Кому это выгодно: об изборском экстра-непотребстве при губернаторе Псковской области А.Турчаке

Mar 21, 2012 01:37


"Об успешном выполнении правительственной программы мы узнаем из победных реляций официальных СМИ, а об угрозе гибели музейных коллекций в переохлажденном и переувлажненном здании - из отчаянных звонков и обращений к президенту людей, уже не знающих, кто может помочь.

Дело не только в скромном объеме выходящей в свет тщательно отфильтрованной информации, не только в ее сокрытии: начальству хочется не только сделать как лучше, но чтобы ещё все думали, что всё идет хорошо.

Главная проблема в другом. Была изначально ясна и становится все более очевидной лоскутность всех этих чрезвычайно дорогих работ, разбросанных по всему Изборску, и такое же очевидное отсутствие компетентного руководящего начала.

Причем речь даже не о личностях; всем известно, что специально созданный орган - единую дирекцию по подготовке к празднованию юбилея Изборска - возглавляет советник губернатора по выработке государственной политики в сфере культуры Игорь Гаврюшкин, известный организацией своеобразных культмассовых зрелищ, а отнюдь не организацией комплексных процессов капитального строительства, реставрации и ремонта, режимов хранения музейных коллекций, и соблюдения условий зон охраны объектов культурного наследия, и т. п.

Речь - об очевидном отсутствии команды, способной оперативно реагировать на меняющиеся условия (в том числе погодные и финансовые), т. к. один человек при таком масштабе работ не может работать во всех направлениях одновременно. А то, что команды нет - видно по первым и, увы, не последним результатам.

Нет генерального проектировщика, на которого могла бы быть возложена обязанность видеть все осуществляемые и запланированные работы в целом, вести контроль качества и сроков, вносить необходимые и неизбежные коррективы. Нет службы технического надзора - посредника между проектировщиками и исполнителями, также осуществляющего обеспечение техническими условиями. Нет главного инженера и научного руководителя, ответственных за виды работ. Нет действенного научно-методического совета, решения которого неукоснительно исполнялись бы при всех видах работ в зонах охраны музея-заповедника."

"Даже стороннему человеку ясно, что для изборских музейных коллекций наступает форс-мажор. Вернее, форс-минор. Судьба музейных фондов с коллекциями средневекового и позднего металла, с шитьем и вязанием (органика: лен, шерсть, хлопок), с живописью и графикой, массой описей и бумаги, находится под угрозой.

В Изборском музее более 50 000 (пятидесяти тысяч) единиц хранения.

Ясно также, что думать об угрозе музейным коллекциям надо было намного раньше, так как план работ был известен с 2010 года. Однако молчали, словно ничего другого и не ждали, все: и хранитель музея Л. А. Солдатенко, и его директор Н. П. Дубровская, и государственный комитет Псковской области по культуре. Этот «заговор молчания» поистине потрясает: кому, как не музейщикам, бить тревогу? Чем они так запуганы? Или не запуганы, а безразличны к выполнению прямых профессиональных обязанностей?

Первая тревога в связи с судьбой музейной коллекции, в частности, судьбой хранящихся в музее картин изборского художника Павла Мельникова, была громко высказана жителем Изборска Ливией Анцевной Покровской. С тех пор прошло почти три месяца, понадобились статьи в региональных СМИ, сюжеты на псковском телевидении и на канале «Культура», письма на имя президента и общественных деятелей российского уровня в Интернете, пока, со скрипом, тормозя, повернулось ржавое колесо областной администрации.

Необходимости в срочном спасении фондов Изборского музея, оказавшихся в экстремальных условиях, могло, во-первых, не быть, если бы о состоянии их сохранности подумали заранее (вовремя включили голову), а во-вторых, если уж смогли так затаиться изборские музейщики, то в Пскове-то должны были заблаговременно оценить ситуацию с полным ремонтом музейных помещений."

http://gubernia.pskovregion.org/number_583/04.php
Previous post Next post
Up