(продолжение)
Я буду рассказывать информацию из
книжки Лоретты Бройнинг, как я ее поняла, вперемешку со своими размышлениями и жизненными примерами.
Итак, пойдем по схеме ПОЧЕМУ, ЧТО и КАК ЖЕ БЫТЬ-ТО?
Почему гормоны так на нас действуют?
Автор говорит - потому что организм заточен на то, чтобы распространить свое ДНК.
Главная задача гормональной системы - помочь ему именно в этом. Все, что помогает распространению ДНК, воспринимается, как приятное и правильное, а что затрудняет - как скверное.
Сознание - дело десятое. Именно гормоны непосредственно влияют на реакции нашего тела, на работу нейронных сетей в мозгу, эмоции и поведение.
При отрицательном стрессовом воздействии (страх, боль, злость) вырабатывается адреналин, кортизол и прочие вещества, заставляющие нас реагировать на нежелательную ситуацию и избегать ее повторения.
При положительном воздействии - вбрасываются радующие нас вещества, вызывающие кайф разного сорта.
Четыре основных гормона счастья это:
Дофамин - кайф от достижения цели. И особенно - от предвкушения ее достижения.
Эндорфин - кайф от обезболивания. Вырабатывается, например, при травмах, чтобы можно было убежать от опасности. Его выброс вызывает чувство блаженства и «второе дыхание» при измождении.
Окситоцин - кайф от близости, безопасности, родственного чувства, например, при умилении от ласки своего ребенка. Окситоцин же работает и при агрессивной защите потомства и тех, кто «свой».
Серотонин - кайф от повышения своей значимости в социуме. Чем выше в иерархии стаи и чем больше власти, тем слаще.
Гормоны выбрасываются в организм и дают мощный эффект, но их действие достаточно быстро заканчивается. (Поэтому восторг от выигрыша ста миллионов в лотерею не поднимет эмоциональный уровень на всю жизнь, а лишь на некоторый срок.) Когда спадает волна гормонов счастья, начинается дискомфорт.
Организм вынужден постоянно по новой искать способы получить кайф (и поинтенсивней, пожалуйста).
Что из этого следует?
Пики острого момента счастья не могут длиться бесконечно долго.
Зато сбалансированная натуральная выработка всех ингредиентов приводит к тому, что называется счастливая жизнь и благополучние (fulfilment).
Рецепт заключается в том, чтобы регулярно испытывать кайфы по всем четырем векторам, желательно, с помощью внутренних ресурсов и в безопасных для организма дозах и способах их получения.
Конкретные рекомендации воспоследуют в конце.
Мотивация по жизни может у человека зависеть от того, на какой из гормонов его организм больше всего реагирует и подсел.
(В скобках отмечу, что чистые типы - редкость, мы все - смешанные и по-своему уникальные).
Злостные дофаминщики - это достигаторы целей, типа спортсменов, программистов, ученых и исследователей. Им плевать на общение, отношение к ним других людей, на положение в обществе. Как Перельман, например. Или игроманы.
Хронические окститоцинщики - это те, кто за доброе слово и хорошее отношение прыгнут выше головы. Для них - главное, чтобы все жили дружно (по коту Леопольду) и любили друг друга (и особенно его самого). Кстати, среди них могут быть те аддикты, которые простят абьюзеру любую причиненную боль за получение своей дозы ласки (это объясняет их зависимость в токсичных отношениях).
А серотонинщики - это люди власти. Для них особенно желанны те действия, которые дают возможность получить больше контроля надо остальными. Резкая депривация может затмить все инстинкты, вплоть до выживания. Например, в одном эксперименте, альфа-шимпанзе, отделенный от подчиненной стаи, взъярился так, что "кушать не мог" и быстро помер.
Думается, любому человеку, получившему огромный статус даже на ограниченный срок, после этого нужна гормональная реабилитация (как для наркоманов в рехабе).
То, что доставляет удовольствие, воспринимается сознанием, как Истина.
Так у нас программа выживания работает. Мы падки на лесть, и верим тому приятному, что нам говорят.
Добро должно всегда побеждать зло. Ибо добро приятно.
Туда же: "Я - не злой человек, я хороший! Всегда виноваты плохие обстоятельства, а не я!" - естественная для каждого мысль.
А вот неприятное зачастую воспринимается, как неправда и напрочь отвергается, ибо это больно. Такие вот у нас законы в создании нейронных связей. (И поэтому логическими доводами переубеждать кого-либо, что он не прав, смысла мало).
Когда человек вопреки здравому смыслу и очевидным фактам, несет бред, под видом отстаивания своей той самой Истины, это он на самом деле уберегает свой рассудок от невыносимой боли.
Далее.
Интересно, что при внезапном очень сильном стрессе нейронные сети в мозгу фиксируют те связи, которые возникли непосредственно перед событием, и в памяти остается прочная связка. Так возникает гарантированная рефлекторная реакция, в обход сознания.
Например, девушка, попавшая с друзьями в ДТП, выйдя из комы, к своему удивлению, начала панически реагировать на чужой смех. Потом выяснилось, что они смеялись за секунду до катастрофы.
Этот механизм касается как негативного, так и позитивного события.
Аддикции могут развиваться именно благодаря таким сильным нейронным связям. Сыграл мега-удачно в рулетку, словил кайф, и привет. Дофаминовая зависимость в казино - это как героин. Подсаживает за один раз. Лучше даже не начинать.
При страстной влюбленности начинает работать мощный ядерный реактор, вбрасывающий все перечисленные гормоны по максимуму. Фронтальная кора (логический центр) при этом часто уходит в отключку, иногда полную. Когда реактор физически истощается и выгорает, может наступить сильный эмоциональный упадок, вплоть до депрессии.
А еще интересно:
Установленный медицинский факт: Окситоцин подавляет выработку серотонина.
То-то я смотрю, случается, что какой-нибудь уважаемый мэтр-профессионал тащит своего неталантливого отпрыска к себе в профессию и напрочь отказывается признавать его бездарность или капризность, в упор не видя ущерба своей репутации.
Так же ни в коем случае не стоит ругать в присутствии родителя плохое поведение его дитятки. Окситоциновая ярость медведицы - страшное дело.
Но зато если ребеночка хвалить прилюдно, то мамаше гарантирована двойная доза кайфа, намного выше, чем если бы ее саму хвалили. Используйте это при удобном случае.
Мимоходом - а вот почему при злом тигре Шерхане из «Маугли» (или при падишахе из «Золотой антилопы») прихвостень шакал (или визирь) обязательно такой мерзкий?
Мега-архетипически мерзкий?
Может быть, огромный уровень серотонина у альфа-злодея - должен вызывать в нем отрицательное количество окситоцина в отношении к добровольному корыстному прихвостню, т.е. презрение и отвращение. Отсюда появляется и соответствующее воплощение.
Или дело в опасности омеги?
Вот при злой альфа-мачехе безобидная хорошенькая Золушка воспринимается уже как мизерабельная страстотерпица, вызывающая у нас прилив нежности и сострадания.
Видимо, кавайность и милота - противоположны по сути опасной коварности.
(
продолжение тут)