«C 20-го марта с.г. (1910г. по гр.л.ис.) среди старообрядцев-странников сильное смятение. Все пристани или, как их здесь называют, скиты опустели: насельники разбежались поголовно или развезены по новым местам. Главный Скит в нашем Чуровском приходе в д. Демсинах населен мужчинами-рабочими, и последние научены вводить в заблуждение, кого надо, относительно состава жильцов. Для дальних, бездомных и безродных арендована изба у крестьянина, стоявшего выше всякого подозрения относительно симпатий к бегунам. Словом, никаких видимых следов пребывания в д. Демсины «останцев благочестия», как бегуны себя и своих последователей величают, не осталось. Кто мог, убежал домой, не найдя «грядущаго града»; кто не в силах, укрылись в своих норах и болотах; и все ожидают лютого гонения за веру, которое поднимается против них слугами антихриста, т.е. правительственной властью. И не только в Демсинах, а и других селениях бегуны попрятались. Конечно, ни о каком гонении здесь на бегунов и речи нет, ни даже слухов местных. Селецкие беседы 1910 г. показали всем, что бегуны были на беседах равноправными собеседниками, хотя под личинами «останцев благочестия» скрывались Бог знает кто и откуда...Теперь и о Пинаеве известно здесь, что он был без паспорта. В беседе, наиболее опасной для них в смысле возможности законного преследования за анархизм, Пинаев вел себя очень осторожно, несмотря на то, что его противник Войкин старался всячески его разжечь, чтобы потом подвести его под ответ. Следовательно, опасаться ответственности за Селецкие беседы бегуны не могли и не должны. И могли бы быть в покое, а тут оказывается на пятах гонение.
Откуда, из-за чего?...
Оказывается, причина страха есть. Пинаеву в Перми не посчастливилось: пришло известие, что за резкие суждения о правительственной власти он арестован и предан суду. Но не это еще поселило страх в бегунах. Другое известие из Вологодского уезда, что в Зубове разорено гнездо бегунов, арестован П.И., бывший у нас на беседах, но хранивший все время безмолвие, а его паства водворена по местам этапным порядком. Вот это-то известие всколыхнуло и море жизни наших бегунов. Чем все это кончится, покажет будущее. Для нас, пастырей, отрадного в этом явлении мало. Конечно, бегуны не преминут и теперь вину гонения, если оно и будет, возложить на нас. К тому же бороться с подпольными врагами гораздо труднее, чем с открытыми. Да и преследование законною властью бегунов за их беспаспортность и за отрицательное отношение к гражданской власти истолкуется в пользу гонимой веры и даст возможность для темного люда окружить бегунство ореолом мученичества за веру истинную. Дай Бог, чтобы этого не случилось».
(«Переполох старообрядцев в Чуровском приходе». Священник Иоанн Белоликов, «Новгородские Епархиальные Ведомости» № 15-16, 1911 год.)
После гражданской войны на Верхней Печоре начинается активная проповедническая деятельность группы християн (13 человек) из Пермской губернии (Аристарх, Филатер, Евсевий, Никон, Ляга Степан, Ляга Илья и др.) во главе с Еварестом Евдокимовичем Пинаевым из с. Ильинское Чердынского уезда.
Проповедь Евареста нашла поддержку не только среди местных сторонников пустынничества, но и у определенной части беспоповцев и никониянского населения. Встретив в Усть-Щугоре решительное противодействие со стороны местных старообрядческих наставников, християне во главе с Еварестом, далее на север, вниз по Печоре не пошли...
http://kizhi.karelia.ru/library/ryabinin-1999/230.html Проповедь християнства усиливается с появлением там активного наставника - сына уральского торговца А.Е.Пинаева (Евареста), который впоследствии становится руководителем братства. После войны Еварест, его сподвижники Филарет (Сонников), Никон Степанович и другие ведут проповедь среди старообрядческого коми населения. Распространенной формой проповеди являлись диспуты (по-местному "беседы"), на которые съезжались наставники старообрядцев и християн из ближайших селений. На верхней Печоре в спорах участвовали гавриловцы, изамовцы, дырники и скрытники. Каждый наставник приезжал с книгами, споры принимали порой чисто схоластический характер вокруг какого-то уставного или догматического положения или сводились к вопросу об употреблении картофеля, сахара, конфет, вина.
Иногда диспуты кончались ссорами, некоторые из наставников уезжали обиженными еще до конца "беседы". Там, где имелись сильные старообрядческие наставники (например, в Курье) или сильные атеистические настроения в бедняцкой среде (в Пачгино молодежь на беседу пришла с гармошкой), Еваресту не удавалось добиться успеха...
..По сообщению А.А.Сусловой (Светлый Родник), И.С.Бурмантова (Бердыш), некий Савва (игумен осинских скитов) выступил против власти Евареста и примкнул к отщепенцам-противостатейникам. Его сторонник проповедник Изосим жил одно время в Гаревке и пытался привлечь к себе християн верхней Печоры.
В Курье он устраивал диспут с Еварестом, но успеха не добился и уехал обратно в Пермскую область...
...В 20-е годы християнство распространяется на селения по Ылычу, Покчу, Скал яп, Возино, Ко дач, Петрушино, Подчерье и ряд мелких деревень.
В селах и деревнях Усть-Уньинского и Курьинского сельсоветов Еваресту удалось привлечь на свою сторону население только Светлого Родника, Бердыша, Гаревки, частично Усть-Уньи.
http://www.tomovl.ru/komi/old_belief.html От матушки Галины мы записали рассказы о страшных временах и гонениях за веру. С благодарностью она вспоминает о матери: «Хорошо, что родители нас не уморили, а многие очень примерли. Дети с оконниц снег брали, чтобы поесть. Эварест нас убедил, и все пошли в странства: гонение было такое страшное: всё разрушили, побили, книги пожгли. Старушечьи речки были - так называли, там старушки жили ... по мысам - Гришина речка, Максимова. На каждом мысу избушка. Детей увозили, хотели сами себя заморить, узнали, что конец жизни скоро. Ничего не было, соли не было, хлеба не было». В соседней деревне Талово, от местных жителей мы услышали продолжение этих рассказов: «Гоненьё было, кильи разрушили, много заморили людей из этой веры. Иконы бросали, топтали».
Е. М. Сморгунова. Старец Никита Семенович и догматика бегунства. (по рукописям пермской коллекции МГУ) На Верхней Колве и Печоре главой бегунства был признан Еварест Евдокимович (в миру Архип Евдокимович Пинаев). Он владел большой библиотекой, собрание которой едва умещалось на нескольких подводах...
...Был заброшен в сталинские застенки Еварест Евдокимович
Пермский телеграф Независимая газета. Пермь 1991. 6. Ю. К. БЕГУНОВ, А. С. ДЕМИН и А. М. ПАНЧЕНКО Отчет об археографической экспедиции в верховья Печоры и Колвы в 1959 г.
http://www.pushkinskijdom.ru/Portals/3/PDF/TODRL/17_tom/Begunov_Demin_Panchenko/Begunov_Demin_Panchenko.pdf PS Вчера (20.11.2012) матушка рассказала, что к ним приехал 90-летний дед с Печоры, чтоб получить святое крещение, который помнит Евареста Евдокимовича. Иначе как святым, Евареста Евдокимовича, он не называл.
http://iphs.livejournal.com/13808.html PS2 В Троицко-Печорском районе, насколько знаю, все скрытники поселились в поселке Скаляп, это в основном женщины пожилого возраста. Они, кстати, имеют тесную связь со своими вятскими единоверцами, которых в Кировской области много.
http://www.rusvera.mrezha.ru/478/7.htm Поселение сектантов-скрытников обнаружено в глухой тайге в деревне Скаляп Республики Коми во время досрочной переписи населения. Как сообщили в Госкомстате республики, в поселении живут три женщины.
Переписчикам удалось зафиксировать лишь пол и место жительства сектантов. Получить какие-либо иные данные у них не удалось, так как скрытники живут обособленно, без прописки и соответствующих записей в сельской администрации. Более того, женщины не идут ни на какие контакты с другими людьми, отказываются получать пенсии и социальные выплаты.
Живут лишь тем, что положат им на порог сердобольные односельчане. По свидетельству местных жителей, окна их дома постоянно наглухо закрыты, а сами они выходят на улицу только по ночам.
http://www.demoscope.ru/weekly/2002/081/perepis06.php Несколько иная ситуация у бегунов, учение которых распространено в верхнепечорских деревнях [начиная от Возино (Вуктыльский р-н) до с. Покчи (Троицко-Печорский р-н)]. Здесь еще достаточно сильно сохраняются старообрядческие книжные традиции, что в значительной степени обусловлено тесными контактами местных старообрядцев со старообрядческими центрами Кировской и Пермской области.
http://samstar-biblio.ucoz.ru/publ/43-1-0-680