Симптом интеллектуальной безжизненности

Dec 09, 2008 12:52


Я бы не хотела  окончательно утратить два качества - самоиронию и здоровое любопытство, обычно, для приличия, называемое любознательностью.

Человек, которого не интересует новизна и абстрактная красота, который не может не пропустить каждое явление сквозь призму своих чаяний и обид, человек, который по прошествии некоторого времени не может посмеяться над сделанными им ошибками, человек, который не радуется красоте созданий природы и красоте созданной человеческим гением, будь то картина или машина, этот человек не в состоянии одарить радостью ни себя, ни других. Так я считаю, а вот , что по этому поводу думает А.Маслоу.

Маслоу полагает, что одной из характеристик душевного здоровья служит любознательность. По-видимому, отсутствуют достаточные научные и клинические данные, которые бы ясно удостоверяли, что ее можно отнести к числу базовых потребностей: данный предмет не рассматривается в трудах таких теоретиков, как Фрейд, Адлер и Юнг. Вместе с тем, Маслоу указывает следующие основания для отнесения любознательности к числу видовых характеристик человека:

"Любознательность часто проявляется в поведении животных.

История дает много примеров людей, искавших новое знание даже перед лицом серьезной опасности: можно назвать хотя бы Галилея и Колумба.

Изучение психологически зрелых индивидов показывает, что их привлекает таинственное, неизвестное и необъясненное.

В клиническом опыте Маслоу встречались случаи, когда взрослые, ранее здоровые, начинали страдать от тоски, потери интереса к жизни, депрессии и разочарованности в себе. Такие симптомы могут возникать у интеллектуальных людей, когда им приходится, говоря словами Маслоу, "вести глупую жизнь и заниматься глупой работой". Маслоу пишет:
"Я видел многих женщин - интеллигентных, процветающих, но ничем серьезным не занятых: у них постепенно развивались эти симптомы интеллектуальной безжизненности. У тех из них, кто последовал совету включиться в какое-либо значимое для них дело, улучшение наступало достаточно часто, чтобы я убедился в реальности познавательных потребностей".

Детям, по-видимому, свойственна естественная любознательность.

Удовлетворение любознательности субъективно приятно. В отчетах обследованных лиц указывается, что научение и открытие нового приносит удовлетворение и счастье.
Многие исследователи поведения усматривают в поиске порядка, системы и стабильности форму невроза навязчивых состояний. Маслоу соглашается с этими фактами, но отмечает, что те же характеристики поведения, хотя и без одержимости, обнаруживаются и у здоровых, зрелых индивидов. По словам Маслоу,

"этот процесс описывался некоторыми как поиск смысла. Мы постулируем здесь желание понимать, систематизировать, организовывать, анализировать, искать связи и смыслы, строить систему ценностей".

ЖЖенская логика

Previous post Next post
Up