скрин с яндекс картинок
«Не убий» (Исх. 20: 13)
Тогда говорит ему Иисус: возврати меч твой в его место, ибо все, взявшие меч, мечом погибнут». (Мф. 26: 52).
Спрашивали его также и воины: а нам что делать? И сказал им: никого не обижайте, не клевещите, и довольствуйтесь своим жалованьем. (Лк. 3: 14)
Мы живём в удивительном по своему лукавству мире. При колоссальных научно-технических достижениях я вижу столь же колоссальную апостасию. «Современная цивилизация в лице большинства её влиятельных деятелей или грубо отвергает Христа, или вежливо не обращает на Него внимания, в то же самое время принимая большей частью те самые принципы и идеи, которые Он подверг осуждению и от которых отказался»,- это слова И.И. Сикорского, актуальные, как никогда.
Заповедь Христа чётко говорит: «Любите друг друга». В мире Любви нет места горю, страданиям, утрате матерью сына на…войне. Не думаю, что найдётся хоть один из честных христиан (даже если он воин), который может представить себе Христа с автоматом, стреляющего по врагам. Хотя в Евангелиях воины встречаются, и негативного, осуждающего отношения к этой земной профессии мы там не найдём.
Единственная война, о которой говорит Господь - это духовная, против своих страстей, пороков, «духов злобы», Дьявола. И по ап. Павлу, война - это прежде всего борьба с грехом, мирскими соблазнами, искушениями плоти, ибо христиане «… хотя и от плоти, не по плоти воинствуем; оружия воинствования нашего не плотские».
Это - фундаментальная основа для аскетов-отшельников, которые выбрали путь радикального выхода из милитаристского мира.
То, что мы живем не в мире христианской Любви, сострадания, милосердия, прощения - очевидно.
Да, слов об этом говорится очень много, но только слов. Будем честны. После искупительного подвига Христа, человечество не стал милосердней, справедливей и т.д. Да и потом, как объяснить,факт того, что со всемирным распространением христианства, взаимное истребление человеком человека, не только не утихло (а на земле «воцарился мир»), а наоборот возросло? Войны стали более масштабными (первая и вторая мировая война), а последствия от них, для мирного населения чудовищнее!
Нас бросает из крайности в крайность, а милитаристские анахронизмы прошлого всё также будоражат воображение. Ветхозаветный принцип: «свой - чужой», принимается, как и в древности, на веру. И вера эта очень проста. Война против «чужого» - всегда была, есть и будет. И эта война «священна». Война неотъемлемый атрибут нашей общей печальной истории и непростой безблагодатной жизни. «Всему свое время, и время всякой вещи под небом... время убивать, и время врачевать; время разрушать и время строить; время войне, и время миру» (Еккл. 3, 1, 3, 8). Войны не прекратятся до Второго Пришествия Христа, когда Он очистит землю от всякого зла (Откр. 19), которое есть причина войн, голода, болезней и всех бедствий. Это даёт серьёзные «козыри» христианским апологетам милитаризма.
Господь Иисус Христос предупреждал, что войны будут сопровождать нас на всём пути земного существования человечества: «Также услышите о войнах и о военных слухах. Смотрите, не ужасайтесь, ибо надлежит всему тому быть, но это еще не конец» (Мф. 24: 6).
«Грехолюбие и злолюбие, а через них самолюбие создает войны между людьми, между народами, между царствами…грех при конце мира будет употреблять самые свирепые войны между людьми и народами, чтобы посрамить Христа и его немощь. И маловерные люди будут спрашивать: как же Христос - Бог, когда Его учение не может овладеть миром, устранить войны, чтобы воцарился мир между людьми и народами? Страхи и ужасы войн, по диалектике режиссера войн, будут употреблены со стороны христоборцев, как доказательства немощи Христа и христианства. Это соблазнит многих. Спаситель предупреждает об этом Своих последователей: Смотрите, не ужасайтесь; ибо надлежит всему тому быть. Надлежит? Да, ибо размноженное среди людей и взбесившееся зло должно проявиться через людоедские войны… Спаситель говорит о войнах как о чем-то, что Его последователи не вызовут, но от чего они будут страдать. Им не следует вызывать войны; если войны постигнут их, они должны им противопоставить свои евангельские добродетели: веру, молитву, терпение, кротость, милосердие, любовь, пост и остальные. Ибо так по-евангельски ведется война против войны, против греха, против диавола. Наша брань не против крови и плоти, но против начальств, против властей, против мироправителей тьмы века сего (Еф. 6: 12)», - писал преп. Иустин (Попович).
Христианство говорит о жизни данной человеку Богом, как о высочайшем, бесценном даре, НО … возобладавшее в церкви мнение святителя Афанасия Великого сказавшего: «Непозволительно убивать: но убивать врагов на брани и законно, и похвалы достойно», - уже вносит некое сомнение в первое утверждение. (Как сказал умный человек, всё что тебе говорил человек до слова «но» и как бы не убедительными звучали его слова - больше не имеет смысла. Он тебе лгал).
Безусловно древние апологеты милитаризации христианства не могли «рубить с плеча», как это делается сегодня.
См. Димитрий Смирнов об освящении ядерного оружия.
Click to view
Вопрос был поставлен таким образом: «Может ли война, например, оборонительная, быть справедливой»? Одним словом, проблема милитаризации христианства становится проблемой не отдельного человека - его выбора, совести и т.п., а проблемой социума. Духовным испытанием для всей христианской экклесии. А поскольку война есть следствие неустранимой человеческой греховности, то избежать её не получится. Следовательно, господствующей церкви, которая на протяжении всей своей земной истории выстраивала отношения с государственной властью, было необходимо выработать концепцию объясняющую (и снимающую вину со своих рядовых членов), почему христианин должен убивать!
Но «отцы церкви» не были бы Её «отцами», если из проповедников религии Любви, в открытую стали бы проповедниками религии «справедливой», «священной» войны.
Найти сбалансированное решение этой проблемы - очень непростая задачка. Помимо всего, нужно было найти и того, кто несёт ответственность.
продолжение следует...
P/S.
Если Вам понравилась статья, пожалуйста, поддержите автора!
Карта Сбербанка - Maestro - 639002409005165739
WebMoney:
WMR - R927455974319
WMZ - Z052571215512
Спаси Христос!