Эти вак-балиш - особая песня. Я осознала это, когда свекровь, на одном из маджлисов, приняв от меня тагару(большая чашка) с вак-балиш, спросила, какие здесь с курицей, и сразу отложила пару штук. Себе поесть, а то зачастую не достается ей, хозяйке, принимающей маджлис. Только от гостей она и слышит, как вкусно было. Теперь здесь нужно пояснить, что такое маджлис, или как в нашей семье говорят : «женщин собирают».
Маджлис - это, собственно, собрание женщин, на котором читают священную книгу мусульман. Для этого приглашаются специально старые женщины - абыстай. Чтение происходит за богато накрытым столом, и после трапезы вновь звучат благодарственные молитвы. Приглашаются все женщины - родственницы, подруги и знакомые.
Женщин в нашей семье собирают на годовщины смерти близких родственников. Чаще на Хаит. Особенно торжественно все происходит, если это «Первый Хаит». То есть первый по дате Хаит, после смерти человека.
Раньше, престарелые и пожилые родственницы читали сами. В последнее время, на маджлисы в нашей семье стали приглашать не очень старую женщину, которая вводила в негодование всех собравшихся. Она не просто читала священные тексты. После каждого аята, она останавливалась и начинала по-татарски объяснять, как она это понимает. Чего нельзя делать человеку, которому не дано этого права. Ей этого было мало, и после собственной трактовки, она начинала объяснять всем собравшимся, что ждет всех небесная кара однозначно и неминуемо. И упивается она описанием наших грехов и наказаний так, что доктор Ганнибал Лектер плакал. Но отказаться от услуг этой женщины мы никак не можем, ибо она - духовная наставница одной из тетушек. И не пригласить её - смертельная обида. Хуже всего, что она не может никак запомнить имена тех, кого она поминает, и зачастую называет имена здравствующих.
Когда «собираются женщины», положено одеваться скромно, обязателен платок. Хозяйки и молодые родственницы семьи, принимающей маджлис, обслуживают стол. Традиционно стол накрывается к приходу женщин - в основном сладости, сладкие пироги, сухофрукты, орешки-косточки. Каждая гостья приходит с собственным печеным -обязательно. Чаще всего это сладкие или мясные пироги из дрожжевого теста, перямячи, куш-тили(хворост), урама (хворост спиралью), чак-чак. Я обычно приношу в своей тагаре учпечмок и вак-балиш с тыквой и курицей. Это если маджлис делает свекровь. Хочется облегчить ей прием.
Правда тут есть еще один нюанс. Все принесенное гостями и родственниками не ставится банально на стол. Моя свекровь строит своих двух снох , у нас в руках - подносы с дарами. Пироги предварительно, конечно порезаны красиво и порционно. Свекровь выкладывает каждой гостье на тарелку очередной шедевр, и торжественно объявляет : это от Розы, это от Раи, это от Мадины, это Саида пекла, это Динара пекла …….
В результате, на каждой тарелке образуется целая гора вкусностей. Это все необязательно съедать. Да это и не реально. По окончании маджлиса, всем будут выданы пакеты, для того, чтобы унести всю красоту с собой и съесть в том темпе, в котором хочется, и с теми, с кем хочется. Каждая родственница, попробовав очередную вкусность, спрашивает «Бу кимники?» - это чье?, и ей напоминают : это от Розы, это от Раи, это от Мадины, это Саида пекла, это Динара пекла …….
Что приятно ,с особой гордостью, и громче остальных, свекровь, объявляет мои учпечмоки : «Это Марата моего Лиля пекла». Абыстай цокают языками. Кроме меня учпечмок уже никто не печёт. Как то раз, решила выпендриться, и выдала мясной пирог. Возмущению женщин не было предела. Только ленивая не спросила: где учпечмок? Добил маленький племянник, который крутился на кухне. Он подергал меня за полу туники, и спросил : «Тетя Лиля, а где татарская самса?». Все! Навсегда! Только учпечмок! Но ведь для души тоже чего-то хочется!
А потому, изготовив 30-40 не крупных учпечмоков, из остатков теста, я делаю штук 10 вак-балиш с тыквой для тетушки Равии, а остальные - с курицой, для аббы(бабушки).
Если Вы думаете, что я перехожу к рецепту. Нееет! Я еще не все рассказала за маджлис. Главное - правильно распределить принесенные гостинцы. Нужно запомнить, чей каждый поднос, тарелка или тагора. Нужно от каждого гостинца отложить часть, остальное - на стол. И когда гостьи собираются расходиться, положить в каждую тару всего понемногу - кучтанач. Главное, чтобы каждой гостье достался свой гостинец - это хорошая примета. Долго жить будет.
Пока гостьи собираются на маджлис, за пышно накрытым столом пьют только чай. К еде не прикасаются. У нас чай - исключительно зеленый. Узбекская специфика. Только два-три человека пьют черный. Так и бегаем мы, снохи (келинки) с чайниками. Их в ходу 9-10.
Потом начинают «читать». Это долго. По завершении - неформальная часть молитвы. Обращение с просьбой об упокоении духа ушедших и о даровании здоровья живущим. Потом начинается трапеза. На первое - традиционная куриная лапша. На второе - Элеш.
О нем уже писала Разговоры о детях, внуках, работе, политике, экономике и т.д.. Пожилые женщины-бабушки присматриваются к молодым девушкам. На предмет сосватать за внука или сына. Здесь же могут заглянуть к женщинам малолетние дети и внуки, и сказать «Исям-ми сиз». Потом чаепитие со сладостями. Далее трапеза прекращается, и опять чтение молитв. Причем предлагается каждой женщине, которая умеет «читать» , сделать это. Когда «чтение» заканчивается, каждой гостье делается небольшой подарок. Это может быть полотенце, красивая кухонная салфетка, в них завернуто хорошее мыло.
Тогда же, раздаются пакеты и предлагается разобрать все со стола. Это не считая тарелок гостей с пирамидами из частей принесенных гостинцев. Потом мы возвращаем гостям посуду, также наполненную принесенными сладостями. И это при том, что еще и дома много остается. Главное правильно рассчитать. В общем, Пир!
Вот здесь, на свет, появляются наши мужчины, сыновья-братья-зятья хозяйки. Они привезли своих жен с тагорашками, и во время мажлиса, сидели в дальней комнате так, что их не видно и не слышно. А еще рассказывают байки про затурканных восточных женщин :)
Тогда, после ухода гостей, мы накрываем второй стол. Опять лапша, элеш, отложенная россыпь печёностей. Хозяйка, наконец, может поесть, до этого ей некогда было. Мы, снохи, кормим своих мужчин. Раньше стол «только свои» собирался в человек 20. С каждым годом меньше. Уезжают из Узбекистана. Тяжело здесь.
В общем, происходит общение «своей семьей». Потом мы расходимся, уставшие, и сытые, как пингвины, животом вперед. Хорошо все это. И здоровья нашим старшим, которые учат нас, как жить, как общаться, с чем приходить в гости, и как быть семьей, наконец.
Ну , теперь за вак-балиш с курицей.
Тесто - пресное ,описывала неоднократно
например здесь Начинка. Если прокручивать фарш в процессоре, а не в мясорубке, курица должна быть немного подморожена. Иначе процессор не справляется. С мясорубкой этих проблем нет. Куриное мясо срезается с костей. Здесь не стоит усердствовать, стараясь очистить кости так, как будто курицу обглодала стая барракуд. Оставьте трудносрезаемое мясо на костях. С куриного остова можно приготовить бульон. Или вообще отложить в морозильник - в холодец добавить или на солянку
Обращаем куриное мясо в фарш. Аналогично перекручиваем лук. Соль, черный перец, все перемешиваем.
Как лепить, уже описала в теме
Балишики с тыквой и думбой Бульон в процессе приготовления можно и не добавлять - лук даст много сока. И еще одна особенность - начинка не должна выглядывать из балиша. То есть защипанные краешки нужно приподнять повыше. Иначе, в духовке, кипящий луковый сок будет выплескиваться наружу, оставит некрасивые подтеки на балишиках. А попав на лист - начнет подгорать и совершенно испортит вид донышка вак-балишика. По окончании, дать вак-балиш чуть подостыть - только после этого снимать, чтобы не повредить донышки.
Вкусен вак-балиш с курицей как в горячем, так и холодном виде. С чаем и с бульоном. Их нужно испечь, и не забыть угостить родственников, друзей и соседей.