Есть у нас в Лиссабоне прекрасная Настя Венкова (
https://www.instagram.com/aremorca/) художница, увлекающаяся искусствоведением. С миссией: донести красоту сложного искусства для широких неискушенных масс.
Вот уже пару лет она устраивает soirée - разговоры об искусстве у себя в мансарде с камином и видом на замок, крыши и залив.
Сперва угощает гостей игристым вином и закусками, а потом дает часовую лекцию об одном из скандальных концептуальных художников, оказавших глобальное влияние на потомков.
На большом экране нам показывается вся история художника: биография, творческий путь, философия и в заключение - почему это имело в свое время такой резонанс и почему такие цены на нынешних аукционах. В заключение - дискуссия с обсуждением услышанного.
Говорит Настя, будто реченька журчит, исключительно красиво, гладко и содержательно. С большим уважением к историческим фактам и достижениям творческих личностей, таких, как Ай Вей Вей, М.Абрамович, Флавин, Эмин, Хокни, Ньюман, Кунинг, Кошут, С.Шерман и мн.др.
Половину из этих имен я знать не знала и мне бы в голову не пришло ими интересоваться, если бы Настя не показала нам ландшафт современного искусства с высоты птичьего полета 21 века. Попав на первое ее мероприятие, я немедленно захотела на все следующие.
Потому что это красиво, вкусно, познавательно и атмосфера дискуссий оставляет после себя длинное удовольствие для ума, души и сердца.
Настя задает аудитории вопросы - что такое искусство лично для вас? А красота? А достаточно ли в наши дни для фурорного успеха придумать концепт и не заморачиваться с ремесленной стороной дела?
Когда смотришь на список самых дорогих в мире картин, проданных на современных аукционах, эта дискуссия в голове прямо встает в полный рост.
Во всем мире адепты просто красивого и понятного громко отстаивают свое право на понятность в присутствии профессиональных художников из академий. А тех давно уже тошнит от сто тысяч миллионов простых-красивых просмотренных картин, им хочется небывалого, чтоб все офигели.
И обе стороны друг друга презирают и обзываются.
Выше - работы "Cy" Twombly Jr.
Эти "калябушки в виде лассо" продаются за десятки миллионов долларов.
Размышления над вопросом - отчего некоторые очень странные произведения получают такой мощный зрительский и покупательский отклик, привели меня к статье про Нейроэстетику в википедии (
https://en.wikipedia.org/wiki/Neuroesthetics)
А там все такое вкусное оказалось!
(краткий обзор с выводом и иллюстрацией от AI - под катом)
Нынешние технологии сканирования мозга во время мыслительных процессов показали на ЧТО именно у нас в зрительных отделах и во фронтальном кортексе возникают мощные реакции. И тут открылись мне бездны.
Самое интересное для меня было узнать про разработанные одним из апологетов нейроэстетики 8 «законов», которые лежат в основе понимания изобразительного искусства.
Это про действующие на наше зрение супер-стимулы в таких моментах как:
- Яркий контраст (линий, углов, точек)
- Выделение отдельного, анализ (Изоляция)
- Синтез (Группирование)
- Достраивание в уме пространственного образа
- Симметрия
- Гипертрофия, усиление-преувеличение, сдвиг по фазе
- Распознавание неочевидного (чтоб не сразу, а с оттяжечкой, для пущего допамину!)
- Метафора (схватывание аналогий и расшифровка смысла)
Понятно, что эволюционно сверх-реакция на это всё постепенно развилась для выживания (а ну угадай-ка, где в гуще желтых орхидей прячутся глаза леопарда и в какую сторону направлено его тело).
Тогда становится ясно, отчего, например, работы импрессионистов, пуантилистов, Матисса с Пикассо, Ротко с Энди Уорхалом и сумасшедшей японской бабушки Кусамы, так высоко оцениваются на рынке. Их произведения воздействуют на мозг, как супер-стимулы.
Вот, кстати, еще на ту же тему, но с точки зрения биолога и ведущей подкаста "Все как у зверей"
видео-лекция Евгении Тимоновой «Нейроэстетика прекрасного: восприятие всего» Получается, что у нас возникает особо яркая реакция на бессознательном уровне на кружочки, глаза, симметрию, жесткие углы, мерцающие монохромные поля, эмоциональные калябушки, точечки, римичные повторения, сливающиеся в туманные образы, рваные линии, зовущие воображение их мысленно соединить, неестественные яркие сочетания цвета, влажные блики, текучие циферблаты, отвратительнейшие уродства, всякую жуть про memento mori, писсуар на музейном стенде, огромные инсталляции из помоечного мусора, вывески с надписью «вывеска» и прочие "А что, так можно было?! Вот-это-да!!!"
Исследователи нейроэстетики выделяют три уровня восприятия произведения искусства, влияющих на эстетическое наслаждение:
1) висцеральный- физиологический;
2) эмоциональный;
3) когнитивно-интеллектуальный.
Если автор умудрился надавить на все три чувствительных уровня, как например, Пикассо в «Гернике», то это сработает на всех и гарантирует признание полотна шедевром.
Если использовать первые два, то это поймет и примет большинство зрителей.
Если только третий, то это особенно оценят те продвинутые, кто в танке, и уже собаку на концептуализме съел. Остальные могут начать реально плеваться. Но если тебе уже натренировали интеллектуально-смысловые "вкусовые сосочки", то такая когнитивная дегустация дает мощнейший приход редкого и дорогого кайфа.
(Кстати, это касается и музыки, и дизайна, и архитектуры и т.д.)
Вывод прост:
Пусть расцветают все цветы. Все нужны и ценны, не надо ненавидеть друг друга, а надо мирно сосуществовать в своих стратах.
Я вижу три основных:
- Пусть в бюджетных арт салонах продается то, что хочется повесить дома над диваном;
- Пусть на вернисажах выставляются эксперименты и концептуальные изобретения художников (на радость искусствоведам с галерейщиками и кураторами, а так же в назидание потомкам). Справедливости ради надо отметить, что именно эти экспериментаторы изобретают новые приемы, формы и материалы, жанры и их сплавы, концепты и философские осмысления искусства (спасибо им за это);
- И пусть на мировых аукционах продается такое, что циничные арт. дилеры с клыками до колен втюхивают толстосумам-инвесторам (Там идет маркетинговая раскрутка такого темпорари арт, от которого у простого народа - глаза на лоб и рвотные позывы. А бомонд радостно покупает, ибо надо же куда-то деньги девать и демонстрировать свою недосягаемость в том, что ты можешь себе этакое позволить. И чем дороже и эпатажнее, тем лучше.)
Кто дочитал, тот молодец. Ибо теперь у вас есть ключ к пониманию современного концептуального искусства.
Засим откланиваюсь,
Ваша доморощенная исследовательница прекрасного,
Я.
P.S.
Кстати, поигралась с Chat-GPT4, который выдал мне вот такое на запрос создать абстракцию с использованием законов нейроэстетики: .
Как вам такое, Илон Маск?
P.S. А вот настоящий художник - Vasily Kandinsky "Upward", 1929
P.P.S. На
сайте Насти "Пространство для разговора об искусстве" можно узнать подробности про ее суаре и курс, и еще посмотреть запись открытого видео сеанса "Мифология современного искусства".