Монастырь кармелитов "Стелла Марис"

Feb 14, 2007 22:54

В начале XIII века в Хайфе зарождается орден кармелитов - единственный, основанный христианами на Святой Земле.


Основан он был рыцарем-монахом Брокардом. Первые священники появились на склонах горы Кармель в годы III Крестового похода.
Произошло это, по-видимому, после 1192г., когда под мощным натиском "рыцарей воинства Христова", возглавляемого легендарным английским королем Ричардом Львиное Сердце, на Святой Земле была восстановлена власть крестоносцев. Тогда-то и появились в Палестине монахи, решившие основать новый католический орден на родине Иисуса Христа. Весьма пригодным местом для этого богоугодного дела показалась им покрытая густыми лесами, изобилующая всякой живностью и многочисленными ручьями и источниками гора Кармель. Название горы дало имя будущему новому ордену, а связанные с ней легенды об Илье-пророке - покровителя монахам-подвижникам. О первом монастыре кармелитов - как нибудь в другой раз. Сегодня же я хочу рассказать о том, как кармелиты вернулись в 30-х годах XVII века на гору Кармель и как сегодня выглядит Монастырь кармелитов.

А рассказ этот - следствие двух событий. Первое - это приезд alla_hobbit и shimonk в Хайфу. И наша совместная прогулка с ними и с uki_t по этим местам.
А второе - это экскурсия "Горная дорога".
Экскурсию вел Юрий Полтарак. Из его же книги "Хайфа. Путешествия по городу" взят текст для этого поста.
Первым добрался в Хайфу настоятель крупного сирийского кармелитского монастыря отец Проспер, получивший в 1627г.
"добро" Ватикана на устройство обители в "колыбели ордена" на горе Кармель. Он подписывает соглашение с местными властями(не без дачи крупной взятки, естественно) о передаче монахам-кармелитам горного склона от пещеры Ильи-пророка до вершины холма, где в настоящее время находится монастырь.


И вскоре здесь в нескольких небольших пещерах поселяются братья-кармелиты. Было это в 30-е годы XVII века. В этих гротах монахи устраивают церковь, трапезную, кухню, библиотеку. В отдельном помещении расположился лазарет, соседняя пещера использовалась как склад провианта, рядом с ней была оборудована "гостиница" для паломников. В специально выбитых в скале ямах монахи собирали зимой воду. Вот одна из таких ям, сохранившаяся до наших дней.


На склонах горы монахи развели огороды, сады и виноградники. И сегодня т.н. "Монастырь Проспера" восхищает посетителей своим суровым аскетизмом и... деловой хваткой его обитателей.
Почти полтора столетия жили монахи в таких непростых условиях, пока им удалось осуществить свою мечту и основать новую обитель там, где она находится в настоящее время. В 1767 г. кармелиты закладывают первый камень в основание монастыря на вершине горы.
Проект сооружения разработал итальянский архитектор Д.Касини, специально приезжавший для этой цели в Хайфу. Долгих три десятилетия шло строительство, пока весной 1795 г. был торжественно освящен мужской монастырь Святой Богородицы на горе Кармель -
"Нотр Дам де Кармель"


Монументальный четырехэтажный комплекс включал двенадцать монашеских келий и три специальных помещения для паломников, церковь, трапезную, церемониальную залу, пекарню, библиотеку, лечебницу, аптеку. Большую помощь в возведении обители оказал французский королевский двор.
Весной 1799 в Хайфу прибывает Наполеон Бонапарт. И Хайфа не оказала ему сопротивления, в отличии от Акко, который французы безусшпешно атаковали в течение двух месяцев. Хайфа же во время этих военных действий превратилась в тыловую базу оккупантов.
А когда осада Акко была снята, и изрядно поредевшая армия Наполеона обратилась в бегство, в организованном в монастыре кармелитов госпитале остались раненные французские солдаты. Судьба этих солдат(числом около пятнадцати) оказалась весьма плачевной: они были вырезаны солдатами турецкой армии, ворвавшимися на территорию монастыря. Пришлось ретироваться и монахам, оказывавшим помощь несчастным.
В 1803 г. на пустынный хайфский берег высадился монах, посланный сюда, чтобы определить степень ущерба, нанесенной кармелитской обители турецкими солдатами. Его взору открылась страшная картина: разграбленное и полуразрушенное здание и полтора десятка разбросанных по двору человеческих скелетов. Аккуратно собрав эти останки, он закопал их на вершине горы. В 1836 г. моряки французской эскадры посетили эти места и установили над могилой крест с надписью: "Матросы корабля "Шато Ренан" в память мужественных солдат, отправившихся из Египта и погибших при осаде Акко..." А в 1840 их останки были перезахорены у входа в монастырь и установленна стела с трогательной надписью на латыни: "Как пали сильные на брани!" (слова из поминальной песни Давида на смерть первого израильского царя Саула и его сыновей. II Книга Царств, гл.1:25)


В 1915 г. турецкие власти разрушили этот мемориал, но через четыре года он был восстановлен в первозданном виде. В В 1876 г. здесь появился еще один памятник - ажурный железный крест на шарообразном подиуме. Его установили французские моряки, и долгое время около него проводились церемонии мессы, для чего рядом устанавливался специальный переносной алтарь.





Оба эти памятника находятся сейчас напротив входа в монастырь, который, впрочем, не имеет(кроме месторасположения и названия) никакого отношения к зданию, где погибли французские солдаты. Дело в том, что в 1821 г. Абдалла Паша, тогдашний турецкий наместник Галилеи, велел разрушить монастырь. А чтобы придать этой акции видимость законности, он издал высочайший указ о том, что здание необходимо снести из-за возможного использования его греческими! повстанцами. Об этом подробно я расскажу как-нибудь в другой раз.
Действия турецкого паши не обескуражили монахов. Они обратились за помощью к своему основному патрону - римскому папе Пию VII.
И глава Ватикана принял беспрецедентное решение. Он велел обложить специальным налогом на употребление чая и кофе всех католиков Европы с тем, чтобы вырученные в ходе этой кампании средства пошли на восстановление обители на вершине Кармеля.
К несчастью для монахов-кармелитов папа ушел в мир иной, так и не успев собрать нужную сумму, а его наследника, видимо, не очень интересовали бездомные палестинские почитатели Илии-пророка. И тут снова пришла помощь из Франции. Консулу этой страны удалось убедить турецкого наместника в полной безвредности монахов-кармелитов и отсутствии у них какой бы то ни было связи с греческими мятежниками. В конце концов Абдалла Паша сменил гнев на милость, и 12 июля 1827 г. был заложен первый камень в основание нового монастыря. В этой церемонии, естественно принимал участие и... Абдалла Паша. Опять французские власти помогают в строительных работах. В знак благодарности за это в монастыре отводится специальное место для членов французского правительства , в монастырской школе в почете французский язык, а над куполом церкви взвился красно-бело-синий стяг. Французский дух витал в монастыре вплоть до I Мировой войны, а район этот местные жители назвали "Французский Кармель"
12 июля 1836 г. состоялось торжественное освещение обители. Но монументальное сооружение (32х60м) с 30-ю кельями, величественной церковью, пекарней и библиотекой, столярной мастерской и аптекой, колокольней и музеем древностей распахнуло свои двери перед счастливыми хозяевами и многочисленными прихожанами лишь в 1853 г. Над входом появился герб кармелитов, где на фоне традиционного щита были изображены гора Кармель с крестом на вершине, а над ней - рука с мечем патрона и хранителя ордена Илии-пророка и латинская надпись: "Возревновал я о Господе Боге Саваофе"(III Кн.Царств, гл.19:10)



В центре четырехугольного здания находится церковь с пещерой в алтарной части.



Можно предположить, что в ней был похоронен священник, возможно настоятель монастыря св. Маргариты, построенного здесь во времена крестовых походов. Остатки каменного саркофага, облицованного впоследствии мрамором, в котором некогда покоилось тело усопшего, местная традиция называет "ложе Илии".


У входа в пещеру - символические захоронения монахов-основателей ордена кармелитов и их последователей, возобновивших деятельность братства на Святой Земле в XVII веке.

Христианская традиция отождествляет эту пещеру с местопребыванием в ней Илии-пророка. Именно поэтому появилось в ней его скульптурное изображение, а многочисленные свечи в честь этого святого зажигают здесь посещающие храм христиане-паломники со всего света.



Еврейская же традиция утверждает, будто в этой пещере находится захоронение ученика Илии-пророка Элиши(Елисея). И только существование здесь в настоящее время христианской обители останавливает верующих ортодоксов от массового паломничества к этой важной иудейской святыне.

Фрагмент решетки, находящейся над пещерой



В куполе церкви - сюжеты, повествующие о вознесении в огненной колеснице на небеса Илии-пророка, о пребывании на горе Кармель Святого семейства, о святых ордена кармелитов. Есть здесь и изображения пророка Исайи, Иезекила, Данила, а также играющего на арфе царя Давида.





Автором ряда икон, находящихся в церкви, является послушник монастыря, итальянский художник Луиджи Поджи. Он писал их в 20-х годах ХХ века.

А в алтаре в величественном золотом оформлении воздвигнута скульптура Девы Марии с Иисусом - "Норт Дам де Кармель", которой монахи поклоняются, возносят молитвы и воздают почести.






Особо следует отметить находящиеся в церкви четыре мемориальные доски, посвященные известным деятелям ордена кармелитов. Две из них расположены у входа в пещеру и установлены в память испанского монаха, религиозного мистика и поэта ХVI века Сан Хуана(св. Иоанна) де ла Круз.



Св. Терезы, которая основала в ХVI веке женскую обитель в г. Авила в Кастилии, ставшую впоследствии примером организации подобных монастырей во многих европейских странах.



Две другие находятся по обеим сторонам от от центрального входа и посвящены польской еврейке Эдит Штейн(1891-1944) - философу и общественной деятельнице, ставшей монахиней кармелитского монастыря, погибшей в Освенциме в годы II Мировой войны и причисленной папой римским в 1998 г. к лику святых



Четвертая доска посвящена послушнице Марии Боварди - арабке из галилейской деревни Ибелин.



Попасть во внутренние покои здания нам удалось благодаря uki_t и ее знакомому, который волшебным ключиком открыл нам заветную дверь.



Во внутренних покоях здания находятся трапезная, церемониальный зал с органом(орган есть также и в главной церкви), библиотека(первая научная библиотека в Хайфе), музей ритуальной одежды.
Статуя Девы Марии с Иисусом. Постаментом служит обычный письменный стол.



"Дорвались" фотографы...





































Если выйти из церковной залы и свернуть налево, то можно попасть в небольшой монастырский музей. Там находится симпатичная диорама "Рождество Христово" - творение все того же Л.Поджи.



А также экспонаты, найденные в ходе раскопок, проводимых на территории обители. Есть здесь предметы, принадлежавшие монастырю, расположенному в этом месте в византийские времена(разрушен, по-видимому, персами в 614 г.) и аббатству св.Маргариты, основанному
впоследствии крестоносцами. Наиболее интересный экспонат - гиганская каменная человеческая ступня с надписью: "Зеус лиополитанус Кармелиус", которую ученые датируют II в. до н.э.


Как свидетельствуют римские историки Тацит и Светоний, гору Кармель почитали священной и язычники, считавшие, что на ней обитает сам Зевс-громовержец(как тут не вспомнить Илию-пророка, по христианской традиции с громом и молниями несущегося по небу в огненной колеснице). Видимо, где-то здесь в те далекие времена и была установленна статуя этого греческого божества, ступня которого является украшением монастырского музея.

Любопытным экспонатом этой небольшой коллекции является колокол, подаренный кармелитам в 1837 г. королем Неаполитанским и Сицилийским Фердинандом II. Считается, что это был первый колокол, зазвонивший в Палестине со времени падения королевства крестоносцев в конце ХIII века.






Современный музей, к сожалению, представляет собой лишь жалкие остатки того великолепного собрания, которое удалось собрать монахам к началу ХХ века, и разграбленного турками при их отступлении из Хайфы в годы I Мировой войны.

Если выйти из церкви, повернуть направо и пройти несколько десятков метров, то оказываешься у ворот, ведущих в монастырский двор.
Ворота эти, крепко-накрепко закрыты. Но в монастырский двор можно попасть и через внутренние помещения монастыря. Сделать это можно или в рамках вышеупомянутой экскурсии "Горная дорога". Или все того же знакомого с волшебным ключиком.

Вот так выглядит монастырский двор.






На территории монастырского двора находится местная "Виа Долороса" - аллея с 14-ю мозаичными стелами, рассказывающими о последних трагических испытаниях, выпавших на долю Иисуса Христа в Иерусалиме, начиная от суда над ним римским прокуратором и заканчивая захоронением в пещере и воскрешением.
Но об этом я расскажу в следующий раз.

Хайфа, Израиль, фото, Монастырь кармелитов

Previous post Next post
Up