про поиск работы

Feb 24, 2016 20:50

«На море на океане есть остров, на том острове дуб стоит, под дубом сундук зарыт, в сундуке - заяц, в зайце - утка, в утке - яйцо, в яйце - смерть Кощея» (с).

Знакомая детская сказка? Нет, идеальное описание рекрутингового процесса во Франции.



Вот уже вторую неделю я (снова) атакую французский рынок труда. В этот раз мне как никогда хочется креативности, денег и большую компанию, хотя уже и за два слагаемых из трех я готова переместить свое тело с дивана на крутящийся офисный стул. Резюме и мотивационное письмо, одобренные преподавателями бизнес-школы, у меня уже есть, я просто добавила туда громкое имя компании, в которой проходила стажировку, снабдила все умеренным пафосом и поменяла размер шрифта.

"Эгегей! - думала я, открывая сайты с вакансиями. - Дорогу молодому специалисту из бизнес-школы с тремя языками и оригинальным опытом работы". Реальность в очередной раз похихикала где-то вдали: французские компании ищут и швеца, и жнеца, и на дуде игреца: вы должны говорить свободно как минимум на трех языках, проработать от двух лет по специальности в строго ограниченном секторе (нагревательные элементы/ комплексные финансовые услуги/ холодильные установки - список разнообразен и зависит только от фантазии и изощренных нужд работодателя), быть как с обложки книги Карнеги, знать HTML и уметь писать код и делать еще сто пятьдесят Очень Нужных Вещей. За это все предложат зарплату чуть больше положенного минимума, офис на куличках и оплату половины проездного. К концу первой страницы с вакансиями соискателю уже обычно хочется только бордового бордо и к маме. Но за бизнес-школу уже заплачено, знакомые потирают руки с усмешкой "И что, думаешь, твое новое образование поможет тебе найти работу?", а главное - мама с папой где-то в холодном Архангельске уже сломали стену между твоей комнатой и кухней и там теперь элегантная столовая, и это значит, что отступать поздно.

Французские сайты с вакансиями имеют нехорошую привычку размещать объявления, которые уже устарели. Ты уже сто раз обрадовался, что наконец-то нашел нужную вакансию, на которую идеально подходишь, и отправил проникновенное сопроводительное письмо. Но вот беда: на том месте уже кто-то сидит, и вполне возможно, что начал работать он уже месяца два назад. Другое гигантское заблуждение - послушать знакомых, говорящих "Ну ведь ты русская! У тебя огромное преимущество, ориентируйся на компании, которые работают с русским рынком!" Соотечественников здесь столько, что потребности таких компаний удовлетворены на годы вперед - только в моем небольшом доме живут три в разной степени очаровательных русскоговорящих девушки. Как-то я зашла на сайт Поль Амплуа - официальной французской биржи труда. Теперь у них появилось новшество - вы можете видеть, сколько кандидатур было отправлено на ту или иную вакансию. "Требуется секретарь с тремя языками, в том числе с русским, административные обязанности и переводы" - гласило одно маленькое объявление. "59 кандидатур" - неумолимо свидетельствовала подпись над ним. Кризис, санкции, испуганные 13-м ноября туристы - мы все чуть-чуть опоздали, говорят, в 2008-2011 годах устроиться на работу с русским языком было куда как проще.

На этом фоне рекрутинговый процесс в больших компаниях - отдельная песня. К примеру, чтобы получить один из двух контрактов в подпарижском офисе "Кока-колы" нужно сначала традиционно отправить мотивационное письмо и резюме. Если вы понравитесь рекрутеру, то вас позовут на видеоинтервью: вы сидите дома перед компьютером и отвечаете на возникающие на экране вопросы, а потом нажимаете на кнопку "Закончить интервью". Видеоинтервью - это, похоже, новая французская фишка, компании поют ей дифирамбы - посмотрите, что у нас есть, Видео Интервью, прорыв в наборе персонала! Вопросы стандартные, банальные и местами даже - как говорят пользователи русскоязычных форумов - бОнальные, от слова "боль": "Чем увлекаетесь? Почему наша драгоценная компания? Где ошиблись на предыдущей работе? И самое любимое - ваши три недостатка?" Надо признать, что у таких собеседований есть веский плюс: вы сидите дома, под столом могут быть ноги хоть в пижамных штанах, хоть в трусах, а после нажатия кнопки "Done!" можно сразу же налить себе чего-нибудь. Не менее веские минусы: разговаривать с компьютером немного странно, вопросы однотипны и у вас нет права на ошибку - слово в таком случае воробей, достаточно всего лишь перемотать на начало.

Следующий этап - коллективное собеседование, прохождение тестов и разные задачи на выявление маркетинговых способностей. Понравившихся кандидатов позовут на индивидуальное собеседование с парой-тройкой специалистов. При этом никто никуда не торопится: результаты огласят в середине апреля, а начать свою карьеру в газировке счастливый обладатель контракта СДИ сможет только 5 сентября (!). Естественно, программа "Голос" и иже с ней стоят в стороне - шипучим напиткам нужны только лучшие, оптимистичные и генерирующие идеи даже во сне.

В общем, добраться до работодателя в этой стране, очаровать его и добиться нескольких листов А4 с описанием обязанностей и гордым словом "рабочий контракт" гораздо сложнее, чем основать ячейку общества. Одна женщина на популярном форуме ищет работу аж с 2013 года - и до сих пор так ничего и не нашла. Но врагу гордые "Варяги", как известно, не сдаются. Хотя добраться до яйца сможет только один - и там будет не смерть Кощея, а контракт СДИ, bien sûr.

страноведческое

Previous post Next post
Up