По следам наших выступлений

Jun 04, 2015 17:43


Ух ты, какой шикарный получился эксперимент на неживых людях! :) Честно говоря, я даже не ожидала такой бурной реакции, я вас обожаю, спасибо огромное! Даже мужчины подключились, хоть и в малых количествах, за что этой паре смельчаков  отдельная благодарность :)

Итак, о чем и зачем это было. А также - как со всем этим жить дальше :)))
Осторожно, много букв и картинок!

Только ленивый не написал и не поговорил по всем доступным каналам о психологии цвета. Информации, иногда противоречивой, в интернете и прочих СМИ море.
Например, вот здесь можно прочитать очень интересные и правильные вещи про красный, белый и черный цвета.

Красный цвет прежде всего ассоциируется с кровью и огнем. Его символические значения очень многообразны и, порой, противоречивы. Красное символизирует радость, красоту, любовь и полноту жизни, а с другой стороны - вражду, месть, войну. Красный цвет издревле связывается с агрессивностью и сексуальными желаниями.

Красный является основным геральдическим цветом. На знамени он символизирует бунт, революцию, борьбу. Интересно, что у многих племен Африки, Америки и Австралии воины, готовясь к схватке, раскрашивали тело и лицо в красный цвет. Карфагенцы и спартанцы носили во время войны красную одежду. В древнем Китае повстанцы называли себя «красные воины», «красные копья», «красные брови».

Красное обозначает также власть, величие. В Византии только императрица имела право носить красные сапожки. Император подписывался пурпурными чернилами, восседал на пурпурном троне. У многих народов красный цвет символизирует юг, пламя и жару.

Белый цвет символизирует чистоту, незапятнанность, невинность, добродетель, радость. Он ассоциируется с дневным светом, а также с производящей силой, которая воплощена в молоке и яйце. С белизной связано представление о явном, общепринятом, законным, истинном.

В Древнем Риме весталки носили белые платья и белые вуали. Еще с античности белый цвет имел значение отрешенности от мирского, устремления к духовной простоте. В христианской традиции белое обозначает родство с божественным светом. В белом изображаются ангелы, святые и праведники. У некоторых народов белую одежду носили цари и жрецы, что символизировало торжественность и величие.

Однако белый цвет может получать и противоположное значение. По своей природе он как бы поглощает, нейтрализует все остальные цвета и соотносится с пустотой, бестелесностью, ледяным молчанием и в конечном итоге - со смертью. Славяне одевали умерших в белую одежду и покрывали белым саваном. У некоторых племен Африки и Автралии принято раскрашивать тело белой краской после кончины кого-нибудь из близких. В Китае и в некоторых других странах Азии и Африки белый является цветом траура. В старину белый траур использовался и у славян.

Черный цвет, как правило, символизирует несчастье, горе, траур, гибель. Так, в Древней Мексике при ритуальном жертвоприношении человека лицо и руки у жрецов были окрашены в черный цвет. Черные глаза и поныне считаются опасными, завистливыми. В черное одеты зловещие персонажи, появление которых предвещает смерть.

Считается также, что существует связь между черным цветом и сексуальной привлекательностью. У некоторых африканских племен женщины с очень черной кожей высоко ценятся как любовницы, но не как жены. Любовная страсть покрыта темнотой и тайной; стало быть, черное может символизировать нечто сокровенное и страстно желанное. У арабов выражение «чернота глаз» означает возлюбленную, «чернота сердца» - любовь.

Таким образом, черное может иметь и благоприятное значение. Оно воспринимается так, например, в засушливых районах Африки, где мало воды и черные тучи сулят плодородие и изобилие. Духам-хранителям, посылающим дождь, приносят в жертву черных быков, коз или птиц, а жрецы при этом тоже облачаются в черное.

Там, конечно же, есть информация и о других цветах, но нас в связи с нашим экспериментом интересуют именно эти три. В чем же суть эксперимента, спросите вы? И я отвечу: в том, чтобы понять, как разные люди воспринимают сочетания цветов :)
Обратите внимание: не то, как они реагируют на каждый цвет в отдельности, а то, как они воспринимают образы, выстроенные на определенных цветовых сочетаниях.
И вот этой информации вы не найдете практически нигде. Несмотря на то, что именно она считывается нашим подсознанием в первую очередь.

Я очень внимательно читала все ваши комментарии. Не то чтобы я была не готова к результатам, все-таки 12 лет постоянной работы и глубокого прорабатывания этой темы оставляют мне очень мало места для сюрпризов, но тем не менее главные выводы этого мини-эксперимента я бы, пожалуй, оформила следующим образом:

1. Любые цветовые сочетания считываются представителями одной культуры (в данной случае, западной) совершенно одинаково.
2. Подсознательно одинаково считывая информацию, каждый человек опять же подсознательно перерабатывает ее в соответствии со своим жизненным опытом, характером, образом жизни и взглядами на нее, окружением и личными предпочтениями. Т.е. по большому счету - в соответствии со своим персональным стилем :)
3. На все эти действия у человека уходит в среднем не больше 5 секунд, каким бы невероятным это ни казалось. Этих 5 секунд достаточно, чтобы, опираясь на пункт 2, человек все так же подсознательно отнес увиденное к разряду "нравится - не нравится" или "моё - не моё".
4. Не обладая необходимыми знаниями, человек разумный не всегда может точно объяснить причину своей реакции на увиденное. И вот тут-то начинается самое интересное, чему ваши комментарии - лучшее свидетельство.

Итак, какую же информацию несет в себе сочетание "черный-белый-красный"?
Прежде всего, это самое формальное и самое дистанциирующее сочетание из всех в принципе возможных. Происходит это в первую очередь за счет самого высокого уровня контрастности между темным и светлым (черный-белый), а также из-за наличия в этом сочетании красного в его наиболее насыщенном варианте.
Означает ли это, что любое высококонтрастное по светлоте сочетание будет восприниматься формальным? Да. Более того, чем выше контрастность комплекта, тем больше ощущение дистанции между тем, на ком комплект надет, и окружающими. Добавление интенсивного красного вносит в такой комплект оттенок авторитарности. Чем больше красных "пятен" в таком высококонтрастном комплекте, тем выше ощущение авторитарности. Нравится вам это или нет :)
Ваши комменты очень четко показали, что кто-то воспринимает данный факт как проявление элегантности, энергичности, статусности, а кто-то в ужасе восклицает "too much!" и даже видит этих женщин просто злыми :)

Очень интересными мне показались ваши комменты по поводу первого комплекта. Многие из вас сказали, что женщина, одетая подобным образом - это самая обычная женщина. Скучная. Всё. Редко кто смог сказать про нее что-то большее.
Совершенно верно, это как раз тот эффект, который производит высококонтрастное, особенно черно-белое, сочетание, даже с едва заметным добавлением красного: никакая серьезная женщина идет на работу. Скорее всего в офис. Она сухая и формальная, с практически ничего не выражающим лицом. Она не будет с вами доброжелательно общаться и весело болтать, даже в перерыве она вряд ли засмеется или пофлиртует. Во всяком случае, не тогда, когда на ней надет этот черно-белый комплект. Не когда она "при исполнении".



*Отсюда

Повторю: за пять секунд переработав увиденное в соответствии со своим жизненным опытом, характером, образом жизни и взглядами на неё, окружением и личными предпочтениями, человек всё так же подсознательно отнесёт увиденное к разряду "нравится - не нравится" или "моё - не моё".
Это не хорошо и не плохо, это факт, который нужно усвоить и научиться им управлять с пользой для себя :)

Этот прием великолепно используется в униформах, например, для адвокатов, или на авиалиниях, т.е. в любых случаях, когда формальность, некоторая дистанциированность (читай: объективность) и авторитарность - это огромный несомненный плюс.



*Отсюда

При всем при том, степень визуального выражения этих прекрасных (или не очень - каждый решает для себя :)) качеств может легко варьироваться.
Что напрямую ведет нас к самому интересному вопросу (для меня, естественно :)) нашего ФБ-обсуждения: какого черта здесь делает эта юбка?! Она ни к чему не подходит!!! Она не модная, она дешевая, она странная и т.д. и т.п.
Прежде чем я объясню, зачем и почему эта "ужасная юбка" оказалась главной героиней комплектов, давайте еще раз прочитаем пункт 4.
4. Не обладая необходимыми знаниями, человек разумный не всегда может точно объяснить причину своей реакции на увиденное.
Прочитали? Осознали? :) Ну а теперь следите за ходом мысли :)))))

Цветовое сочетание - это то, что человек видит в первую очередь, и то, на что в первую же очередь подсознательно реагирует. Мы все так делаем. И вы. И я.
Вы уже знаете, какое впечатление производит сочетание "черный-белый-красный". Так происходит всегда и со всеми. И с вами тоже. И со мной. И с любым человеком, выросшим в западной культуре. Без исключения.
А теперь открою вам еще одну страшную тайну: блестящая ткань подсознательно воспринимается как менее формальная, чем матовая. При этом любой черно-белый комплект все равно будет создавать ощущение формальности и дистанциирования. Хоть и меньшее, чем с такой же юбкой из матовой ткани.
Есть? Едем дальше :)
А дальше у нас самое главное: источником всего вашего дискомфорта, а также ощущения дисгармонии и вопиющей безвкусицы стала вовсе не юбка. А топ :)))))))

Как топ, почему топ, при чем тут топ?! Объясняю.
Сочетание "черный-белый-красный" подсознательно ассоциируется с чем? Правильно, с авторитарностью. Авторитарным обычно бывает кто? Правильно, руководитель. Или любой другой человек, с мнением которого мы хотим или вынуждены считаться. Например, крупный эксперт в какой-то области. Он доступен и открыт для каждого желающего? Вряд ли.
А открытая шея (как и открытая область декольте) подсознательно воспринимается нами, мягко говоря, как гораздо менее формальная, чем закрытая. Вспомните расстегнутый воротник рубашки у мужчин vs наглухо застегнутый. Про женщин я вообще молчу...
Вот такое вот несовпадение на уровне подсознания между простеньким недорогим топом с глубоким вырезом - и общим впечатлением, производимым цветовым сочетанием. Зачем я это сделала, спросите вы? Затем, чтобы проверить и подтвердить пункт 4 :)
Достаточно поменять открытый топ, который я поставила в сетах, на интересную блузку с длинным рукавом - и давление с пульсом нормализуются, и юбка перестает нести угрозу общественному вкусу :)))))



Ну и напоследок самое главное: правила, которые помогут вам применять такое цветовое сочетание правильно, добиваясь того результата, который вам нужен.

1. Решите для себя, нужен ли вам эффект "формальность, дистанциированность, авторитарность".
Если нужен, то четко определите для себя - в каких ситуациях и в каких дозах. Вы - лектор-эксперт, выступающий перед большой аудиторией? К вам будут подходить с вопросами после лекции? Тогда вам стоит использовать поменьше красного (я считаю, что достаточно одного акцента) и побольше "дружелюбных" мягких фактур.

Было:


Стало:


2. Вы - глава крупной серьезной компании, за которым последнее слово? Вам нужно, чтобы присутствующие не только слушали, но и слышали, а потом бежали исполнять? Тогда вам стоит внести в комплект побольше красного (я считаю, что достаточно двух акцентов) и использовать жесткие фактуры.

Было:

Стало:

3. В качестве акцентов могут быть использованы сумки, обувь, украшения, ремни, помада, лак. Помните: чем больше площадь, занимаемая красным цветом, тем сильнее впечатление авторитарности. Вот вам пример, собранный мной в Поливоре по мотивам моих фотографий (старалась найти максимально близкие варианты, вроде бы получилось похоже, да? :)).

4. Вы тут у меня все товарищи продвинутые, поэтому не побоюсь вам сообщить пренеприятнейшее известие: такое сочетание сможет вытянуть только зимний цветотип. Все остальные в черно-бело-красном будут выглядеть в лучшем случае "лохушками, бедными, провинциалками, с претензией, но не дотягивающими" и т.д. (все эпитеты взяты исключительно из ваших комментов :)).
Но у меня для вас есть и хорошая новость :)
На других цветотипах будут работать все те же правила! Только вместо черного и белого вы выберете самые темные и самые светлые базовые оттенки вашей палитры, а красный - самый насыщенный его оттенок из вашей же палитры. Например:

5. Не забывайте, что цветовое сочетание "мой самый темный-мой самый светлый-красный" никоим образом вам не подходит, если вы идете на свидание, или с друзьями в кафе, или в гости, или на рабочее интервью, или находитесь в роли просителя. Думаю, теперь не нужно объяснять - почему, правда?
Как всегда, со всеми вопросами и комментариями жду вас в Фейсбуке.

психология цветовых сочетаний, имидж, психология цвета, персональный стиль, психология имиджа

Previous post Next post
Up