В чем хитрые андижанцы подавали плов?

Oct 07, 2013 08:16

Бывает, приходишь в ташкентскую чайхану на Ош(на Плов, значит) поздно, после часу. Поглядишь грустно в казан и не станешь есть плов. Плов-то еще остался. Но остатки плова в огромном казане как правило залиты большим количеством масла. Ошпоз-то, конечно, соберет оставшийся плов горкой на стенку казана, чтобы масло стекало. Но оно все-равно уж не то.

Сколько масла должно быть в плове? Это от многого зависит. В домашний плов, на плите, да на килограмм риса мы масла льем не много. 250-350 мл. Ну максимум 500. Это уж редко кто так себя и мало не жалеет. А вот при приготовлении в чайхане,  в очень больших количествах, количество масла меняется. Здесь ведь как? Плов открывают в Ташкенте примерно в 11-11 30. Посетители на плов будут приходить часов до двух. Все это время плов будет оставаться в казане. И при этом он должен быть не "перепревшим" и не "жареным". Вот  масло-то и сохраняет плов таким. Горячим и рассыпчатым.

Была я недавно в мастерской знаменитого андижанского керамиста Усто Мирзобахрома Абдувахобова. А Усто - большой специалист по старым, архаичным формам узбекской керамики. Каждый раз нахожу у него керамику, доселе мною невиданную. В тот мой приезд, показывает он мне андижанскую чашу на ножке дивной красоты.




Чаша средней глубины, сильно открытая, на добротной устойчивой ножке. Форму имеет идеальную, сферическую. Ну чисто параболическая антенна-"тарелка"
- Ах! - всплескиваю руками на чашу, - Для чего такая красивая чаша, Усто? Для фруктов?
- Да нет. Это для плова!
- Как для плова? Для плова же плоский ляган?
- Эта чаша, палов-товок, для плова удобнее. В ней масло вниз стекает, и плов чистый остается. Удобно же? Сверху андижанский плов берешь - масло не задеваешь!

Ой и хитрые андижанцы. Мы понимаешь ли, в Ташкенте плов с плоских ляганов едим, маслом давимся. А они - вон чё. Чашу для плова придумали, чтоб масло стекало.
Та андижанская  пловная чаша Усто Мирзобахрома Абдувахобова хороша во всех ракурсах.



Украшают её тайные знаки в виде многочисленных рожек барана, приносящих богатство и кругов с решеткой-панджара в центре. В отдельных районах Узбекистана такой символ именуют бычьим глазом. Это мощный оберег от недоброжелателей.



Акбар Абдувахобов, юный андижанский гончар с пловной чашей. Внук Усто Мирзобахрома Абдувахобова. Наследник и будущих хранитель тайн древней династии андижанских гончаров.



Большая выставка работ Усто Мирзобахрома Абдувахобова состоится 11-15 октября в ташкентском Музее Декоративно-Прикладного искусства. Выставка организована компанией Charming Orient, совместно с порталом AZU.UZ и музеем Прикладного Искусства Узбекистана. Читайте подробно...

Узбекская керамика, Андижан, Узбекистан в лицах, Посуда, Плов, Мастера, Ферганская долина

Previous post Next post
Up