Музей-заповедник Изборск на пути к федеральному статусу, или казус Дубровской

Mar 24, 2012 19:47

Председатель государственного комитета по культуре Псковской области Александр Голышев на коллегии комитета 21 марта заявил о намерении губернатора Андрея Турчака добиваться придания статуса федерального музею-заповеднику Изборск.

"Также Александр Голышев сообщил, что губернатор Псковской области Андрей Турчак написал письмо в Министерство культуры о придании  Изборскому музею-заповеднику федерального статуса. "Когда он создавался, было другое время, приходилось экономить, но теперь пришло время забирать его в федеральный бюджет", - добавил он."

http://informpskov.ru/news/91283.html

Потрясающая по "ясности мысли" аргументация от председателя "псковской культуры" А. Голышева.

Может, имелось в виду, говоря проще: федеральный статус музея-заповедника Изборск в псковской глубинке нужен для того, чтобы продолжить обустраивать ( тем, кому положено ) свои интересы на закопанных в Изборск бюджетных деньгах после сентябрьских "юбилейных торжеств" далее уже за федеральный счет?

Помимо придания "федерального статуса", к изборскому музею псковские чиновники собираются "прикрепить" в качестве филиала и "музей Ледового побоища". Пространственное "развитие" охватило умы членов команды губернатора Псковской области А.Турчака. Призывы губернатора А.Турчака к прокуратуре и прокурору области бдить, как всем ясно, имеют исключительно декоративный смысл, каких бы юбилейных или долгосрочных "программ" в Псковской области такое требование губернатора ни касалось. Ведь причин возбудиться у прокуратуры только по одному Изборску в 2011 г. было великое множество.

Между тем, руководит с 2008 г. музеем-заповедником Изборск, претендующим теперь на статус федерального музея, ни кто иной как Наталия Петровна Дубровская, столь удобная и подходящая на этом посту, вероятно, не только Александру Ивановичу Голышеву.

Архитектор-реставратор в Изборской крепости В.Никитин знает Наталию Петровну как "человека увлекающегося".

http://irboska.livejournal.com/98786.html

ФОТО ( informpskov )




http://informpskov.ru/culture/40776.html

Кто еще, кроме Наталии Петровны, был бы способен на то, чтобы, нисколько не стесняясь православных прихожан храма в Изборской крепости, всячески притеснять священника-настоятеля храма Св.Николая до самой его смерти, "ходатайствовать" перед "самым главным реставратором" Изборской крепости В.Никитиным о вырубке дорогих всем изборянам прекрасных вековых деревьев ( лип и кленов ) в крепости, а также сочинять поздравления в "Коммерсанте" сенатору "от Псковской области" М.Маргелову к дню его рождения. Не каждому такое дано. И при этом еще оказаться "способной" заморозить картины изборского художника Павла Мельникова в новодельных, отстроенных за десятки миллионов бюджетных рублей помещениях "усадьбы Анисимова" на Печорской улице Изборска, и оказавшихся совершенно не приспособленными без необходимых электромощностей для хранения акварельных и масляных живописных работ в суровые январско-февральские морозы. Не говоря уже про "замороженный человеческий фактор" самого музея.

И разве всё это не преднамеренное, заранее спланированное вредительство русской истории и культуре с ведома псковских высокопоставленных чиновников, целенаправленное разрушение исторической среды древнего русского места? За щедрую плату из государственного бюджета, то есть за наш же собственный счет. Это такая госполитика при губернаторе Псковской области Андрее Турчаке?

http://gubernia.pskovregion.org/number_554/01.php

http://www.tvkultura.ru/news.html?id=943648&cid=178

По всей видимости, такой проверенный "руководитель музейного дела" как Наталия Петровна теневым организаторам "освоения Изборска" c использованием бюджетных средств как раз и нужен, эти "руководящие" кадры нарасхват в "возрождающейся" России с ее новым старым президентом.

ФОТО ( informpskov ):  директор государственного музея-заповедника Изборск Н.П.Дубровская на снимке (слева) рядом с губернатором Псковской области А.Турчаком во время пребывания в Изборске министра культуры РФ А.Авдеева в октябре 2011 г.




Всем давно и хорошо известно, как собираются деньги с туристов в Изборске для того, чтобы они смогли пройти к самой крепости, заплатив 20 рублей ( а то и больше !) в "кассу" . Как выглядят "кассиры" и "билеты" - специально обратите внимание как-нибудь, идя к крепости от "сувенирного домика" (на ФОТО) с шлагбаумом.




ФОТО  (ПЛН):  всем хорошо известное место сбора денег на крыльце "сувенирной избушки" (слева) для прохода в Изборскую крепость и Никольский храм обозначено шлагбаумом (справа), предписание на снос которого, вынесенное прокуратурой, так и не было выполнено дирекцией музея-заповедника. Сувенирные вывески, "ивенты" ( от англ. event ) и "билетики" сопровождают уже не первый год Наталию Петровну в ее стремительной и скандальной "карьере" на Псковской земле.




Наталия Петровна, вероятно, очень полагается на тех "леди и джентльменов" с которыми, она "дружит" и кому именно она так отчаянно и нужна для воплощения в жизнь планов развития частного бизнеса "индустрии туризма и развлечений" в Изборске.

Иначе бы всем известные ее "подвиги" в самом музее и в Изборской волости были бы вряд ли допустимы без моментальных последствий для самой возможности продолжения ее дальнейшей работы ( и не обязательно в качестве директора ) в музее-заповеднике "Изборск". Вероятно, и сама Наталия Петровна понимает, что изборское директорское кресло - это, скорее всего, вершина ее "карьеры". Поэтому и "участвует" во всех требуемых от нее "согласованиях и ходатайствах" без лишних напоминаний и со свойственной ей напористостью.

Псковского губернатора А.Турчака, по всей видимости, всё это вполне устраивает в заповедном музейном хозяйстве Наталии Петровны. Иначе бы он не отмалчивался. Зачем, если "все идет по плану",  губернатору в чем-то разбираться по существу, задавать лишние вопросы своему окружению, состоящему из "эффективных менеджеров" и отвечать на письма изборян?

Всё просто устроено: как с изборянами в их деревне в октябре губернатор А.Турчак не посчитал нужным встретиться, так и Наталию Петровну не хочет тревожить все это время. Есть много других интересных занятий в полюбившейся губернатору Псковской области и в родном городе на Неве. Да и к тому же есть на службе начальник всех начальников при подготовке торжеств 1150-летия И. Гаврюшкин. При чем тут он, губернатор, скажите?

Наличный оборот музея-заповедника Изборск в условиях такой политической непотопляемости и архиценности его директора сохраняет свое многолетнее своеобразие и вызывает у многих неподдельное изумление.

ФОТО:  на билетах в музее-заповеднике Изборск под руководством Н.П.Дубровской удивительно легко изменять их цену, т.к. она проставляется чернильным нумератором уже после выпуска из типографии самих пронумерованных билетов ( на билете справа на фото даже виден "заблудившийся" нолик от чернильного нумератора ). Сколько таких ноликов путешествует в кассовом хозяйстве музея-заповедника Изборск, "кэшевую" прелесть и привлекательность которого имеют возможность оценить только самые-самые "приближенные" к музейному и реставрационно-строительному бизнесу Псковщины ?




И при этом Н.Дубровская не стесняется рассуждать о "тщательной подготовке" проектной документации на объектах "реставрации".

http://friday.vedomosti.ru/article/2012/03/23/18403

На фоне всего происходящего в Изборске с момента появления в нем в 2008 году Н.П.Дубровской и по настоящее время "подготовки к торжествам 1150-летия российской государственности", а точнее - дичайшего уничтожения исторической среды Изборска - многое становится очевидным ( в том числе и почему Наталия Петровна из Пскова вдруг перебралась в Изборск на руководство по сути деревенским краеведческим музеем ), если прочитать сентябрьскую 2007 года статью "Музейное дело" в "Псковской губернии".

Вот выдержки из этой статьи 2007 года:

"В 2006 году Псковский государственный объединенный историко-архитектурный и художественный музей-заповедник отметил своё 130-летие.

В тот год музейщики добросовестно освежали в памяти псковичей историю самого музея и «музейную статистику», от которой, как всегда, охватывала гордость. Нам напоминали, что к музею относятся Поганкины палаты (XVII в.), здание Фан-дер-Флита, Приказная палата (XVII в.), Мирожский монастырь (XII-XVII вв.), мемориальные музеи архитектора-реставратора Юрия Спегальского и политика Владимира Ульянова (Ленина), домик «Искры», дом Масона. Псковский музей является хранителем монументальной живописи Спасо-Преображенского собора Мирожского монастыря (XII в.), храмов Рождества Богоматери Снетогорского монастыря (XIV в.) и Успения Богоматери в селе Мелётове (XV в.).

Напоминали, что фонды Псковского музея хранят 4 тыс. единиц живописи, 6 тыс. единиц графики, 600 скульптур, 7 тыс. единиц прикладного искусства, 65 тыс. нумизматических предметов, 300 тыс. памятников археологии, 700 единиц оружия и т. д. Общий вес золота в драгоценных экспонатах музея - около 2,5 кг, серебра - 331 кг.

Тогда же Псковский музей-заповедник развил бурную выставочную деятельность. Казалось, нам хотят показать все «единицы», «предметы» и «килограммы». Выставка следовала за выставкой. Создавалось впечатление, что с народом хотят поделиться всем. НАШИМ ВСЕМ. Приходите все, посмотрите всё!

Приходили, смотрели, хвалили многое и многих. Но в то же время не могли побороть ощущение, что всё фондовое роскошество «вывалено» на желающих приобщиться как-то поспешно, лихорадочно. Оставалось недоумение, которое не все считали приличным высказать.

Невысказанность дела не меняла: благородная публика не умела сразу отличить выставку от «открытого хранения фондовых коллекций»», как, например, в случае с «Золотой кладовой». Жаждала «этикетажа», то есть пояснений к выставленным экспонатам, пыталась разобраться в принципе отбора экспонируемых предметов, но - не разбиралась. Листала восторженную прессу и сомневалась в себе: может, действительно, того… Отстала от жизни благородная публика?

Тем более, что не только родная и близкая (особенно, близкая к «официальному телу») пресса была в восторге. Например, прошедшая в мае 2006 года в Таллинне выставка икон и картин из Псковского музея-заповедника была очень тепло встречена на «той стороне».

С родной стороны ее провожали не просто тепло, а горячо - прямо скажем, со скандалом, который выплеснулся и на страницы газет. Скандал случился таможенный: у проверяющих возникли, скажем так, вопросы к качеству сопроводительных документов с… весьма и весьма неточным описанием вывозимых работ (размеры, технические характеристики и т. д.). Восемь картин пришлось изъять из числа подготовленных к отправке. История с «неправильным вывозом» не получила дальнейшего развития, скандал был притушен.

И те, кто любил бывать в музее, продолжали тихо недоумевать. Может, вся эта почти агрессивная выставочная деятельность действительно должна иметь место? Может, теперь так и надо? Это и есть те изменения, которых все так ждали в музее? Плоды работы нового молодого директора, которая, похоже, во главу угла поставила как раз интересы публики? Которая, как могла, пыталась сделать музей интересным, по-своему доказать, что здесь не «кладбище культуры», а вполне активное (в том числе, экономически активное, согласно новым установкам, которые в 2006 году распространились и на учреждения культуры) пространство?

Напомним, что в юбилейный год музей вступил с новым руководителем: на это место была назначена Наталья Петровна Дубровская, до начала 2006 года занимавшая должность заведующей отделом экспозиционо-выставочного и культурного центра «Приказная палата Псковского Кремля».

В музее Наталья Петровна работает давно: в 1990 году она поступила сюда на должность младшего научного сотрудника в отдел учёта фондов, через 3 года была переведена в организационно-методический отдел на должность методиста по фондам филиалов музея. В 1994 году заочно окончила Санкт-Петербургскую государственную Академию культуры по специальности «Музейное дело и охрана памятников истории и культуры». С 1995 года была назначена на должность корреспондента-редактора в отделе научной пропаганды, через 4 года возглавила первый музейный магазин. В 2001 году стала руководителем сувенирно-коммерческого отдела Псковского музея-заповедника, который в апреле того же года был переименован в «Экспозиционно-выставочный и культурный центр Приказная палата».

Официальная научная биография пока скромная. Многие задавались вопросом: почему именно бывшая хозяйка Приказной палаты была выбрана новой (буквально, годовалой) областной властью на такую должность, как директор Псковского музея-заповедника? И сами себе отвечали: Наталья Петровна соответствует представлениям этой власти о том, как надо поставить дело. Любое дело, в том числе музейное. Команде губернатора Михаила Кузнецова нужна была быстрая эффективность, нужен был продукт, который можно продавать и за который можно было получать деньги. Причем, если в начале славных дел речь шла преимущественно о получении средств, то потом оценили и такой капитал, как общественное признание. Хотелось, чтобы музей было видно и слышно всякому. Тем более, что бурная деятельность, ориентированная на показ (в хорошем смысле), определенно привлекала внимание публики.

Состоялись несколько заметных акций: знаменитая музейная ночь, когда 18 мая 2006 года впервые за 130 лет своей истории Псковский музей-заповедник открыл свои двери посетителям в самое таинственное время суток и выставка «Псковские древности из собрания Государственного Эрмитажа».

Госпожа Дубровская явно выдерживала экзамен на эффективного менеджера «кладбища культуры» (напомним, что именно в таком контексте однажды предложил обсудить музейный вопрос глава Роскультуры Михаил Швыдкой).

Но в маленьком городе нельзя ничего утаить: внутри музея новое назначение вызвало неоднозначную реакцию. Через год «неоднозначная реакция» уже переросла в однозначную. Причины были.

На август 2006 года Псковский музей-заповедник покинули почти 30% сотрудников (эту информацию предала гласности председатель профсоюзного комитета Псковского музея-заповедника Марина Сафронова). По собственному желанию увольнялись подчас «штучные» специалисты, отдавшие музею десятки лет жизни. Такого не было даже во времена, когда задержки зарплаты музейщикам достигали 5 месяцев. На сегодня из музея ушло более 40% научного состава. Псковский музей-заповедник вынужден был отправить на биржу труда заявку «на научных сотрудников».

В то же время, столичные проверяющие, предпочитающие на пресс-конференциях принимать статус гостей, вскользь говорили, что ситуация сложная, но не критическая, что, возможно, она стала следствием некоего «конфликта поколений». Ведь директор у музея не просто новый, а еще и молодой…

Одно из первых разногласий коллектива и нового директора было связано с изменением структуры музея-заповедника. Как рассказала нам заведующая отделом реставрации Псковского музея-заповедника Наталья Ткачева, которая, как и большинство сотрудников музея, до сих пор не считает возможным согласиться с произошедшими изменениями, был ликвидирован ведущий научно-экспозиционный отдел - художественный. Он фактически поглощен службой хранения.

Специалисты считают данное решение, мягко говоря, спорным: служба, обеспечивающая физическую сохранность музейных ценностей (госпожа Дубровская тут с нами не согласится, под «обеспечением физической сохранности» она понимает работу службы безопасности и административно-хозяйственной части, а не службы хранения), поглотила отдел, призванный заниматься комплектованием, изучением и экспонированием музейных фондов. Коллектив единогласно проголосовал против новой структуры, указывая на то, что она уничтожает ведущий отдел музея, его творческое ядро. Но о практике принимать решения коллегиально музейщикам пришлось забыть. Структура музея изменилась.

Фактически не у дел осталась известный в России и за рубежом специалист по древнерусской истории и культуре - искусствовед, заслуженный работник культуры, член Союза художников России, автор наиболее популярных и посещаемых экспозиций («Живопись древнего Пскова», «Художественное серебро») и выставок Ирина Родникова, автор книги «Псковская икона XIII-XVI веков». Ныне она вынуждена трудиться в отделе… музейной педагогики. Для единственного специалиста в области древнерусского искусства в музее почему-то не нашлось другой работы, кроме как проводить занятия со школьниками. Школьникам, конечно, сильно повезло.

Со сменой начальства началась «новая жизнь» и у музейных реставраторов. Отдел научной реставрации был (опять же - почему-то) переименован в отдел реставрации музейных коллекций. «Не могут реставрироваться коллекции, могут реставрироваться предметы. Это же просто неграмотно», - уже как-то безнадежно отмечают реставраторы.

Но это не самое большое «зло». С введением новой структуры был упразднен сектор климатологии. Псковский музей был одним из первых провинциальных музеев, создавших эту службу. Климатолог Татьяна Платонова пользовалась у коллег уважением и авторитетом, за 20 лет ею была проделана огромная работа, но службу климатологии «оптимизировали». Госпожа Платонова вынуждена была оставить свою работу, не выдержав непонятных ей как профессионалу требований нового начальства и вечных «переселений» с одного места на другое. В результате теперь некому контролировать температурно-влажностный режим в музее. Обеспечение сохранности музейных ценностей оказалось под еще большим вопросом.

В целом, реставраторы отмечают, что оптимизация структуры музея ухудшила условия их работы и лишила возможностей для полноценного творческого труда. Отдел лишен фотообеспечения, отсутствует помещение для реставрации произведений из металла. В прошлом году из музея уволился реставратор произведений из металла и единственный специалист в музее по атрибуции оружия Сергей Салмин. Директор отказала ему в отпуске за свой счет - в связи с «производственной необходимостью», но заявление об уходе подписала исключительно быстро. Видимо, «производственная необходимость» в редком специалисте резко отпала.

Второй год работает под постоянной угрозой увольнения сама заведующая отделом реставрация. Сначала Наталью Ткачеву, как и заведующего отделом хранения археологических коллекций Виктора Лабутина (к слову, признанного комиссией Федерального агентства по культуре и кинематографии образцовым хранителем) и заведующую отделом рукописей и редких книг Светлану Волкову, пытались понизить в должности. Потом были предприняты бесчисленные попытки просто уволить госпожу Ткачеву (члена Союза художников России, высококвалифицированного специалиста в области реставрации икон, сформировавшую службу реставрации в Псковском музее-заповеднике).

В том же 2006 году в полном составе покинул музей археологический отдел, отправившись в «свободное плавание» в виде автономной некоммерческой организации «Псковский археологический центр».

Сотрудники музея категорически отказываются считать происходящее конфликтом поколений. С их точки зрения - и это уже стало устойчивой формулировкой - имеет место конфликт невежества и профессионализма. Тем более, что возраст уже уволившихся составляет от 22 до 55 лет, причем большинство ушедших сотрудников - люди в возрасте 30-40 лет. Во многих случаях не с «замшелыми ретроградами» расставалась «молоденькая» директриса, а со своими ровесниками.

Тут мы подошли к, пожалуй, самой неприятной составляющей «музейной истории». Думается, если бы сотрудники не были бы доведены до полного отчаяния непрерывным психологическим давлением со стороны нового начальства (именно так, во всяком случае, оценивают они сами сегодняшнюю ситуацию), то конфликт, скорее всего, не стал бы достоянием гласности.

Но с фактом спорить трудно: внутреннее профессиональное общение с коллективом сузилось до издания бесчисленных приказов и распоряжений - либо невыполнимых, по мнению многих музейщиков, либо репрессивных. У самых «перспективных» в плане увольнения специалистов папки с приказами и распоряжениями, а также с решениями мировых судов, отменяющих эти распоряжения, распухли до такой степени, что их тяжело носить с собой.

Хотелось бы верить, что определение «репрессивные» - это преувеличение. Но эти пухлые папки…

Обычно газета становится «последней инстанцией». К нам приходят уже после того, как обратились во все структуры, которые могут повлиять на ситуацию. Например, Ирина Родникова несколько раз обращалась к председателю государственного комитета Псковской области по культуре и туризму Виктору Остренко. Вот цитата из ее июньского обращения 2007 года: «Периодически появляются дикие распоряжения, вроде запрещения научным сотрудникам работать в архивах и библиотеках, требования приносить справки о посещении врача; в рабочих помещениях не должно быть шкафов с книгами и папками, столы должны быть пустыми, т. к., оказывается, служебный кабинет в музее - это «офис». И этот бред исходит от директора одного из крупнейших музеев страны? Всю свою суетливую деятельность Н. П. Дубровская развивает в двух направлениях: доказывает свою безграничную директорскую власть и третирует неугодных». "

Читайте статью "Музейное дело" в "Псковской губернии" полностью ЗДЕСЬ:

http://gubernia.pskovregion.org/number_354/06.php

Может, и губернатору Псковской области А.Турчаку следует самостоятельно попробовать что-то почитать, чтобы начать хотя бы понимать и разбираться, с чем не согласны и чего требуют от него изборяне, направившие, кстати, персонально губернатору А.Турчаку несколько коллективных обращений ещё в 2011 году, но так и не получившие от него лично - как очень ждали и надеялись тогда - ответов по сути поставленных вопросов, так важных для них.

Патриаха Кирилла вот губернатор Турчак лично на сентябрьские торжества приглашает, а людям самому ответить недосуг.

Отец Алексий Лопухин до самой своей смерти объяснял недопустимость такого отношения к людям и их заботам, но псковским и печорским чинушам разве втолкуешь. Скорее умрешь, чем эти "небожители" тебя захотят услышать.

На ФОТО: пока же реалии Изборска Псковской области, куда уже в сентябре могут прибыть и президент В.Путин, и патриарх Кирилл таковы. Разруха и помойки у самых стен Изборской крепости заметны повсюду, и это при сотнях миллионов "успешно освоенных" рублей из бюджета "правильными подрядчиками" и заметно поправленном благосостоянии чиновников из Пскова и Печор. Может, пока не стоит торопиться уродовать асфальтом Веровскую улицу в Изборске, а стоит разобраться с замусоренными окрестностями площади "голубых урн". Губернатор А.Турчак, как всегда, промолчит, отдав всё на откуп Коханову и Ко. и какому-нибудь очередному ГУУКСу?







О безответных обращениях к губернатору А.Турчаку изборян и отписках из администрации псковской области читайте в ближайшее время в блоге irboska.

Previous post Next post
Up