Сергиев Посад: Тайная история мощей преподобного Сергия Радонежского

Feb 12, 2014 21:42

Вскрытие мощей преподобного Сергия Радонежского советской властью

image Click to view


http://youtu.be/an4QTu4UvRw

Нашел интересную статью в журнале "Татьянин день". Это интервью с внуком Павла Флоренского, игуменом  Андроником (Трубачевым). Заинтересовала она меня тем, что неожиданно для себя, я наткнулся на информацию, которая меня потрясла. Привожу это место полностью.



В 1919 году братия была выселена из Лавры и уже не имела доступа к мощам преподобного Сергия, которые продолжали находиться в Лавре. И когда приехал представитель наркомата юстиции Галкин, бывший священник, чтобы забрать мощи, отец Павел и граф Олсуфьев, боясь, что мощи могут пропасть, по благословению патриарха отсекли голову преподобного Сергия и заменили ее на голову одного из князей Трубецких, которые были погребены под Троицким собором.

Глава была перенесена в дом Олсуфьева, где находилась до 1926 года. Потом ее перевезли в Люберцы. Во время войны она находилась в храме Владимирской Божией Матери села Виноградово под городом Долгопрудный и оказалась в нескольких километрах от линии фронта.

- Известно, что отец Павел Флоренский записал обстоятельства перемещения главы преподобного Сергия на древнегреческом языке. Это семейное предание? Вы сами видели листок. На котором все было записано?

- Предание - это то, в чем слишком нет уверенности. Об обстоятельствах перемещения главы преподобного известно из рассказа сына отца Павла, Кирилла Павловича. Он сам видел этот листок и спрашивал меня, не находил ли я его. Но сам я листок не видал.

Но могу предположить, кто его перевел. У отца Павла Флоренского была замечательная духовная дочь - Елена Митрофановна Гливерова, из дворянского семейства Гливеровых. Она закончила классическую женскую гимназию госпожи Фишер в Москве и знала древнегреческий язык. После того, как отсидела в лагере, она жила какое-то время в доме отца Павла и, скорее всего, и перевела записи отца Павла.

- А что происходило с мощами преподобного?

А мощи преподобного Сергия с головой князя Трубецкого оставались в Лавре. Распоряжение забрать мощи не было выполнено. Наркомат юстиции Галкин написал, что это невозможно и перенос мощей нужно отложить до другого времени по причине обстановки: он боялся, что произойдет крестьянское восстание.

- Бунт действительно был возможен?

- Сейчас трудно судить.

А потом религиозная кампания по вскрытию мощей затухла. В 1920 году на территории Лавры был организован историко-архитектурный музей, а в 1928 году он был переименован в антирелигиозный. Мощи преподобного Сергия должны были быть выставлены как экспонат - один из главных культовых предметов, благодаря которому духовенство якобы эксплуатировало население.

Мощи были перенесены в Никоновский придел Троицкого собора и поставлены так, чтобы из можно было обходить.
В 1941 году, когда началась война, вместе со всеми экспонатами музея они были эвакуированы в Соликамск (Молотов) на специальном поезде, на котором эвакуировали и ценности Исторического музея.
В 1944 году они были возвращены в музей со всеми экспонатами, а в 1946-м передана в распоряжение Лавры, где начала возрождаться монашеская жизнь. Наместник Лавры, отец Гурий, и архимандрит Иларион вернули главу преподобного и внесли мощи в Успенский собор в Великую субботу, 20 апреля. А 21 там была отслужена первая за неcколько лет литургия.

Первое время они находились там, где сейчас стоит рака преподобного XVI века, у правого клироса. А когда в 1948 году Лавре передали Троицкий собор, их переместили туда. Все это подробно описано в моей книге "История закрытия Троице-Сергиевой Лавры и судьба мощей преподобного Сергия в 1918-1946 годах" (издана в 2008 году).

P/S.

СВЕДЕНИЯ
по делу о вскрытии большевиками мощей Св. Сергия Преподобного
в Троицке-Сергиевской лавре, близ Москвы

В No 82 издаваемой в Москве газеты Российской коммунистической партии "Правда"  от 16 апреля 1919 года приведен под заглавием "Святые чучела" протокол вскрытия мощей Сергия Радонежского 11 апреля 1919 года.

Протокол этот, судя по его содержанию, носит официальный характер и начинается с перечисления всех лиц, присутствовавших при этом новом неслыханном еще проявлении кощунства большевиков над религиозным чувством православного народа.

В присутствии президиума и членов местного губернского исполкома, представителей партии коммунистов, членов "технической комиссии по вскрытию мощей", представителей волостей и уездов, врачей доктора медицины Ю. А. Гвоздикова и доктора И. П. Попова, представителей Красной армии, верующих, членов профессиональных союзов и духовенства была разобрана рака  с мощами Св. Сергия Радонежского в Троицко-Сергиевской лавре близ Москвы. В 20 час. 50 мин. по приказанию председателя Сергиевского исполкома финна Ванханена один из иеромонахов (Иона) и игумен лавры вынуждены были приступить к кощунственному акту вскрытия мощей одного из наиболее чтимых святых угодников Православной церкви. Те, которые посвятили свою жизнь молитве Преподобному Сергию, должны были во исполнение приказания большевистского комиссара в течение около двух часов собственными руками разбирать покровы и мощи Св. Сергия, который более пятисот лет тому назад благословлял русский народ на борьбу с тяжким татарским игом во имя спасения и объединения. А теперь большевистская власть покусилась на покой святых останков великого молитвенника земли русской, к мощам которого одно столетие за другим стекались со всех концов православного мира миллионы богомольцев для поклонения и благоговейной молитвы. Даже в советской газете "Беднота"  проглядывает то возмущение, с которым отнеслись к этому духовенство и народ.

У стен монастыря собралась огромная толпа, а в самом храме, где покоились мощи, шло непрерывное бдение среди богомольцев, спешивших в последний раз приложиться к мощам, повсюду слышались рыдания и возгласы "мы веровали и будем веровать!", а в это время в пределе храма устанавливался кинематограф, и, несмотря на все протесты, кощунственный акт вскрытия мощей приведен в исполнение. В 22 часа 30 мин. позорное дело было закончено.
Протокол, скрепленный более 50 подписями, кончается указанием на то, что вскрытие мощей сопровождалось киносъемкой. Имеются указания, что это не единичный случай вскрытия мощей, для чего, как видно из изложенного протокола, и организована даже специальная "техническая комиссия вскрытия мощей". Так, в Ельце уже показывалось в кинематографе вскрытие мощей Преподобного Тихона Задонского.

Из Ярославля сообщают, что в кафедральном соборе вскрыты мощи ярославских чудотворцев благоверных князей Василия и Константина, а в Спасском монастыре "князя Федора" и чад его Давида и Константина. По сообщению газеты "Беднота", вскрыты и обследованы мощи двух угодников: Макария Жабинского, покоившиеся в Жабинской пустыне, в трех верстах от гор. Белева Тульской губернии, и схимника Дмитрия, находившиеся в Георгиевском соборе в Юрьеве Владимирской губернии. После обследования мощи уничтожены.

Кощунственным актом руководили местные комиссары.

http://radiowiki.ru/wiki/%D0%94%D0%B5%D0%BB%D0%BE_%E2%84%96_46

религия, история, преп. Сергий (Радонежский), православие в России, Сергиев Посад

Previous post Next post
Up