"Московские Новости". Статья "Признание варягов" от 9 июня 2012 г.

Jun 09, 2012 23:02


"Указ экс-президента Дмитрия Медведева о праздновании в 2012 году 1150-летия российской государственности ведет отсчет от 862 года. В «Повести временных лет» под этой датой значится призвание братьев Рюрика, Синеуса и Трувора на княженье над восточными славянами. Официальные торжества намечены на 7-10 сентября, проходить празднование будет в вотчине Трувора - в крепости Изборск Псковской области, в 30 км от эстонской границы.

«Псковская земля встречает патриарха Кирилла» - плакат с портретом патриарха размером с двухэтажный дом растянут по фасаду здания на трассе Псков-Изборск. «Плакат экспериментальный, - объясняют на автозаправочной станции, - поэтому пока один. Приезжайте к нам в сентябре - здесь много таких плакатов будет».

В сентябре в Изборск приедет патриарх Кирилл. Еще (может быть) приедут президент и премьер. Еще (наверняка) министры регионального развития стран Евросоюза. Еще артисты Большого театра - в Изборской крепости поначалу собирались ставить «Князя Игоря» под открытым небом, но потом решили ограничиться гала-концертом (из соображений политкорректности, шутит псковский собеседник «МН»: в «Князе Игоре» как-никак дело происходит хоть в средневековом, но Киеве). Еще за три дня, с 7 по 9 сентября, ждут до 50 тыс. гостей: участников исторических реконструкций, музейных специалистов, любителей массовых акций. Так в нашей стране будут отмечать 1150-летие российской государственности. Столицей торжеств назначен маленький провинциальный Изборск - населенный пункт, не имеющий статуса города, не дотягивающий до тысячи жителей и к XXI веку так и не обзаведшийся газопроводом.

Новейшая история Изборска начинается в 2003 году, когда по случаю юбилейных торжеств в Пскове (губернский город отмечал тогда 1100-летие) Изборскую крепость посетил Владимир Путин. Масштабы бедствия президент оценил быстро: музей в плачевном состоянии, крепостные стены и башни поросли травой, реставрационные работы практически не ведутся за неимением средств, инфраструктуры никакой, дороги - как почти везде в России. Проектная документация и все нужные заявки полетели в Министерство культуры уже в том же году, правда, до работ как таковых тогда дело так и не дошло. Ждать хороших новостей Изборску оставалось еще пять лет: в 2008-м сотрудники музея напомнили губернатору о грядущем, пусть и не слишком круглом юбилее; в 2009-м псковский губернатор Андрей Турчак обратился к президенту Медведеву с предложением придать изборским торжествам государственный статус; в 2010-м вышел долгожданный президентский указ; в 2011-м его поддержало соответствующее постановление правительства, и тогда же поступили первые деньги; к началу лета 2012-го работы ведутся в ускоренном режиме, и шансов на то, что к сентябрю их удастся закончить, мало. Чего больше сегодня боятся - повредить в спешке культурные слои и навсегда закрыть Изборск для науки или лишиться финансирования на всю науку с туризмом, как только юбилейный год пройдет, - музейные сотрудники сами пока не решили. Не до того.

В маленьком Изборске проблемы российского музея все как на ладони. Одна из главных, уверен заведующий художественным отделом Псковского музея-заповедника Юрий Селиверстов, - это попытка ухватиться за юбилей как за соломинку, потому что другого повода получить федеральные и областные деньги не будет. «Глубоко порочная практика привязки всей постоянно необходимой работы к одним только юбилейным датам коренится в некоторых особенностях национального менталитета» - это, пожалуй, самое мягкое высказывание специалиста на страницах «Псковской губернии», газеты, авторитетной далеко за пределами области. С финансами Изборску повезло: в 2009 году на все работы по реставрации, реконструкции и строительству просили 9 млрд руб., получили в итоге в два раза меньше, около 4,6 млрд, но, судя по тому, как волнуются чиновники и музейщики, проблем и с этой суммой хватает. И даже при том что в последние месяцы работы в Изборске не останавливаются ни на минуту, выделенные средства археологи, реставраторы и строители не успевают освоить. Перенести часть на следующий год, продолжать изыскания хотя бы в самой крепости без всякой привязки к юбилею, понятно, нельзя. Менталитет мешает.

С финансами в Изборске тоже вышел конфуз, о котором «МН» рассказывает председатель Псковского областного отделения Всероссийского общества охраны памятников истории и культуры Ирина Голубева. В 2010 году, когда президентский указ о праздновании юбилея на государственном уровне уже вышел, а деньги в областной бюджет еще не поступили, губернатор Андрей Турчак попросил местных бизнесменов вложиться в реконструкцию крепости - финансы, мол, подоспеют. Не отказать губернатору в его душевной просьбе - это тоже очень по-российски, и местные бизнесмены вложились. В итоге конкурс на несколько видов изыскательско-реставрационных работ завершился только весной 2012-го, когда сами работы шли уже полным ходом. Выиграла у конкурентов петербургская компания «Балтстрой», псковские строительные организации, работающие на объекте полтора года, оказались за бортом, кто, за что и какую сумму должен теперь возвращать - не ясно никому. Заинтересованные стороны от ответа уходят, и в этом тоже ничего удивительного. Менталитет, как и было сказано.

«Плохо, когда на памятник культуры нет денег, еще хуже, когда они есть», - продолжает Ирина Голубева. Памятником, точнее, объектом охраны в Изборске является не только крепость XIV века, не только церкви, но и сам ландшафт - 7,734 тыс. гектаров земли, уникальный природный комплекс с озерами, лугами, ключами, заповедными видами растений и птиц. Это место, где человека вообще не должно быть слишком много, - оно так задумано природой, и закон до сих пор вполне природу защищал. Над Изборско-Мальской долиной запрещены полеты малых средств авиации, по Городищенскому и Мальскому озерам не ходят моторные лодки. Земной рай, одним словом: ничего страшнее продавцов сувенирной продукции, вытаптывающих траву под крепостью, директор изборского музея Наталья Дубровская в своих владениях пока не знает.

У тех, кто отвечает за охрану наследия, есть основания думать, что все серьезнее. Туризм, каким он складывается сейчас в России, практически оказался синонимом потребления. Туристу должно быть комфортно - из этого тезиса, на котором стоит отечественный турбизнес, вытекает, в частности, что в изборском пейзаже в любую минуту могут появиться асфальтированные дорожки, бетонные ступеньки, металлические перила и пластиковые навесы от дождя. Все ради людей и с самыми лучшими намерениями - так, как понимают это бизнесмены, инвестирующие в туризм. И государство, готовое с большей охотой поддержать их, чем собственный закон.

Сделать комфортно в Изборске пока только готовятся, зато красиво уже сделали - выровняли, отмыли щеточками и узорно обложили плиткой Труворов крест. Это тот самый Трувор, благодаря которому нынешний праздник российской государственности и появился, - легенда гласит, что варяжский гость три года княжил в Изборске, после чего умер и был похоронен здесь же, у подножия своего города на Жеравьей горе. Легенда, может быть, и привирает, но Труворов крест точно не врет: он существует, он появился в этом месте никак не позднее XV века, он каменный, двухметровый, испещрен причудливыми рисунками («вавилонами»), его писал Рерих, его пропорции повторяет крест на могиле Бунина в Сен-Женевьев-де-Буа. В 2011 году Труворов крест решили выпрямить, а заодно отмыть спецсредствами до блеска и облагородить площадку вокруг него. «Все как бы под контролем специалистов», говорит Ирина Голубева, только с полным неуважением к духу и облику места, в стилистике «витринного гламура столиц». «В этой мельчайшей и, казалось бы, частной истории с Труворовым крестом, - подытоживает глава Псковского отделения ВООПиК, - все от начала до конца ложь - большая, показательная, симптоматичная. Ложь, бессмысленная поспешность, неосновательность подспудно лежат, к сожалению, подо всем процессом «юбилеестроительства» («Псковская губерния» от 28 декабря 2011 года).

А что же местные жители? Им протестовать против юбилея и вытекающих из него туристических перспектив вроде смысла нет: работать в Изборске, кроме как на земле, в гастрономе и школе, негде. Вернее, негде было до недавнего времени, пока московский предприниматель Сергей Верховцев не построил в Изборске гостиницу на тридцать рабочих мест (с октября по май постояльцев нет, разве что в праздничные дни и новогодние каникулы). Жители тем не менее протестуют - не против юбилея, конечно, а против строительных работ, которые и есть суть юбилея по-российски. Вот, скажем, заасфальтировали в Изборске главную улицу, Печорскую, сделали ее как бы продолжением федеральной трассы - и подвели асфальт под самые окна домов, лишив местных домовладельцев палисадников и деревьев. Асфальтировали, понятно, против всяких правил - улица входит в охранную зону крепости, и никакой прибылью от будущих ресторанов, парковок и гостиниц ущерб памятнику культуры не возместить. А поскольку делалось и делается все в спешке, дорожное покрытие одной и той же улицы заказали разным подрядчикам, и теперь половина Печорской закатана в асфальт, а другая половина спрятана под булыжником - кое-где историческим, столетней давности, а кое-где подновленным.

Протестовали и против разрушения в самой крепости домов причта у стен Никольского собора: постоянное присутствие на этой территории людей в рясах было гарантией, что, помимо музейщиков и туристов, в крепости не появится шашлычная, боулинг-клуб или бар. О том, какой ценой эти дома пока удалось отстоять, в Изборске не любят рассказывать журналистам. В августе прошлого года прямо на заседании юбилейного оргкомитета настоятелю собора отцу Алексию стало плохо, прибывшая «скорая помощь» ничего сделать не смогла, протоиерея похоронили тут же, у собора, который обязательно посетят все гости грядущих торжеств. Патриарха Кирилла в своем родном Изборске этот священник так и не дождался."

http://mn.ru/friday/20120609/320102383.html


Вернуться в статью
Previous post Next post
Up