Жил был мой сайт www.ireneya.com
С 2005 по ну наверно 2007? год.
Он был скромен, безусловно недоделан, сказочно красив местами, но главное - на нем лежала собственноручно написанная статья про батик. Да и ладно бы лежала себе, так она еще людям была полезной, отзывы приходили - аж краснела я с радости и от смущения, прыгала до потолка от осознания собственной полезности.
Но потом оно куда то все пропалооо, а заново по сей день по куче причин не восстановилось.
Так вот судя по всему оно не восстановится еще оооочень долго. По сему. Найдя на диске текст и картинки - копирую сюда.
Автор - я (за исключением цитат, которые указаны и выделены), картинки тоже местные, а вот если что-то где-то уже скопировано, то, извиняйте, писалось сплошной отсебятиной, но в 2005 году.
Конец вступления. Начало повествования.
Итак,
О батике, разновидности, эффекты.
Существует огромное количество сайтов, литературы, подробно описывающие технологию росписи тканей. Пространство для изучения - бесконечно.
Мне хочется поделиться с вами тем радужным восторгом, который я испытываю от процесса, от работы с тканью. И, конечно, от результата.
Здесь - попытка описать технологию просто и доступно, для тех, «кто спрашивал» или даже узнал впервые. Чтобы понять великие художественные тонкости и секреты, наверное, стоит походить на специальные курсы или занятия.
Но ничто не мешает Вам начать пробовать самим - ошибаться или радоваться, учиться или изобретать, и снова пробовать.
Главное отличие росписи по ткани от, например, рисования на бумаге - ткань пропитывается краской насквозь и сохнет намного дольше. Поэтому жидкая краска по ткани неумолимо течет. Ограничивают ее «текучесть» либо расплавленным воском (парафином), либо контуром - резервом, который наносят в виде линий из стеклянной трубочки.
Где воск - это «горячий» батик, где контур - «холодный». Воск может наноситься кистью или с помощью специальных приспособлений.
Ткань можно сворачивать и скручивать, заворачивать в ткань различные предметы, перевязывать нитками и в таком состоянии окрашивать. На этом основан узлистый (или узловой) батик
Если ткань, связанную в узлы, поварить некоторое время в растворе краски, то дополнительного закрепления краски не требуется. Иногда такой способ окрашивания называют горячим батиком.
Если рисунок на ткань наносится также привычно, как на бумагу или холст - это называется свободной росписью. Для того, чтобы краска по ткани не растекалась, ткань либо грунтуют специальным составом, либо используют густые краски, либо в обычные краски добавляют загустители.
Названий, вариантов, технологий столько, что даже не буду пытаться перечислять.
Ткань - это ткань. С ней можно экспериментировать бесконечно.
Часто встречаются несложные, но очень привлекательные эффекты. Добиваются такого при помощи кристаллов соли и мочевины. Всё под рукой - соль поваренную берем на кухне, а карбамид мочевины - на огороде или в хозяйственном магазине - это удобрение.
Кристаллы впитывают краску - и получаются чудесные высветленные разводы.
Чтобы подобное получилось, соль или мочевину насыпают немного - по крупинке на мокрую (!), только что окрашенную ткань. Крупная соль «ведет себя» интереснее, чем мелкая. От кристаллов мочевины на ткани появляются выбеленные пятна.
Результат предсказать очень сложно - многое зависит от того, высохла или нет краска, а также от ткани и красок.
Пробуйте и восторгайтесь.
А для тех, кому необходимо стандартное вступление со словами «ЧТО ТАКОЕ БАТИК», я приведу интересную чужую статью, к сожалению, без авторства, так как она, слово в слово, встречалось на разных сайтах. Предположу, что взята она из какой-нибудь хорошей книги.
Батик - batik - индонезийское слово. Часть слова - tik - на всех индонезийских языках означает «точка» или «капля»; -ба - хлопчатобумажная ткань. Ambatik - рисовать, покрывать каплями, штриховать.
В расхожем употреблении батиком называют расписанную от руки ткань. В более точном смысле батик - конкретная технология окрашивания и украшения ткани.
В словаре Брокгауза и Эфрона читаем: «Батикъ, способъ окрашивания хлопчатобумажныхъ тканей, впервые применённый туземцами на острове Ява, оттуда перенесенный в другие страны Азии, а в новейшее время получивший распространение и в Европе. Этот способъ в общем состоитъ в том, что после того, как контуры рисунка нанесены на ткань, все места, которые должны остаться непрокрашенными, покрываются воскомъ, затемъ после погружения ткани в красильный чанъ и восприятия ею краски, воск снимается».
В Большой Советской Энциклопедии сообщается, что «батик основан на сочетании рисунка, наносимого на ткань непроницаемым для краски составом (при «горячем» Б. - разогретый воск, при «холодном» Б. - резиновый клей), с последующим окрашиванием в баке или тампонами… Горячий Б. издавна известен у народов Индонезии, в особенности на Яве. В Европе Б. начали применять в декоративных тканях с начала XX века».
Итак, наиболее характерная особенность батика - так называемое «резервирование», т.е. нанесение определенного состава на ткань с целью сохранить и выделить цвета узора или фона.
Индонезию словари называют родиной батика, и закрепилось в мировой культуре именно индонезийское слово. Где и как возник этот способ окраски ткани? Был ли он естественным порождением отдельной материальной культуры или следствием заимствований в процессе товарообмена? Окончательного ответа на эти вопросы пока нет.
С начала 20 века интерес к Востоку и его своеобразной культуре привел к мощной волне развития так называемого батика во всех его разновидностях среди профессиональных художников и дизайнеров ткани и одежды. Почему «так называемого»? Да потому что сейчас под ним подразумевают не только восковую технологию многоэтапной окраски хлопка, но и узелковую технологию, и жгутовую, и китайскую сине-белую окраску шелка, и японскую многоцветную высокохудожественную роспись на шелке. Причем в современной художественной среде именно последняя технология является самой популярной. И всё это - батик, с легкой руки голландцев, занесших в Европу и слово, и технологию. Древний и удивительно многообразный батик сейчас занимает достойное место среди других видов декоративного искусства.
Продолжение:
Часть 2. Материалы. Часть 3. Горячий, холодный, узелковый батик (процесс).
Часть 4. Фиксация, уход, оформление. Другие (более новые)) мастер-классы, поэтапные фотографии процесса - смотрите по тэгу "знаю-сделать-как!" ВОТ
ЗДЕСЬ