Чебурашка, он же барабашка

Sep 22, 2010 10:43

С детства нас окружали очень странные персонажи.
Например, Мурзилка, сочетавший в себе подобие снежного человека и безносой тыквы с Хеллоуина. Того же плана мохнатенький Чебурашка с ушами-крыльями, сопровождаемый позитивной музыкальной рептилией. Винни-Пух, усилиями советских мультипликаторов превращенный из медвежонка (коим он был в старой доброй Англии) в коричневое яйцо типа пирожного-картошки, с небольшими придатками - подлинно инопланетянин.
Шли годы, и мы чуть позже увидели столь же сюрреалистического, грустно-наивного Ёжика в тумане, чей сферический образ бесцельно блуждал почти что по параллельным мирам. Кажется в наше время этот почтенный ёжик стал столь популярен, что у него появились тысячи фанатов, а в Киеве ему воздвигли скромный монумент.
Во времена перестройки я, уже повзрослев и набравшись опыта подобных впечатлений, с недоумением разглядывал детские книжки, такие как "Зоки и Бада", чьи персонажи уже определенно смахивают на мелких бесов. А из далекой Скандинавии к нам прибыли и прекрасно акклиматизировались Муми-Тролли, Снусмумрики (несть им числа); с точки зрения взрослого скептического наблюдателя - ни что иное, как домовые и духи природы, в общем, сущности не самого высокого астрала.
Раз речь зашла о северных "интродуцентах", вспомню и о Карлсоне; он слишком антропоморфен и стоит особняком от описанной развеселой компании, но по характеру своей деятельности это - типичный описанный в книгах по паранормальным явлениям подростковый полтергейст. Носителем такого полтергейста бывает подросток или ребенок, обделенный вниманием старших, реже - одинокие взрослые. В данном случае - Малыш. Подробнее об этом см. в частности: И.Винокуров, 2001. Вспомним, Карлсон еще и в привидения играет.
Как читатель уже наверное понял, я веду разговор к тому, что мир многих детских героев (коими нынче и взрослые увлекаться стали) - это мир архетипического язычества и пантеизма. В этом мире из каждого камня торчат глаза и уши, башмаки беседуют с кастрюлями, а на ближайшем дереве сидят разумные пушистые колобки и с интересом наблюдают за жизнью в окне напротив.
Волею судеб русскому фольклору тут не повезло: он тесно ассоциируется с литературой для самых мелких. Ее взрослые, как манную кашу, навязывают детям: сказки Пушкина в младших классах и еще какие-то Колобки и другие сюжеты неясной аутентичности - в детском саду.
Наш детско-юношеский пантеизм - заимствованный. Детскую литературу и мультики в советское время создавала писательская и прочая творческая интеллигенция, в которой у нас - да не припишут мне неполиткорректность! - была, да и сейчас осталась, сильная еврейская составляющая.
Пантеизм и элементы язычества - традиции, восходящие к Каббале. Мне видится связь между ёжиками в тумане, картинами Шагала и некоторыми бардовскими песенками, такими как "про собачку Тябу" В.Берковского. Ту самую, где "у дяди Кости в этом баке всегда найдутся кости для собаки" (в Универе 30 лет назад мы, помнится, пели: от собаки). Зимние дворики, милые дворники, лужицы, оставленные собачками под забором - все это имеет ценность, смысл и рассматривается как под лупой. Все это живет и связано между собой.
Что до книжек Туве Янссон, столь полюбившихся нашему интеллигентному читателю, то автор-то из Лапландии: экзотическая страна, там наверное еще и шаманы остались.
В общем, еврей и лапландец - братья навек. Может, и другие пантеистические народы отыщутся в этом любопытном пласте культуры.
Мне видится и другой пантеизм - величественный и возвышенный - в старой европейской живописи, картинах прерафаэлитов и символистов, а у нас - Врубель, Рерих...
Но, боюсь, сейчас такого нет. Другое время - другие песни.
По большому счету, никогда не имел ничего против Муми-тролля и Ёжика в тумане. Но пусть меня поймут: был в выходные в парке Трубецких на ярмарке хенд-мейда, и предчувствие не обмануло: увидел их там во всей красе в 1001-й раз...
В заключение порадую читателя отрывками из великолепного пантеистического детского стишка забытого мною автора 40-летней примерно давности: "Про пана Трулялинского".
Кто не знает об артисте
Тралиславе Трулялинском!
А живет он в Припевайске,
В переулке Веселинском.
.........
Палочку-трулялочку
Поднимет дирижер,
И сразу по приказу
Зальется дружный хор:

Трулюлю да труляля,
Траляля да тралала,
Честь и слава Тралиславу,
Трулялинскому хвала!
.........
Все таксисты - трулялисты,
Все шоферы - трулялеры,
Все студенты - труляленты,
Почтальоны - труляльоны.
А ребята - трулялята.
В Припевайске весь народ
Припеваючи живет!

Вот откуда видимо взяли термин "ребята-трулялята" для своей передачи "Радионяня" советские артисты юмористического жанра Лифшиц и Левенбук.
Стих этот - прямо-таки гимн пантеизму: все люди разного рода занятий - и палочка за компанию - исполняют в стройном хоре и едином экстазе общую Музыку Сфер.
От великого до смешного - один шаг: тут музыка лубочно-идиотическая, а вообще-то мог бы быть сюжет для весьма серьезной картины.
Будучи классе в четвертом, я очень усилил этот стих: Сралислав Срулялинский жил в Припердайске, в переулке Обос... и так далее, в том же духе.
Дети порой все понимают так как должно.
Уж низкий жанр - так низкий жанр...

пантеизм, детские книжки, язычество

Previous post Next post
Up