и Аспирин

Есть и не понравившиеся книги: «Казнь», «Дикая энергия», «Ведьмин век» и, как ни странно, обласканная и многажды награждённая «Vita Nostra».

Скажу честно - читать эти книги было интересно. Ни разу не возникло мысли бросить книгу. Но, когда переворачивала последнюю страницу, недоумённо поднимала брови «Ну и что?!» Фантасмагоричные картины, великолепные локальные идеи, прописка персонажей и действий - и всё это вместе не приводит ни к чему, так и остаётся лишь списком ингредиентов для не сделанного блюда.
Эти книги - ружья на сцене, которые висели-висели, да не выстрелили.

«Казнь» вышла сумбурным «ни о чём» - ну, не о поисках же мужа, в конце концов, в ней речь, как и не о поисках себя самоё. Вложенность миров, как фантастическое допущение, не сработала. Вынашивание героиней необычного ребёнка, метод принуждения (тут вспоминался «Рассказ служанки» Этвуд), психологизмы всякие - хорошо, но для чего всё это книге в целом? Что даёт эта часть, так хорошо и интересно написанная, для общей идеи? Да ничего, потому что общей идеи нет.

«Дикая энергия» вообще показалась «заказной», написанной для того, чтобы певица Руслана смогла бы пропиарить в послесловии свою новую программу. Опять же - отдельные куски интересные, яркие, но тонут в общей каше-размазне, не пойми какого вкуса - то ли манка, то ли овсянка.

«Ведьмин век». Так хорошо всё начиналось! И последние 10% повествования вместо заключительного аккорда - сумбур и шабаш, перечеркнувшие начало. Даже удивительно, что авторы, могущие одним предложением показать всё сразу - и характер, и чувства, и, гмм, погоду за окном комнаты героя, - в данном случае вышли за рамки стиля и вкуса и долго, нудно и неинтересно показывали перерождение героини. Всю книгу задавалась вопросом - так для чего в этом мире ведьмы? И ответа не получила, ни от авторов, ни от себя. А ведь есть в книге интересный герой Клавдий Старж, захватывающие ситуации и опять-таки - «локальные» идеи, не сплетшиеся в одну общую. Жаль.

«Vita Nostra». В начале книги есть эпизод, когда главная героиня приезжает на море, бросается в воду и испытывает восторг. Вот я такой же восторг испытывала, когда начала читать эту книгу. Потом восторг сменился тягостным томлением и даже страхом - насколько можно бояться за героя книги, а не вообще. Затем возник вопрос «Зачем?» Зачем нужно такое принуждение? Зачем делать из героини собаку Павлова? Затем, чтобы она в результате отказалась от материальности, воспарила, «прозвучала» и всё такое прочее, причём, к тому моменту уже сама этого хотела? Ребята, все мы, так или иначе, задумываемся о бренности нашего земного существования. Одни - с религиозной подоплёкой, другие - с фантастической, третьи - ещё с какой-нибудь. И все мы не против когда-нибудь попробовать… Когда-нибудь. Когда пройдём свой путь, когда напишем свою книгу и создадим лекарство от рака, поцелуем любимого человека, взъерошим пахнущие воробышком волосики своего малыша, съедим тонну фисташкового мороженого и пролистаем миллион страниц, то новых, пахнущих типографской краской, то изжелта-хрупких, с отметинами времени и людей, то скупых электронных, тем не менее, несущих такой же восторг чтения, понимания и чувствования. И вот молодая девушка, не испытавшая в жизни ничего этого, а только страх и унижение, вдруг прониклась, поняла и хочет «нематериальности» сама? Не верю. А потом, что такое - стать Словом? «Слово» - очень заманчивое понятие, можно долго играть словами, перебрасывая это слово «Слово», как шарик. Можно говорить о вдруг вырастающих крыльях у героини (извините, но для таких авторов - низкопробно и даже пошло) и новых способностях (собственно, повторение белиберды превращения героини в «Ведьмином веке»). Можно закончить книгу эффектным словом - глаголом «Не бойся». Ну и?! Ощущение, что надували большой, удивительной формы и необычного цвета шар, и вот уже он должен либо взлететь, либо взорваться, а его просто выпустили из рук, и шарик мечется по сумбурной траектории, выпуская воздух и теряя цвет, форму, всё…

Теперь чуть-чуть по рейтингу.
«Армагед-Дом» был самой первой книгой Дяченко, которую я прочитала когда-то. Она же оказалась крайней в моём «запое». И через несколько лет и прожившую эти несколько лет, а значит - изменившуюся, - меня, книга осталась одной из любимых на тему постапокалипсиса.
«Варан» / «Медный король». Боже, какая фантазия! Полное погружение в мир. Идеи Печника и жертв Медному королю, такие простые на первый взгляд, имеют множество слоёв и смыслов. Я уже хочу перечитать эти книги, это тот самый случай, когда завидуешь людям, их ещё не читавшим.
Вспоминали ли авторы, когда писали «Vita Nostra» свой «Пандем», который в одном из интервью они назвали самой удачной своей книгой? Принуждение ни к чему не приводит, на каких бы благих намерениях оно не зиждилось.
«Долина совести» и «Алёна и Аспирин» - хорошие психологические книги, в меру умные, в меру интересные, в меру учащие.
«Пещера». Что чувствует человек, когда он - хищник? А когда - жертва? И можно ли победить в себе зверя или перестать быть жертвой? Ещё один альтер-мир Дяченок. Опять поражаешься неистощимой фантазии авторов.
«Ритуал». Начинаешь читать про принцессу и дракона и подспудно ожидаешь стандартного приключенческого фэнтези. Но Дяченко - обманщики, Дяченко - фокусники-иллюзионисты. Банальная история умыкания и пожирания принцессы превращается в тонкую вязь долга и предрассудков, любви и предательства, жертвования и жертвенности. А не менее банальная сказка о красавице и чудовище становится историей некрасавицы и нечудовища. Стихи дракона, открывающие каждую главу книги, своей изысканностью и лаконичностью похожи на хокку. Я готова учить их наизусть…
Про «Шрам» я уже писала». С ним перекликается «Скрут» - преодоление страха, преодоление себя.

Вообще многие книги Дяченко продолжают, дополняют друг друга, спорят друг с другом. Можно ли спасти одного человека, своего родного, любимого, ценой жизни другого? Если не сможешь принести в жертву «чужака», будет ли это предательством по отношению к своему? («Армагед-Дом», «Скрут»)
Что есть страх и как его преодолеть? («Шрам», «Vita Nostra»)
Чем ты жертвуешь и для чего или кого? («Медный король», «Долина совести», «Ритуал»)
И все книги Дяченко - о выборе, правильном ли, нет ли, но выборе, который необходимо сделать, чтобы продолжать жить. Только вот в каком качестве жить - и зависит от выбора.
Одно из ценных качеств этих книг - после них хочется изменить мир к лучшему, начиная это изменение с себя (хе-хе, не это ли было общей идеей «Vita Nostra»? Но - шарик, шарик…).
Ну что ж, в моей электронной библиотеке появилась новая «полка» - с книгами Дяченко. А я должна сказать, что далеко не многие авторы удостаиваются у меня отдельной папки со своими произведениями

кросс-пост в "Что Читать"  http://community.livejournal.com/chto_chitat/5321829.html.

чтение

Previous post Next post
Up