Ликвидность - финансовый термин, определяющий скорость и легкость перевода материальных ценностей, в наличные деньги.
В конечном счете, если у человека появляется возможность откладывать деньги и ему по какой-то причине не нравится хранить сбережения в банке под кроватью или закатывать их вместо огурцов, пряча банку в бачок унитаза, если он столь амбициозен, что желает вкладывать их в ценности, то будь он пенсионер или олигарх, он хочет делать это так, чтобы всегда оставалась возможность эти ценности быстренько «ликвиднуть», денежки получить обратно, а дальше, дальше по-разному, либо прожить, либо вложить их во что-нибудь более необходимое
Идея возможного получения обратно своих потных и окропленных собственной кровью наличных, как правило, в голове сидит.
Мне кажется, что цивилизованность страны можно измерить гарантией ликвидности имущества её граждан, причем исключительно по их волеизъявлению. Вот, например, в Европе кусочек земли, который имел прапрадед сегодняшнего фермера, всегда был и на сегодняшний день остается реализуемым, несмотря на смены вех, революции и технический прогресс
У нас не так и всем хорошо известна точка отсчета - 1917 год. С того момента, когда накопления для нашего человека стали практически бессмысленными, потому как они оказываются неликвидными, когда он хочет их реализовать и, напротив, к полной неожиданности правообладателя ликвидируются без его участия, уходя в ноль.
В кризисные моменты покупательная способность населения падает и
человек думает не о том, как нажить, а о том, как прожить. В любой стране это происходит на фоне объективно обостряющейся ситуации, падения потребления приводящей в свою очередь к снижению производства, реализации и, в конечном счете, банкротству предприятий.
Но и тут у нас есть свои национальные особенности, независящие от экономической стабильности. Более ста лет, невзирая на спады и подъемы, первенство в балете и нашу металлургическую силу в плавках, мы пожинаем, как правило, не то, что сеем, не в том количестве и не того качества снимаем урожай.
Если коротко, то вот варианты наших сбережений и схемы расставания с ними:
-деньги - это элементарно, инфляция, гиперинфляция, девальвация, конфискационные денежные реформы;
- драгоценные металлы в виде ювелирных украшений - запросто, государственная монополия на драгметаллы, реализация только через скупки, брильянты выковыриваются ржавым гвоздем в силу их неликвидности ( в отчетности они назывались «камень прозрачный белого цвета»), оправа взвешивается ювелиром на весах и вы получаете рубь двадцать за прабабушкину диадему с романовскими корнями;
-драгметаллы в слитках в ячейках супербанков, ну, тут вернуть бы свое, НДС изначально съедает прибыль, плюс хорошо запомнившийся опыт разорения суперских финансовых организаций или их национализация после революции с изъятием государством содержимого сейфов, а так же сегодняшняя вполне реальная возможность покупки государством контрольного пакета акций и проведение одному ему ведомой финансовой политики;
-недвижимость, несмотря на все рекламы «купля-продажа вашей недвижимости в один день», это процесс долгий, сложный и не дешевый;
-ценные бумаги - отдельная песня, слова которой нашему человеку мало понятны, а надежность обеспечения такова, что надежда стать рантье именно у себя на родине почти нулевая. Отсюда и полное отсутствие доверия рядового россиянина к из ряда вон выходящему финансовому брокеру.
Я сознательно не касаюсь филателии, нумизматики, антиквариата и т.д., во-первых это первично хобби и владелец коллекции испытывает ни с чем не сравнимую радость обладания, во-вторых тут необходимо быть профи, поддельное произведение искусства это не фальшивый бакс, тут ставки несоизмеримо выше, а в третьих в периоды катаклизмов коллекция, как правило, уходит в разнобой за бесценок и зачастую становится основой уже других коллекций, печальный пример тому ленинградская блокада.
Такая своеобразная экономико-политическая ситуация, не меняющаяся на протяжении столетия, практически уникальна. Её стабильности не мешают ни перемежающиеся войны, когда ценности меняются на хлеб и подсолнечное масло, ни годы мира, когда ценности официально нереализуемы и соответственно ценности не имеют( прошу прощения за тавтологию) , ни революции, будь они хоть пролетарские, хоть демократические. Во время первой все съело государство, а кто слопал народные сбережения во время второй, я перечислять не берусь, но факт на лицо.
В результате произошла подмена понятий и под накоплениями наш человек понимает потребление.
Перечисляя свои жизненные материальные достижения, среднестатистический гражданин говорит о владении квартирой, в которой живет, дачей, на которой отдыхает, побряушками, которые носит, машиной на которой ездит и сберкнижкой с застрахованным государством вкладом, в получении которого он уверен, скажем честно, не на все сто.
Дорогой россиянин при ближайшем рассмотрении оказывается недорогим потребителем с практически отсутствующей мотивацией к накоплению.
Вот когда в нашей стране на фоне стабильно функционирующей правовой системы появится финансовый инструментарий, тот самый камертон, сохраняющий народные сбережения, когда они станут ликвидны при любом строе и будут иметь пусть и меньшую, но все же объективную ценность в периоды хоть экономических, хоть политических кризисов, тогда и только тогда нас можно будет назвать цивилизованной страной с относительно развитой и устойчивой финансовой системой.