Наиболее дебатируемый вопрос новейшей истории в ходе христианско-иудейской дискуссии - это то, в какой степени христиане и Церковь несут вину за Холокост.
Папа Римский Франциск намерен открыть исследователям доступ к секретным документам 1930-х - начала 1940-х годов, связанным с темой Холокоста. Об этом, как написала в среду газета
"НГ-Религии", сообщила британская Sunday Times.
Опубликовать данные о действительных взаимоотношениях Святого Престола и руководства нацистской Германии еврейские организации требуют на протяжении уже нескольких десятков лет. Память о понтифике Пие XII, обошедшем молчанием уничтожение евреев, осложняет отношения Израиля и Ватикана. Критики Церкви говорят о Пии как о "гитлеровском понтифике", верующие - в связи с другими обстоятельствами - настаивают на канонизации этого Папы.
Папа Пий XII. Святой подвижник? Или жесткий прагматик, замалчивавший преступления нацистов? Фото Libreria Editrice Vaticana
Вице-президент Всемирного еврейского конгресса Рональд Лаудер с воодушевлением встретил известие об открытии архивов. "Это потрясающая новость, если сведения верны. Открыть архивы очень важно, чтобы прояснить факты прошлого. Папа Франциск - большой друг еврейского народа", - сказал он.
А по словам аргентинского раввина Абрахама Скорки, друга нынешнего Папы, понтифик мечтает о совершении совместной с иудеями молитвы на Святой земле, что показало бы всему миру готовность двух религий к сближению. Решение об открытии архивов может быть как раз приурочено к поездке главы Ватикана на Святую Землю, которая намечена на май нынешнего года.
***
Как считают сами евреи (а ознакомится с их мнением в этом вопросе, крайне необходимо для понимания "цугцванга" в который попал папа Франциск) - тема Холокоста, принципиально не должна отрываться от темы антисемитизма, являющегося его изначальной первопричиной. А антисемитизм в своей исторической основе, имеет традиционно-христианскую теологию (см. книгу Элиэзер Беркович под названием "
Вера после Катастрофы)
Теперь, что касается роли и "преступлений" папы Пия XII (как их понимают евреи)
В 1942 году геноцид еврейского народа был уже в разгаре. Личный представитель американского президента запросил государственного секретаря Ватикана о том, есть ли у папы какие либо предложения о мерах по мобилизации общественного мнения цивилизованного мира против нацистского варварства. В официальном ответе было сказано, что сообщения о действиях против евреев достигли Ватикана, но подтвердить их не оказалось возможным. Другое важное лицо намекнуло, что папа полон беспристрастной любви ко всем народам и именно поэтому вынужден вести себя с большой сдержанностью.
В апреле 1944 года, когда решалась судьба четырехсот тысяч венгерских евреев, великий папа по-прежнему хранил мудрое молчание. Венгрия - в основном католическая страна. Если бы Ватикан занял тогда твердую позицию, многое можно было бы сделать. Подпольный Комитет беженцев прямо попросил папу вмешаться: объявить, что участники депортации евреев в лагеря смерти будут отлучены от церкви. Уклончивый ответ был послан регенту Венгрии с двухмесячным опозданием ...
Незадолго до праздника Песах 1942 года один уважаемый раввин обратился к архиепископу Словакии, с которым был знаком в лучшие дни, с просьбой повлиять на Тиссо - его бывшего личного секретаря. Раввин говорил только об угрозе депортации. Архиепископ же, с характерной христианской любовью, решил просветить его насчет истинной судьбы, ожидавшей евреев в Польше: "Это не просто депортация. Там вы не умрете от голода и лишений, там они (немцы. - Э.Б.) убьют вас всех, старых и молодых, женщин и детей, всех в один день. Это наказание вам за смерть нашего Спасителя. Вам остается только одна надежда: всем перейти в нашу религию. Тогда я добьюсь отмены этого указа".
Осенью 1944 года Вайсмандель вместе со своей семьей и сотнями других евреев оказался в пересыльном лагере перед отправкой в Освенцим. Вайсмандель сбежал, и ему удалось добраться до резиденции папского нунция. Он описал его преосвященству условия, в которых жили люди в лагере, и попросил представителя Ватикана немедленно вмешаться в планы Тиссо. Нунций ответил: "Сегодня воскресенье. Ни я, ни отец Тиссо не занимаемся в святой для нас день будничными делами". Когда потрясенный Вайсмандель сказал, что смерть детей отнюдь не будничное дело, священник заявил: "Не существует невинных еврейских детей. Все евреи виновны. Вы должны умереть. Это наказание за ваш грех" (убийство Иисуса Христа).
Итак, Гитлер считал, что "евреи виновны" по расовым соображениям, архиепископ и папский нунций - по религиозным. На практике все сводилось к одному: убийствам. Да, не все христиане так думали. Но многие высокопоставленные сановники церкви разделяли эти убеждения и способствовали тому, что "божьи слуги" превратились в активных пособников злодеев.
Как считают евреи - такое отношение к судьбе народа отняло у христианской церкви право претендовать на духовное руководство народами.
P/S. Религиозно-мировоззренческая суть духовной проблемы - как она видится евреями.
"Ясно, что западная цивилизация - это в основном христианская цивилизация. С духовной точки зрения Катастрофа - скорее крах христианства чем еврейства. Не приходится сомневаться, что без вековечной ненависти, проклятий, унижений, преследований, которые обрушивались на еврейский народ в христианских странах, Катастрофа не была бы возможна. Такие громадные ресурсы ненависти просто не могли накопиться в первоначально небольшой группе нацистов. Гитлер был прав, когда на встрече с двумя представителями высшего духовенства в апреле 1933 года объявил, что "он всего лишь хочет более эффективно осуществить то, чего так долго добивалась церковь". Он утверждал, что, преследуя евреев, "служит общему делу". И трудно было ему возразить.
Нам, евреям, совершенно неинтересен волнующий христиан вопрос о том, кто казнил Иисуса. Очень многих хороших людей убивали на протяжении истории. Сотни тысяч благороднейших, невинных людей погибли в христианских странах. Но Иисус был для христиан Богом. Что ж, каждый может верить в своих богов. Но довольно нагло требовать, чтобы все народы верили в христианского бога. Навязывать другим свои догмы - варварство. Преследовать людей за то, что они осмеливаются иметь другую веру, - жестоко. Не существует убеждений, которыми оправдывают бесчеловечность. Обвинение в убийстве Христа - позор христианства. Он не смоется до тех пор, пока церковь полностью не снимет свои обвинения.
Был один святой христианин, который понимал это, - папа Иоанн XXIII. Перед смертью он составил молитву для чтения во всех католических церквах. Он назвал ее "Акт раскаяния":
"Мы сознаем теперь, что многие века были слепы, что не видели красоты избранного Тобой народа, не узнавали в нем наших братьев. Мы понимаем, что клеймо Каина стоит на наших лбах. На протяжении веков наш брат Авель лежал в крови, которую мы проливали, источал слезы, которые мы вызывали, забывая о Твоей любви. Прости нас за то, что мы проклинали евреев. Прости нас за то, что мы второй раз распяли Тебя в их лице. Мы не ведали, что творили".
Папа Иоанн XXIII умер прежде чем успел ввести эту молитву в литургию. Она закопана теперь в архивах Ватикана. В тот день, когда ее станут читать с амвонов, появится надежда на духовное исцеление христианства".
по материалам:
ЧЕЛОВЕК И РЕЛИГИЯ В СОВРЕМЕННОМ МИРЕ
Выпуск 129/2014-01-29