..сидела я такая самодовольная и уверена была, что вы эту звезду никогда не разгадаете.
А вот юзер Вася
vasya_bordzic - разгадал.
Он молодец.
С днем рожденья, кстати!
Да, вестибюль этого дома
http://iraan.livejournal.com/540480.html и начало Первой мировой тесно связаны.
Именно здесь, в здании бывшего посольства Австро-Венгрии (ныне там находится Белградская католическая епархия) на месте, которое обозначено этой вот звездой умер русский посол Николай Генрихович Гартвиг.
Умер непосредственно в момент, когда австрийский посол, оставшись в пустом уже посольстве, составляет телеграмму, которую, потом отправит из Земуна императору...
Почему русский посол оказался в опустевшем австрийском посольстве? И отчего умер?
Итак, Смерть в посольстве
О Николае Гартвиче говорят ныне мало и даже чрезмерно щедрая по части информации Википедия скупо цедит скудноинформативные фразы. Даже фотографии его нормальной я найти не смогла.
Более щедрой оказывается английская Википедия.
И очень решительной.
Она прямо указывает на Гартвига как на человека, который развязал войну, а в самом начале, лишь говоря о месте его рождения - городe Гори, сразу же услужливо подсказывает читателю, мол, это тот город, где родился Сталин.
Ну, после этого становится сразу ясно, что от Гартвига ничего хорошего ожидать не следует, и конечно это он и только он в одиночку развязал войну и всех втравил в то, что стало потом называться мировой бойней.
А сербы и их Гаврила непринципиальны, т.е.были просто инструментами в руках гофмейстера , да-да был у Гартвига такой титул.
Да и вообще, сведений о Гартвиге так мало, что создается впечатление, что он родился в Гори назло западному миру только для того, чтобы подгадить им в Иране, подавив попытку революции с целью свержения Мохаммада Али Шаха, таким образом, что, что спрятал его в российском посольстве, а британскую дипломатическую миссию окружил, не дав им, таким образом, заниматься революцией дипломатией ну и, конечно, чтобы вовлечь весь мир в Великую войну, а самому умереть назло австрийцам в австрийском же посольстве.
А ведь он был совсем непростой человек, Николай Генрихович.
Совсем непростой.
И умер- многозначительно.
Начнем с того, что он, немец по национальности был отчаянным панславистом.
Такое бывает иногда с немцами.
Вот это вот рыцарское : Lumen coelum, sancta Rosa! Восклицал всех громче он- в нем было очень сильно развито. Как и далее по Пушкину: И гнала его угроза мусульман со всех сторон.
Воззрений он был радикальных, и даже был известным блоггером писал статьи для крайне неоднозначного Суворинского детища «Новое время» - газеты на которую в то время смотрели косо, обвиняя ее в национализме. Позже (как интересно иногда ложатся карты) сын Суворина в Белграде будет издавать газету с таким же названием. Ну, это я так, к слову...
Продолжим.
Но ставить Гартвига во главе заговора, обвиняя чуть ли не в то, что он лично поддерживал связи с организацией «Црна рука» и даже лично выплатил деньги этим гаврикам( как ему вменяют), я бы не стала.
Ну, во -первых потому, что российский посол никогда не будет лично пробираться в какой-то невнятный белградский шалман, чтобы расплатиться с молодыми фанатиками.
Ну, а во- вторых, если посмотреть, предложения Гартвига, то как раз будет ясно, что он, начиная с 1909 года делает все, чтобы выправить перекос, вызванный плохим делением Балкан на Берлинском конгрессе. Правда делает он это довольно своеобразно, пытаясь обьединить Балканы, одновременно вставляя палки в колеса Австрии, но тем не менее, война ему - не нужна. Ему Гартвигу и его идеям- не нужна.
Ну,а в-третьих, война - процесс длительный и делают ее не гаврики даже если они Гаврилы с пистолетом, не послы, даже если они Гартвиги с идеей, а те факторы, которые имеют скорее не лица и имена, а мошну и счета.
Но мы истории не пишем,а
..вернемся к нашей детективной составляющей.
Итак, версия гласит: вечером 10 июля, Николай Гартвиг, узнав, что австрийский посол эвакуировал посольство и поняв, что это начало войны, пробежал от своего посольства(тогда расположенного на улице краля Милана) до австрийского посольства, и упал в вестибюле - инфаркт.
Версия народная, появившаяся после смерти Гартвига глацит: Гартвига отравил австрийский посол.
Причем упоминается, что почему -то отравил австрийскими сигарами.
Гартвига, которого обожали сербы, оплакивал весь Белград.
Газеты детально писали о его жизни, восхваляли его и давали репортажи с прощания и похорон.
Рассказывали легенды , писали петиции императору, чтобы разрешили похоронить Гартвига в Белграде и вообще, казалось,весь Белград не думал о войне, а о похоронах Гартвига.
И хоронили его так, как не хоронили в Белграде никого и никогда.
Проститься с ним пришло такое количество народу, что пришлось обьявлять специальный полицейский указ.
А во время похорон пришлось перекрыть кладбище.
Тогда же, еще до похорон Гартвига появилась инициатива- переименовать улицу Белградскую в улицу Гартвига.
И ее переименовали, правда в 1930 году, но переименовали.
И памятник ему на кладбище соорудили.
Причем финансировал лично король Александр Карагеоргиевич. А вот скульптором был наш русский эмигрант Григорий Ковалевский.
Вот он- стоит и поныне на Новом кладбище.
Но все же, что случилось в посольстве в этот день?
И почему Гартвиг пошел в посольство?
Ну, на самом деле не затем же, чтобы там умереть назло австрийцам?!
Итак, посмотрите сюда - это австрийский посол Wladimir (Rudolf Karl) Freiherr Giesl von Gieslingen - Гизел, иногда Гизель, иногда Гизл, иногда Гисл, иногда Гизлеинген - его фамилию в разных источниках называют как бог на душу положит.
Так вот - австрийский посол утверждал, что Гартвига в посольство... пригласил он сам.
Чтобы с ним ..поговорить перед отьездом.
Но не об ультиматуме, а .. так дружески, перед отьездом.
Об ультиматуме и телеграмме речи не было: они просто сидели, разговаривали, причем Гартвиг все время курил (вот они, сигары!) и жаловался, что у него болит сердце и отекают ноги, что он устал и что ему нужно поехать на курорт(причем уточняется, что через Вену и Франкфурт) в Наугейм.
-Врет, сказали все в Белграде!
Врет, можем сказать и мы, потому что, конечно, австрийскому послу соврать раз плюнуть.
Только вот одна деталь смущает: австрийский посол в свое время был в дипломатической миссии в Цетинье, а в это же самое время Гартвиг был там же в Цетинье на должности атташе. Те, кто бывал в Цетинье и знают размеры этого города знают, что невозможно даже предполагать, что они могли там быть в одно время и не встретиться.
Итак, Гартвиг и Гизел были знакомы. Знакомы давно и видимо знакомы неплохо.
Еще немного приблизим увеличительное стекло к Гизелю.
О нем, кстати, тоже очень мало мы знаем.
Нет, знаем много: о дипломатии знаем, о действиях перед войной, о нотах и протестах, знаем и о его брате - который воевал потом в войну против сербов.
Знаем многое, но .. совсем мало знаем о том, а почему Гизел после окончания войны в 1919 году - вдруг оказывается не в Вене, не в Берлине, а в Белграде.
Живет там на улице Славонской и плевать хотел он на ироничные статьи, где он именуется югославом Гизелем Гизеленгским.
И король Александр его привечает. Привечает кого? Бывшего врага или.. ?
И он Владимир, хоть и Рудольф Карл, живет в городе, который он вверг в войну, довольно долго.
Зачем он вернулся в Белград?
Может ответ в том, что бароны иногда бывают панславистами, и это случается иногда с баронами, даже с австрийскими послами.
А может ответ в этой небольшой зарисовке доктора Рыбникара, который приехал в ту роковую ночь в австро-венгерское посольство:
И спросила тогда баронесса Гизел на чистом сербском языке:- Нужно ли зажечь ему свечу?
И сказали врачи, что таков обычай у нас. И ответила баронесса:У меня есть свеча, я сейчас принесу. Есть у меня и одна наша Богородица, от моей матери осталась.
И принесла она свечу и положила мертвому Гартвигу на грудь, а восковую свечу -у изголовья. А я сделал вывод, что она по всему судя сербка или как минимум -православной веры.
Я не нашла, кем была по происхождению баронесса.
Хотя, с учетом того, что сам барон родился в городе Печ- ныне Венгрия, а там было немало сербов, то баронесса - вполне могла быть сербкой.
Могла она быть и черногоркой - если учитывать черногорский эпизод в жизни барона.
А могла быть и обычной австрийской баронессой. Только любящей сербов.
Такое тоже иногда случается, даже с баронессами.
Вот такая вот история.
О Гартвиге - человеке, которого когда-то любила вся Сербия, но ныне прочно забыла.
Хотя уж Сербия могла бы и вспомнить, как он их любил, сербов, и вернуть Гартвигу его улицу.
Сейчас она называется Белградской.
Ну, право, зачем Белграду Белградская улица?!....
УПД: из комментов от
siegmund_kafka : Кстати, Гизл был чешского происхождения; в Пече, где он родился, и поныне много сербов, хорватов и чехов. Он принадлежал к Чешской православной церкви.