Впечатления от её жизни

Jul 02, 2013 12:21

«Впечатления моей жизни» - так называется книга воспоминаний княгини Марии Клавдиевны Тенишевой (1867-1928), хранительницы культуры. Всю свою жизнь Мария Тенишева посвятила заботе о сохранении культурных ценностей, предметов русской старины, так необходимых для воспитания русского человека, совершенствования его духа, а также заботе о самом человеке: в Бежице княгиня устраивала жизнь и быт рабочих завода, который принадлежал и её мужу, одному из основателей этого крупнейшего машиностроительного предприятия (ныне БМЗ); под Смоленском она создала сельскохозяйственно-ремесленную школу, вложив в обучающий курс новое, глубокое содержание - детей, съезжающихся со всех близлежащих округов, учили не только грамоте и всем сложностям профессионального полеводства и скотоводства, но и творчеству, ремеслу в высшем понимании этого слова. И при этом содержали на полном обеспечении всех учеников, кто в этом нуждался.

"С ранней юности «человечество» волнует ее больше, чем собственные проблемы, возможности и таланты. Эту сокровенную мысль «посвятить себя всю благородному делу» пронесет она через всю жизнь" (из замечательной статьи Марины Заболотской "Мечта княгини Тенишевой", написанной с большой любовью и пониманием; только город Бежица ошибочно назван Бежицком).



И. Репин. Портрет М.К. Тенишевой

Мария Тенишева известный меценат и коллекционер. Она поддерживала, идейно и материально, журнал «Мир искусства», занималась коллекционированием живописных полотен и предметов русской старины, очень любила балалайки (а Врубель приезжал и их расписывал), устраивала в Смоленске школу рисования, организовывала выставку передвижников… да всех деяний княгини и не перечислишь. В дом Тенишевых (и в Хотылёво, но особенно в Талашкино) приезжали погостить таланты и гении века: Николай Рерих, Михаил Врубель, Александр Бенуа, Илья Репин, Константин Коровин, Михаил Нестеров, Игорь Стравинский, Сергей Малютин, скульптор Павел Трубецкой и многие, многие другие. И каждому были созданы самые лучшие условия для работы, мастерские по европейскому уровню. Драматический театр, где ставили Гоголя, Островского, для которого и сама Тенишева писала пьесы, детский балалаечный оркестр под руководством Лидина, постановка опер, художественные мастерские Малютина... Вот где поистине царил дух творчества и сотрудничества, вот где горел ясный огонь культуры! Тепло от этого очага чувствуется и сегодня.

[...]
Талашкино, вернее Флёново, сохранило след деятельности Марии Тенишевой. Имение княжеское в самом Талашкино разрушено (как и первое имение, в Хотылёво), парк точно так же заброшен. Представление о доме может дать только макет:



Но «рабочая зона» во Флёново жива: здание сельскохозяйственной школы (сейчас там музей, в него стоит заглянуть), создавая которую Тенишева ставит перед собой, ещё до реформы Столыпина, поистине грандиозную задачу: изменить сам образ жизни крестьянина, научить его по-новому относиться к земле;



«Теремок» Сергея Малютина, в котором тогда находилась библиотека, а ныне - прекрасная экспозиция;



и Храм Духа, венчающий весь этот культурный и творческий уголок,



- на всё это можно посмотреть, ко всему можно прикоснуться, почувствовать.

«Днём можно было обойти все Талашкино и никого не найти. У всех были свои рабочие часы, каждый зарывался в свое дело, только от открытых окон флигеля неслись, переплетаясь в невообразимую какофонию, игра Медема на рояле и бесконечно повторяющиеся скрипичные фиоритуры и упражнения Фидельмана» (источник). Стравинский здесь начинал свою «Весну священную», к которой Николай Рерих создавал эскизы.

По эскизам Малютина работали ученические творческие мастерские - здесь рождалось всё «окружение» русского человека, от подсвечников до оконных наличников, от изразцов печи до стульев и комодов, узорчатое, расписное, сказочное… Все предметы обихода, ныне находящиеся в музее «Теремок», живые, прикоснувшись к ним (втайне от смотрителя), можно почувствовать передачу некоего сообщения - они легко входят в контакт с сознанием человека через простое внимание и бережность. А дух! Запах, аромат, благоухание! Дерево, растрескавшееся, лёгкое, помнит, хранит. Эти невербальные сообщения, напрямую от сердца к сердцу, дают что-то важное душе. Невозможно обозначить, назвать словами, но все эти молчаливые свидетели эпохи, запечатлевшие на себе взгляды великих обитателей-мастеров («Взгляд оставляет на вещи след» - Бродский), и всё пространство, хранящее в себе Память о горении творческой мысли, передают тебе нечто, что ощущается всей кожей, всем твоим существом.



Роспись фасада "Теремка"



Элемент декора



Расписные ворота



Ласковый зверёк, не боится



"Теремок", другой ракурс

А на пригорке над этим сказочным пространством стоит уникальный Храм Духа с потрясающим рериховским Спасом, напоминающий одновременно древнюю пирамиду, русский шатёр и буддийскую пагоду.



«Мне захотелось увенчать свое создание [школу] храмом Божиим», пишет Мария Тенишева. Так началось строительство Храма.



«В то время я тяжело страдала мучительной нервной болезнью и едва находила силы утром встать с постели, добрести до моей мастерской, чтобы там, в каком-то духовном самозабвении, умиротворенная, в смирении, целыми днями неустанно работать, живя единственным желанием выразить тот образ, который смутно жил в моей душе. Было сделано две модели. Первую я по окончании совсем забраковала, вторая же все более и более подходила к моему внутреннему чувству, отвечала ему и, наконец, поправленная и дополненная, вылилась в форму, встречавшую одобрение даже у самых равнодушных людей...» (из упомянутой выше книги Тенишевой).



Мария Тенишева работает над храмом совместно с Николаем Рерихом, с которым познакомилась в 1903 году. Рерих поддерживает её и помогает в строительстве, создаёт эскизы и росписи внутреннего убранства, мозаики на фасаде.







«"Царица небесная на берегу Реки Жизни". Пламенные, золотисто-алые, багряные, рдяные сонмы сил небесных, стены зданий, развёртывающихся над облаками, посреди них Царица Небесная в белом платье, а внизу неяркий облачный день и студёные воды будничной реки жизни. Что странно поражает и, быть может, привлекает в этой композиции, это то, что, хотя все элементы в ней по-видимому византийские, она носит чисто буддийский, тибетский характер. Белая ли одежда Богоматери среди пурпурных сонмов, или теснота сил небесных над тусклым простором земли дают это впечатление, но в этой иконе почувствовано нечто более древнее и восточное. Глубоко интересно, какое впечатление будет производить она, когда заполнит собою всё пространство главного нефа церкви над низким деревянным иконостасом», - так писал об эскизе внутренней росписи храма Максимилиан Волошин.



(фото из Интернета)

К сожалению, сейчас храм на реконструкции и посмотреть на стены, где была изображена Матерь Мира (роспись вскоре была полностью утрачена), мне не удалось. Значит, нужно будет приехать сюда ещё раз.



«Мы решили назвать этот храм Храмом Духа. Причём центральное место в нём должно было занимать изображение Матери Мира. Та совместная работа, которая связывала нас и раньше, ещё более кристаллизовалась на общих помыслах о Храме. Все мысли о синтезе всех иконографических представлений доставляли живейшую радость. Много должно было быть сделано в Храме, о чём знали мы лишь из внутренних бесед», - Н.К. Рерих.



В 1910 году легли первые росписи на стены Храма. В 1911-м помочь отцу во Флёново приехали Юрий и Святослав Рерихи. Сама Тенишева сделала для церкви эмалевый напрестольный крест, над которым долго трудилась в своей мастерской.

Как итог совместной работы звучит оценка Рериха: «Этот завершительный завет Марии Клавдиевны в Талашкине ещё раз показал, что верною осталась она своему изначальному устремлению строить и верить в будущее и новое». Текст Николая Рериха «Памяти Марии Клавдиевны Тенишевой»



Я "на подступах" к Храму Духа

Previous post Next post
Up