Записки учителя. Несчастный случай в школе, классный руководитель и прокуратура.

Oct 03, 2008 08:50


"В пятницу в райцентре Беляевка Оренбургской области хоронят погибших под обломками школы пятерых учениц 11-го класса. На районном кладбище соберутся практически все жители райцентра. Напомним, что обрушение школы произошло утром в минувшую среду. Помимо жертв трагедии были и пострадавшие под завалами - шесть человек. Лестничные пролеты второго и третьего этажей обвалились предположительно из-за ремонта - замены кровли и вставки пластиковых окон.
...
в ночь на четверг в Беляевке произошло еще одно страшное событие. Повесилась завуч школы, классный руководитель погибших девочек, 43-летняя Марина Бородина. В гараже собственного дома ее обнаружил муж. «Телесных повреждений на теле умершей найдено не было», - сообщили «НИ» в пресс-службе Следственного комитета при областной прокуратуре. По всей видимости, классный руководитель взяла на себя вину за гибель девочек. Вместе с тем известно, что за проведение в школе ремонта она ответственности не несла."  Новые известия

...    Конец учебного года, у меня выпускной 11-й класс, моим тридцати детям по 17 лет. Готовимся к последнему звонку, экзаменам и выпускному вечеру. Тяжелая пора для всех. Я еще и втянулась в  общественную работу по информатизации школ в районном хокимияте (аналог мэрии).
    И вдруг случается ЧП. В классе две подруги-девицы. Одна, с тяжелым характером, из большой неполной семьи, другая и вовсе предоставлена сама себе - мать уехала на заработки в Россию, оставив взрослую девицу на отчима, лишь изредка присылая деньги. Первая умна и талантлива, учится хорошо, вторая перебивается с два на три. Так вот умная подруга, крадет у другой из квартиры тысячу долларов, присланную матерью. 

   Отчим подает заявление в милицию. Вина умной подруги доказана, однако она утверждает, что денег у неё нет, ибо они потратили их вместе. Любое преступление в школе берет под контроль специальный представитель прокуратуры, назовем её Лола Файзиевна. Первым в прокуратуру был вызван директор школы - писать объяснительную о том, как допустили и попустили. Вторым каяться пошел завуч по воспитательной работе. Третьей должна была стать я, как классный руководитель.
    Вечером второго дня после ЧП я нахожусь в компьютерном центре, открытие которого готовит хокимият. Только пришло указание подъехать к хокиму в офис.  На мой мобильный раздается звонок. Причем у меня два телефона. Номер одного из них знают только близкие. Именно на этот телефон позвонила работник прокуратуры Лола Файзиевна.
- Лилия Владимировна?
- Да, я, здравствуйте. С кем я говорю?
- Вы должны сейчас явиться в прокуратуру в 11-й кабинет
- Извините, сейчас я подъехать не могу. Меня вызывают к хокиму района по общественной работе.
- Вы меня не поняли? Вам звонят из прокуратуры.
- Я вас поняла. Сейчас я действительно не могу приехать. Давайте я приду к вам завтра с утра.
- Значит, вы отказываетесь приехать?!! - Лола Файзиевна срывается на крик
- Сейчас уже поздно, 5 часов, у меня есть ответственное поручение от хокимията, которое нужно сделать именно сейчас. Если это срочно - позвоните в хокимият, если они отпустят, я приеду. Если нет - я приеду к вам завтра с утра. - еле сдерживаюсь я.
- Если вы сейчас не приедете, вас привезут ко мне в кабинет в наручниках!!! - кричит Лола Файзиевна
- На каком основании?
- Я высылаю за вами наряд милиции, вот тогда узнаете на каком основании - орет Лола Файзиевна и бросает трубку.

Я думала, что это она сгоряча и отправилась вместе с коллегами в хокимият. Хокимы ждать не любят. На завтра было назначено открытие компьютерного центра для учителей. Возвращалась я от хокима с кучей буклетов, плакатиков и самим хокимом, который решил лично убедиться, что все готово к открытию.
- За тобой приезжала милиция - встречает меня сисадмин
- Да неужели все это всерьез?!
- Приехали на милицейском уазике с решетками. Сказали, что должны тебя забрать. Подробно расспрашивали, где ты, кто ты, но ничего не захотели объяснять. Я им сказал, что ты очень порядочный человек и ни в чем быть замешена не можешь.
- Не переживай - смеюсь я - это по вопросу кражи в моем классе
- Ты не смейся, смотри, они опять приехали
И правда, недалеко от центра остановился милицейский уазик, откуда вышли три товарища в форме с наручниками на поясе. Мне с трудом верилось в реальность происходящего.
    Спасло меня в тот вечер только то, что я находилась постоянно рядом с хокимом, отвечая на его многочисленные вопросы. Милиционеры поговорили с кем-то из хокимиятских, покрутились вокруг нас и уехали восвояси. Ну это и понятно, они выполняли неофициальную просьбу из прокуратуры, очень даже незаконную и не решились исполнять все на глазах хокима.
    Через полчаса мне позвонила встревоженная директор школы
- Что ты ей сказала?
- Вежливо сказала, что приеду завтра. Вы же знаете, хоким меня сейчас не отпустит.
- Да я знаю. Но она в таком бешенстве. Звонила сейчас, наорала и просила передать «этой», то есть тебе чтобы ты была в прокуратуре завтра в десять.
- А уроки?
- Ой родненькая, только иди. И с ней не ругайся. Мы что-нибудь придумаем.
      Утром я отвела два урока и собралась ехать. Завуч по воспитательной работе предупредила, что сразу Лола Файзиевна меня не примет - будет час мариновать в коридоре. С ней было именно так.
      В 10 00 я перед кабинетом Лолы Файзиевны. Дверь открыта.
- Здравствуйте, вы меня вызывали. Можно войти?
- Подождите в коридоре
Лола Файзиевна начинает сосредоточенно перекладывает бумаги на своем столе. Потом выходит с грязными пиалушками, возвращается с чистыми. Потом она уходит мыть чайник, потом она заваривает чай. Когда она пошла мыть чашку клубники, я не выдержала.
    Спустилась к зам прокурора и попросила зафиксировать в дежурном журнале мой приход. Так как мне назначено в 10. а сейчас уже 10 30, и похоже меня сейчас не могут принять. Зам прокурора попросил меня не волноваться и самолично проводил обратно к кабинету Лолы Файзиевны. После короткого разговора в кабинете :
- сейчас вы зайдете - сказал он мне.
    Жду еще15 минут. Заглядываю в кабинет.
- Лола Файзиевна, к вам можно?
- Нет нельзя, ждите
- Лола Файзиевна, у меня рабочее время, уроки, меня ждут дети
- Подождите
- Лола Файзиевна, если вы не можете меня сейчас принять, назначьте другое время.
- Ждите!
- Я сейчас ухожу. Пожалуйста, в следующий раз вызовите меня повесткой с указанием времени. - разворачиваюсь и иду по коридору
Лола Файзиевна выскакивает в коридор и кричит
- Повесткой вызывают обвиняемых и свидетелей, а вы не то и не другое.
- А кто же тогда я?
- Вы - никто! Стойте, я вам сказала. И ждите, когда позовут.- она уже кричит.
Вновь спускаюсь к зам.прокурора и повторяется та же сцена. Только теперь меня заводят в кабинет. Разговор начинается спокойно.
- Расскажите, что вы знаете о деле
- О краже узнала уже от представителя милиции. До этого девочка не давала повода к беспокойству. Сложный конечно ребенок, но плохим поведением никогда не отличалась.
- А вы знаете, что на квартире вашей ученицы, где произошла кража собирались компании, постоянно происходили попойки? Почему вы, классный руководитель, не предприняли никаких мер?
- Хотелось бы задать этот вопрос участковому милиционеру этого квартала, который не поставил в известность классного руководителя об этом. Я такой информацией, к сожалению, не располагала.
- Давайте  так. Вы сейчас напишите объяснительную, что вы не предпринимали никаких действий для предотвращения криминальной ситуации
- Может я напишу заявление о том, что участковый милиционер не сообщил в школу о криминальной ситуации в квартире моей ученицы?
- Никаких заявлений вы писать не будете! Вы будете писать то  что  я вам говорю. Вы отвечаете, за все, что происходит у вас в классе.
- Но кража произошла не в классе, а дома, должна ли я нести за это ответственность?
- А когда вы вымогали у девочек деньги, вы не ощущали свою ответственность?!
- О каких деньгах вы говорите?
- И обвиняемая написала заявление, о том что деньги она украла, чтобы заплатить вам!
- Я могу ознакомиться с её заявлением?
- Нет, не можете! Расскажите когда и сколько требовали, чтобы она принесла?
- Вы сначала меня ознакомьте с заявлением. Можете сделать это в устной форме. Я должна знать в чем меня обвиняют
- Здесь я решаю, кто что должен. Вы должны отвечать на мои вопросы.
- Ну есть же правила и процедуры. Есть же закон о Прокуратуре, административный кодекс. Вы же  должны придерживаться буквы закона. А потому сначала должны меня ознакомить.
- Послушайте , ВЫ, я вам ничего не должна! Вы требовали с ребенка 5 тысяч сум. Вы ежедневно напоминали ей об этом. Вы и только вы довели ученицу до преступления!
- И она  именно так и написала?!
- Вот смотрите!
Она извлекает из папки листок, закрывает верхнюю и нижнюю часть , оставляя видимым лишь один абзац. Там, неровным детским почерком написано, что классная руководительница остановила меня в «вистибюли» и сказала что я должна 5 тысяч на экзамены и шарики.
    Меня начал разбирать истерический смех. Сдержавшись, я извлекла свой дневник классного руководителя, который взяла с собой, чтобы обосновать характеристики на девочек, которые заранее написала.
- Давайте посмотрим - показываю я таблицу : 3000 сум -сбор за два месяца на ремонт школы, утвержден родительским школьным собранием,  На последний звонок : 300 сум - шарики, 400 сум - на колокольчик и ленточку, 1000 сум - на покупку минеральной воды на экзамены, 500 сум - традиционный подарок школе ( мы решили подарить микрофон). Решение о расходах и суммах на них принято на родительском собрании. Могу показать протокол, подписанный родительским комитетом. Это все в сумме 6 долларов, а далеко не тысяча, фигурируемая в деле. Давайте я напишу объяснительную по этому факту, раз уж он был указан в заявлении.
- Давайте вы не будете мне указывать, что делать !!! Будете писать то, что я вам скажу - кричит Лола Файзиевна - Берите листок и пишите
Лола Файзиевна начинает мне диктовать текст, из которого ясно, что я не исполняла свои обязанности классного руководителя, в результате чего, моя ученица совершила кражу. И я этот факт признаю и раскаиваюсь.
- Давайте я напишу, что я не знала о сложившейся в семье ситуации.  Что ученицы такие-то такие-то отличались хорошим поведением, не пропускали занятия и не давали повода подозревать неблагополучную ситуацию в семье одной из них. Приложу характеристики на них. И здесь же дам разъяснения по факту сбора денег, указанных в заявлении ученицы.
- Неет - шипит Лола Файзиевна - пишите так, как я вам сказала.
- Ну я же имею право изложить факты, так как я о них знаю.
- Вам никто здесь никаких прав не давал
- Права мне дало государство, как гражданину, закрепив их во множестве законодательных актов. И вы не должны  диктовать мне текст моей объяснительной.
- Как же я вас всех ненавижу … - вдруг с ненавистью проговаривает Лола Файзиевна.
Я прекращаю писать объяснительную, и поднимаю на нее глаза
- Кого нас? К кому вы меня причисляете, к воровкам, к проституткам, к казнокрадам?
- Васс вссех, уччителей!!! Больно уммные вссе…- громко шипит она
Я решила не дразнить её и промолчала, продолжила свою писанину. Она взяла мою объяснительную, швырнула её в папку и сказала
- Запомните на будущее, вы, если вас вызывают в прокуратуру, хоть ночью, вы обязаны все бросить и бежать.
- Лола Файзиевна, я же предложила вам позвонить в хокимият и попросить, чтобы хоким освободил меня в тот момент, когда вы меня вызывали.
- Что это еще такое хокимият? - вновь повышает голос она
- Хокимият - это народная власть, с  синевой в глазу отвечаю я
Далее шла просто великая фраза от сотрудника прокуратуры, которую она кричала уже мне вслед  в коридоре :
- Это вы - народ! Это ваша власть! Нам они не власть! Мы прокуратура!!!!

Я уходила, а в коридоре стояла и горько плакала пожилая учительница истории, которую вызвали уже во второй раз. Она занималась с девочками репетиторством  в течении трех месяцев в долг и попросила оплатить занятия. Сумму долга девочки тоже указали в заявлении. Видно отвечали на вопрос, кому из учителей вы давали деньги. Учительнице уже объяснили, что это вымогательство и она преступница, и должна покаяться. Я подошла к ней, пахнущей валерьянкой, погладила по плечу, и сказала - «Держитесь, вы ни в чем не виноваты.» Хотя прекрасно понимала, что держаться она не сможет.

Вот так учителя отвечают за все, что происходит с их учениками. Самое удивительное, что они осознают свою ответственность. Но в большинстве случаев не могут предотвратить беду. И им очень часто об этом напоминают.

А где вы, родители? Вы знаете с кем дружит ваш ребенок?  А вы знаете ,где он сейчас находится? А он вам доверяет? Вы часто разговариваете с ним «по душам»? А не боится ли он вам рассказать о своих проблемах, боясь осуждения, нотаций или наказания? А когда вы последний раз были в школе? А может быть вашему ребенку грозит опасность?

Неужели, в случае беды, кому-нибудь станет легче от решения, что виноват учитель - он должен был все знать, он должен был все видеть, он должен был следить, он должен был предупредить , он должен был предотвратить. От этого кому-то легче? Если да, то тогда у учителя есть еще одна миссия на земле - быть виноватым за все, что происходит с нашими детьми. Принимаем. Оттого, наверное,  кто-то из нас лезет в петлю, когда с детьми случается непоправимое.

Рефлексия

Previous post Next post
Up