Одержимость / Whiplash (2014) Дамьен Шазель

Nov 30, 2014 03:28

«Я буду выкладываться, и поэтому нам лучше не встречаться». Эндрю, совсем ещё молодой парнишка, убеждён, что стать одним из величайших барабанщиков можно только отдавшись любимому делу целиком, без остатка. Не удаётся держать темп, не хватает скорости? Нужно часами стучать палками по барабанам, пока не заляпаешь всю установку кровью. Быть лучшим - это жертва, а не дар.

Как можно было докатиться до такой жизни? Джазовый оркестр консерватории Шеффера - лучший студенческий коллектив Америки, сюда не берут случайных людей. Студента первокурсника замечает гроза учебного заведения - сам Терренс Флэтчер, известный своим буйным нравом и безупречной репутацией мастера, способного раскрывать таланты. Несколько подбадривающих фраз со стороны маэстро перед первой репетицией и Эндрю сразу расцветает, попадает в зону комфорта. После первых тактов, однако, в него летит стул. «Если ты намеренно портишь мне звучание, то я зарежу тебя как свинью!» - орёт на ошеломлённого юношу Флэтчер и начинает хлестать его по щекам, выдавая унизительные побои за урок ритма. «О, господи, нет. Это что…скупая мужская слеза? Я что, твою мать, похож на двойную радугу?!» Только вздохнул полной грудью, почти дотянулся рукой до облаков, но был сброшен на землю уверенной дирижёрской рукой. Не просто сброшён, а раздавлен, втоптан в грязь. И есть лишь одна возможность реабилитироваться - работать над собой и стать лучше. Значительно лучше. Ещё лучше!

Не слушайте этих скучных ударников и джазменов, которые укажут вам на то, что техника Майлза Теллера, сыгравшего Эндрю, оставляет желать лучшего. Они совсем ничего не понимают в кино, раз считают, будто подобные вещи имеют значение. «Одержимость» - это кино не о музыке, а о том, насколько далеко человек способен зайти, чтобы добиться своего. И, конечно, в таком контексте можно обсуждать не только главного героя, но и его полусумасшедшего наставника, убедительно воплощённого на экране Дж.К. Симмонсом. Жестокий, лишённый даже намёка на чувство сострадания, готовый ради идеи губить чужие жизни, он - настоящий фанат своего дела. «Нет в нашем языке слова вреднее и опаснее, чем "молодец"». В фильме несколько раз прозвучит история о том, как Джо Джонс запустил в Чарли Паркера тарелкой во время одного из выступлений, после чего тот удалился под смех всего оркестра. Возможно, именно этот случай, именно «жажда всем доказать» и сделала Паркера тем, кем он является? Выдающийся саксофонист умер молодым и в нищете, но навсегда вписал своё имя в историю джаза. И Эндрю такая судьба, судя по всему, не пугает.

Несмотря на то, что музыка у режиссёра и сценариста Дамьена Шазеля - это лишь инструмент, с помощью которого мы вскрываем суть одержимости идеей, «Whiplash» - самый музыкальный фильм последних лет. Вы непременно поймаете себя на том, что помогаете Эндрю отбивать ритм лёгким потряхиванием руки или ноги. Его напряжение передастся вам, чтобы к финальной сцене достигнуть пика и взорваться с финальными аккордами. Забудьте о том, что фильм был обласкан критиками на «Санденс», это не обычная инди-пустышка для хипстеров, а настоящая большая драма, универсальное кино «для всех». 

Шазель, кино 2014

Previous post Next post
Up