Для
agll выкладываю фотографии с экскурсии в древний город и музей Пестума. Может, ещё кому-то будет интересно, но предупреждаю, что фотографий очень много. Бесстыдно пользуюсь текстом с сайта
http://www.cult-turist.ru/place-interes/one-place/3469/?q=497&plint=3469, фотографии все мои.
Пестум находится приблизительно в 40 км к юго-востоку от центра Салерно, в коммуне Капаччо-Пестум. Пестум включен в перечень объектов всемирного наследия ЮНЕСКО.
В древности Посейдония (так изначально назывался Пестум) входила в состав Великой Греции. Город был основан греками из Сибариса в 7-6 веке до нашей эры. В 6-5 веках были возведены знаменитые храмы города. Грандиозные постройки, сохранившиеся до наших дней, свидетельствуют о богатстве и процветании Посейдонии. Примерно в 4 веке до нашей эры город был занят луканами (италийское племя). В 273 году до нашей эры город стал римской колонией и получил имя Пестум. Конец города совпал с закатом Западной Римской империи. Около 500 года нашей эры устья рек, сбегающих с окрестных гор в долину, засыпались песком. Местность была заболочена и стала очень нездоровой - город окружили малярийные топи. Постепенно люди оставили Пестум. Благодаря непроходимым и нездоровым болотам до нашего времени сохранились эти грандиозные руины. Пестум был открыт вновь в 1752 году при строительстве дороги, которая пересекает античный город.
В Пестуме сохранилось 5 километров городских стен с несколькими воротами (возраст, начиная с 4 века до нашей эры, выделяется также римский период кладки).
Храм Геры (Храм Геры I)
Огромный интерес представляют три дорических храма, сохранившихся в Пестуме. Самым древним из храмов Пестума является храм Геры (храм Геры I). Это сооружение специалисты датируют серединой 6 века до нашей эры. Храм Геры также называют базиликой. Старинное значение этого слова - «магистратура». Некоторые характеристики здания, например, нечётное количество фронтальных колонн (9), давало повод учёным 18 века думать, что перед ними административное сооружение. Кстати, все 50 наружных колонн здания (по 9 фронтальных и по 18 боковых; угловые колонны считаются и фронтальными и боковыми) сохранились полностью. Во время недавних раскопок были найдены вотивные статуэтки Геры (Юноны), что подтвердило версию, что здание если и не было целиком храмовым, то, по крайней мере, в нём находилось святилище богини. Храм (эта версия, всё-таки, наиболее вероятна) ориентирован по оси запад-восток, как все греческие храмы.
Храм Геры имеет некоторые архитектурные особенности: уже упомянутое нечётное число фронтальных колонн (большая редкость для греческих храмов), ярко выраженное утолщение стволов колонн храма, наличие утолщения у пилястров (антов), низкие эхины капителей. Внутри храма сохранились три колонны, делившие целлу на два нефа и три колонны между двумя пилястрами пронаоса, предваряющего целлу. Храм с двухнефной целлой единственный в Италии, есть только два подобных храма в Дреросе и в Принии. Храмы Дрероса и Принии считаются самыми древними из сохранившихся древнегреческих храмов. Они, предположительно, на столетие старше храма Геры в Пестуме, построенного в той же архаичной манере.
К этому древнему храму применимы наблюдения Муратова: «Дорическая архитектура является здесь в разгаре борьбы с тяжестью камня. Дух размера и распределения не победил ещё слепого сопротивления материи. Колонны слишком толсты и низки, слишком близко поставлены друг от друга, точно строитель преувеличивал вес поддерживаемого ими архитрава. Диаметр их основания слишком велик по сравнению с верхним диаметром. Они излишне прочно опираются на землю. Сильно выступающие дорические капители выдают ту же преобладающую заботу о достаточной прочности, то же поглощение первой архитектурной задачей, преодолением веса. Но в этом как раз и заключается сила ранней дорической архитектуры».
Храм Посейдона (Храм Геры II)
Рядом с храмом Геры I расположен храм, традиционно именуемый храмом Посейдона. Последние археологические находки (вотивные статуэтки, монеты) позволили установить, что и этот храм был посвящён Гере, поэтому его также называют храмом Геры II.
Второй храм Геры построен примерно на 100 лет позже первого храма. Специалисты датируют его серединой 5 века до нашей эры. Этот храм также ориентирован по оси запад-восток. Фронтальных колонн 6, боковых - 14, угловые колонны, как и у первого храма, являются и фронтальными и боковыми. Мощные колонны выглядят более стройными за счёт увеличения числа канелюр: их 24, а не 20 (как было принято). Кстати, канелюры угловых колонн направлены чуть внутрь. Учтена также так называемая кривизна горизонта (горизонтальные линии чуть искривлены (около 10 см), а не абсолютно прямы). Это позволяет устранить оптический эффект, когда стоящему в центре храма кажется, что колонны расходятся веером, а храм вот-вот обрушится. В первом храме Геры такой архитектурный приём отсутствует.
Трёхнефная целла приподнята на 140 см над перистилем храма. Пронаос и эпинаос симметричны. Храм Геры II сохранился лучше других храмов Пестума. До нашего времени дошла большая часть внутренних колонн, фрагменты стен, лестницы.
Храм Афины
Третий храм Пестума стоит в стороне от храмов Геры. Историки датируют его концом 6 века до нашей эры, т.е. он на полстолетья младше храма Геры I и на полстолетья старше храма Геры II. Долгое время учёные считали, что этот храм был посвящён Церере, но найденные в ходе раскопок вотивные статуэтки и другие предметы позволяют считать, что храм был посвящён Афине. Храм имеет по 6 фронтальных и по 13 боковых колонн. Характерная особенность этого храма - дорический фриз. Он состоит из блоков известняка, каждый блок - с двумя метопами и выемкой для триглифа.
Внутренний план храма более прост, чем у храмов Геры. Интересно, что внутри храма были найдены две ионические капители внутренних колонн. Это самые древние ионические капители, найденные на территории Италии. С южной стороны целлы были обнаружены христианские захоронения. Некоторое время в средние века на территории Пестума существовало поселение, покинутое в 9 веке. Здание храма Афины использовалось жителями этого поселения в качестве христианской церкви. Рядом с храмом Афины можно видеть единственную колонну, оставшуюся от храма 6 века.
Кирпичи - поздняя реставрация
Наша экскурсия
Тут наша прекрасная эксурсовод рассказала, что здесь заседал парламент (3 век до нашей эры).
А это мы идём к амфитеатру, где проводились бои гладиаторов (1 век до нашей эры).
Для экономии кирпичи использовались только снаружи стен, а внутри, как видно, находятся камни, связанные цементом.
Удивительно, что сохранился свод арки, сложенный из достаточно мелких камней.
Древняя дорога. Видно даже колею от повозок.
А это уже за пределами древнего города, чья-то частная территория, снято через ограду.
Рядом с археологической зоной находится музей, где собраны находки, сделанные в Пестуме. Среди экспонатов музея есть барельефы и скульптуры, украшавшие храмы (от раскрашенных скульптур 6-5 века до нашей эры до римских статуй 3 века нашей эры); редчайшие фрески из погребальной камеры (6-5 век до нашей эры.), названной исследователями «Могилой ныряльщика» по сюжету одной из фресок. Если фреска с ныряльщиком изображает переход из одного мира в другой (сюжет уникален, аналогов ему неизвестно), то на остальных фресках захоронения изображены сцены празднеств. В музее собрана большая коллекция керамики, бронзовых предметов.
В музее сейчас проводится образовательная выставка реплик скульптур, показывающая, какими были оригинальные цвета фигур.
Это - картина-реконструкция, показывающая, как выглядел храм Посейдона, оштукатуренный и раскрашенный (как сказала экскурсовод, храм был белым, чтобы создать иллюзию, что он целиком сделан из мрамора).
Следующие несколько фотографий посвящены жемчужине коллекции, фрескам из "Могилы ныряльщика".
А тут выставлены кувшины, в которых сохранился... мёд.
Всё, вышли из музея.