Несколько слов к теме образования большевиками БАССР.

Aug 19, 2014 16:54


Бердины и Хамидуллины ничтоже сумняще объявляют, что Заки Валиди, изначально задумывал реализацию, «возрождение» некоего исторического Башкортостана, а так названную «Малую Башкирию», он только как временный вариант задумывал. Заки Валиди и сам навспоминал, и упомянутые товарищи башкирские гуманитарии утверждают, что «В начале ноября во время вышеупо­мянутого совещания с казахскими лидерами (еще до объявления автономии Башкортостана) я изготовил три карты: 1) Большой Башкирии, 2) Малой Башкирии, 3) Федерации свободных мусульманских областей Вос­точной России». Сам Заки Валиди ещё и добавляет: «Эти карты были обнародованы на основе Декларации об автономии Башкортостана». Не станем выяснять, как все эти карты основываются на «Декларации об автономии Башкортостана», однако есть и другая неувязочка, карта «Большой Башкирии» была рисована 28 ноября 1917 года, т.е. уже после объявления 15 ноября 1017 года автономии Башкурдистана. Дата проставлена на самой этой карте.

Я уже немного касался сего факта, а сейчас хочу несколько добавить к этому из задумок и речений самого Заки Валиди, и некоторых других фактов и обстоятельств. А, в общем-то просто представить несколько выдержек из книги Тагирова И.Р. «Очерки истории Татарстана и татарского народа (ХХ век.) - Казань: Татар. КН. изд-во, 1999 - 468 с.

«Заки Валиди прибыл на Меджлис и 6 января выступил с речью. Он начал   с того, что несколько дней тому назад закончил свою работу съезд, учредивший Башкирскую республику (ни о какой «Малой Башкирии» речи нет - И.Г.). Выразив уверенность в том, что каждый народ должен быть хозяином на своей земле, Валиди дал понять, что на территории Башкирии есть место и татарам. Естественно при приоритетности самой башкирской нации. Он особо подчеркнул, что на территорию суверенной Башкирии не будут допускаться русские переселен­цы. Не мог не выразить своего отношения Валиди к плану Идель-Уральского штата, обсуждавшегося на меджлисе. "Казань, - сказал он, - отделена от нас крепостя­ми русских деревень и все эти земли русские считают своими". В принципе, он высказал пессимизм по поводу переустройства России по типу штатов и татарской территориальной автономии. Он обвинил татар в трусости в вопросе создания своей автономии. Делегатов съезда возмутили следующие слова Валиди: "Ваши интеллигенты вертели хвостами между территориальной и культурно-националь­ной автономией" (нынешний Илишев может с такого примера на одном Курултае саратовским башкирам некоторую непотребную аналогию им приводил -И.Г.). В этом месте председатель прервал его, сказав: "Это не башкир­ский съезд, а Милли Меджлис и говорите поосторожней". Валиди, поняв, что зашел слишком далеко, примиряюще произнес: "У вас нет мобилизующей програм­мы, и я говорю об этом с горечью. Результаты деятельности интеллигенции ощуща­ем на себе, они пишут доносы на нас, на башкирскую автономию". Желание татар создать свою совместную с русскими автономию он назвал "империалистическим стремлением". Он позволил себе понасмехаться, сказав: "Слава богу, туда, навер­ное, войдет и Нижний. Будут у вас и пароходы. Однако знайте, если процент нации будет составлять ниже 60%, то такая автономия уже не автономия" (подчеркнуто мной - И.Г.). В заключительной части своего выступления он сказал весьма категорично: "Вы как хотите, но мы пусть маленькую, но создадим свою автономию... Мы поклялись на Коране и не отступим". Отступить ему, конечно же, пришлось. Он присоединился к идее Идель-Уральского штата. Однако парадокс в том, что в конечном счете была создана автономия, в которой всего 18 - 20% башкир.»

Стр. 82-83.

«17 февраля 1920 года нарком Башкирской республики по военным делам Заки Валиди, председатель Башкирской республики при ЦИК РСФСР А.Адигамов, Бикбов обратились с письмом в ЦК РКП(б), в котором говорилось, что из объяснений членов Центрального Бюро коммунистических организаций народов Востока им стало известно, что республику хотят назвать Татаро-Баш­кирской "не по политическим соображениям, а из осторожности, что оставшиеся за территорией Башкирии" башкиры могут обидеться, что республику назвали только Татарской. В связи с этим они заявили: "Мы, башкирские представители, гарантируем, что нет и не будет со стороны малочисленных башкир какого бы то ни было требования".Указывалось также, что "башкир в пределах Уфимского региона Тат. республики всего 355770 человек, тогда как татары, не включая Казанской, Вятской и Симбирской губернии, составляют один миллион триста тридцать две тысячи триста семьдесят душ"1. Как видим, со стороны башкирских руководителей не было никаких территориальных претензий к новой республике. Единственное пожелание, чтобы она называлась не Татаро-Башкирской, а Татар­ской. И чтобы сохранялась уже существующая Башкирская республика».

1 Образование Татарской АССР.

2ЦГА ИПД РТ, ф. 36, оп. 1, д. 306 а, л. 42-43.

Стр. 162.

«Один из видных работников Ш.Ахмадиев говорил, что, проезжая через Самару, он встретился с З.Валидовым, который узнав о скором провозглашении республики, сказал: "Боже упаси Вас взять Казань в свою республику, вы можете обойти Казань, потому что иначе сувере­нитета татарского населения не будет, русские коммунисты, русский пролета­риат будет в большинстве и будут вам диктовать все"2.

Конечно, во всем этом был известный резон. Но полагать, что З.Валиди подал идею создания Татарской республики без больших городов (он Башкурдистан задумал реализовать без городов, но чтоб с непременным преобладанием башкир, потому и не претендовал на Уфимскую губернию, кроме её отдельных частей, которые и были включены в образованный в 1919 году Башкурдистан - И.Г.) не представ­ляется возможным. Трудно сейчас сказать о первопричине создания республи­ки без Уфы и Казани. Однако такая попытка в какой-то мере помогла отсечь Уфимскую губернию от Татарской республики. Нашлись статисты, которые подобрали необходимые "данные" для того, чтобы показать неправомерность включения ее в состав новой республики. Они были представлены во ВЦИК. Это - данные о составе населения Уфимской и Казанской губерний. По уездам Казанской губернии вопросов не возникает, поскольку они составлены на осно­ве переписи 1897 года и данных за 1913 год. А цифры по Уфимской губернии, по словам "статистов", взяты из каких-то документов за 1912 год. Возможно, этих данных и в природе не существовало, поскольку не указан источник ин­формации. Так или иначе в Президиуме ВЦИК фигурировало следующее про­центное соотношение национальностей.

Уезд

Русских

Татар

Башкир

Прочих

Мензелинский Бирский Белебеевский Уфимский

29

26,1 23,3

55,5

19,8 2,9

7,4 0,2

32,8 39,1

37,3 23,7

18,4

33,9

32

20,6

Всего

33,5

7,6

33,2

20,6

Составители справки даже сами признают, что "указанные статистические данные не совсем точны"3. Это, конечно, мягко сказано. На самом деле - это обыкновенная подтасовка данных. Составить точную этническую характерис­тику Уфимской губернии авторы справки могли бы, опираясь на данные, кото­рые были приведены в указанной телеграмме З.Валидова, А.Адигамова и Бик-бова в ЦК РКП(б). З.Валиди, специально занимавшийся статистикой нацио-

1 ЦГА ИПД РТ, ф. 109, д. 400, л. 449.

2РЦХИДНИ, ф. 583, оп. 1, д. 26, л. 31.

3ЦГА РФ, ф. 1318, оп. 1, д. 10045, л. 42.

нального состава, как никто другой знал с точностью до одного человека коли­чество татар и башкир. Он абсолютно не сомневался в том, что Уфимская губерния должна быть включена в состав Татарской республики. Поэтому мож­но сказать со всей определенностью, что эта территория Башкирии была поп­росту навязана».

Стр. 165-166.

Я конечно же вернусь к этому более обстоятельно, а на пока вот так.

Previous post Next post
Up