Что стоит за очередной силовой операцией по «спасению» пациента фонда Ройзмана
Вечером 10 мая пресс-служба ГУ МВД России по Свердловской области отрапортовала: «Сегодня около 15 часов 30 минут при силовой поддержке бойцов СОБРа оперативники отдела по борьбе с оргпреступностью ГУ МВД России по Свердловской области освободили 26-летнего музыканта».
Фото:
znak.com По версии силовиков, 9 мая в отдел по борьбе с организованной преступностью свердловской полиции «обратились граждане с заявлением о том, что в так называемом реабилитационном центре фонда «Город без наркотиков» содержится против своей воли их друг - музыкант. Молодой человек передал на волю письмо, и друзья, ничего не знавшие о нем несколько дней, обратились в полицию».
На подготовку спецоперации потребовались считаные часы. К реабилитационному центру, расположенному в деревне Изоплит, были стянуты около пятидесяти сотрудников полиции. СОБР действовал решительно.
Как рассказала «Новой» адвокат Анастасия Удеревская, единственный, кто оказал сопротивление полиции, была собака, которая подняла недружелюбный лай, но тут же была нейтрализована ударом приклада в челюсть.
Основатель фонда «Город без наркотиков» Евгений Ройзман с недоумением написал в своем блоге: «Что сделал бы порядочный полицейский в такой ситуации? Для начала бы поставил в известность родителей. Правильно - если человека незаконно удерживают, должны же родители об этом знать. Исходя из беседы с родителями уже принимал бы какие-то решения. Или просто позвонили бы к нам и сказали: «Парни, у вас есть такой?» Мы бы сказали: «Есть». Так бы поступил полицейский. А у полицаев задачи другие. Вместо того чтобы переговорить с родителями, они развернули войсковую операцию по освобождению заложника».
«Новой» удалось связаться с матерью освобожденного музыканта. Надежда Баскина сообщила, что она сама привезла сына Романа в реабилитационный центр.
- Две недели назад Романа привезли домой в очень тяжелом состоянии наркотического опьянения, - рассказывает женщина. - Он курит марихуану, на которую его подсадили так называемые друзья. Мы решили, что единственный, кто может помочь сыну избавиться от наркозависимости, - это Евгений Ройзман. Мы приехали в реабилитационный центр, подписали договор. Сын сам, под видеозапись, сказал, что приехал на Изоплит добровольно.
Надежда Баскина уверена, что «друзья» сына обратились в полицию, потому что они фактически «сидели у него на шее», а когда Роман оказался в реабилитационном центре, им не у кого стало брать деньги на наркоту.
Когда мать узнала, что силовики увезли сына из реабилитационного центра, она сама обратилась в полицию. С нею поговорили, но оформлять беседу официальным протоколом не стали. Могу предположить, потому что рассказанное Баскиной никак не вписывалось в версию «освобождения незаконно удерживаемого музыканта».
Евгений Ройзман, в свою очередь, высказал суждение о том, что очередная атака на фонд может быть связана с позицией губернатора области Евгения Куйвашова:
- Если нет политической воли, полицейские не будут действовать так откровенно беспредельно.
Сам губернатор Куйвашов причастность к действиям силовиков отрицает. В разговоре со мной он заявил, что в курсе того, что произошло на Изоплите:
- Интернет читаем. Но силовики ничего мне не докладывают, я априори не могу контролировать ситуацию.
На мое недоумение: неужели 10 мая на Изоплите не произошло ничего неординарного, требующего немедленного вмешательства первого лица области, - губернатор ответил:
- Я считаю, что правоохранительные органы во всем разберутся. Есть суды, есть целая система контроля за действиями правоохранительных органов.
Примечательно, что очередная атака на фонд «Город без наркотиков» произошла после того, как Ройзман заявил, что будет баллотироваться на выборах в городскую думу Екатеринбурга во главе списка партии «Гражданская платформа». А непосредственно за несколько дней до операции силовиков состоялась встреча Ройзмана с губернатором Куйвашовым.
- Нашу встречу с Евгением не хочу никак комментировать, мы с ним встретились, пообщались, поговорили, - заявил «Новой» губернатор Свердловской области.
Ройзман также отказался рассказывать о подробностях этой встречи, сообщив, что она оказалась «пустой» и «ни о чем».
Но более всего сейчас Ройзмана беспокоит судьба двадцати двух пациентов реабилитационного центра, в том числе и несовершеннолетних наркоманов, которых силовики насильно увезли с собой.
- Полиции они нужны только для того, чтобы выжать из них показания, что мы содержали их в реабилитационном центре против их воли, - говорит Ройзман. - Тех, кто не стал ничего подобного писать, тут же ночью выгнали из отделения.
Получить какие-либо комментарии в пресс-службе ГУ МВД России по Свердловской области не удалось. Дежурный офицер заявил, что им нечего добавить к тому, что они уже написали в официальном пресс-релизе.
"Новая газета", 11.05.2013