Дух древнего монашества Ч XI

Feb 12, 2013 14:47


Следующий рассказ Григория Великого повествует не столько о Мартирии, «великом угоднике Божием», сколько о силе «крестного знамения, произведенном не прикосновением, а верою». Я уже ранее в некоторых постах писал, что христианский Крест является мощнейшим Символом победы Христа над грехом, царством ада и смерти. Конечно, этот символ христианства был хорошо знаком и в древнейших религиозных системах, где он являлся символом огня или солнца (см. http://iov75.livejournal.com/2198138.html, http://iov75.livejournal.com/2210276.html - В мире Символа - История развития формы Христианского КРЕСТА Ч I и Ч II).

Однако, христианство переосмыслило и одухотворило эту сакральную идею древнего человека. Помните, Христос - Солнце правды. «А для вас, благоговеющие пред именем Моим, взойдет Солнце правды и исцеление в лучах Его». (Мал. 4:1-2) «Восстань, светись Иерусалим, ибо пришел свет твой, и слава Господня взошла над тобою. Ибо вот, тьма покроет землю, и мрак - народы, а над тобою воссияет Господь и слава Его явится над тобою. И придут народы к свету твоему, и цари к восходящему над тобою сиянию» (Ис. 60:1-3). Итак, Христос - «Свет, превосходящий солнечное сияние» (Деян. 26:13). Христос сказал о Себе: «Я свет миру». «Последовавшие за Мною не будут блуждать во тьме».

Христиане, исповедующие Христа Сыном Божиим и осознающие смысл его искупительной жертвы, воспринимают Крест, как нечто более глубокое (принцип сакральной и открывшейся Двери, тесными вратами, путём страдания, но ведущего в Царство Божие). В притче Христос говорит: «Истинно, истинно говорю вам, Я есмь дверь, кто войдет Мною, тот спасется, и войдет и выйдет, и пажить найдет». Крест, который, был орудием позорной казни, благодаря Теопасхасису превратился в символ воскресения и вечной жизни, а именно в то, о чем поет пасхальный канон: "Смертию смерть поправ и сущим во горбех, живот даровав". Крест - как сакральный и абсолютно уникальный символ победы Добра и Света. Перед нами Символ, открывающий уникальный мир, наполненный таинственным ореолом божественной полноты (плерома) и тайны "будущего века".

На Кресте -- Христос обнимает весь мир (космический Христос) и призывает всех человеков в Царство Божие. Христос - восходящее солнце. Он будет восходить до тех пор, пока не достигнет зенита Своей славы, пока одержит полную победу над всеми силами зла, пока темная ночь греха и неверия не сменится вечным днем, пока весь мир и вся вселенная не преклонится пред Ним (Фил. 2:9-11).

Но, есть и ещё одно значение этого Символа - молитва и взгляд Христа ... на человека и ... за человека. Обожится и уподобится Христу. Здесь предел пульсирующей мистики и максимального напряжения всех человеческих ... нет, сверхчеловеческих сил ("без Меня не можете творить ничего") высочайшего аскета и великого подвижника. Никто не может настолько приблизиться к Христу и стать по настоящему Его искренним другом (что прекрасно осознавали древние отцы), если не поднимется на свою ... Голгофу. И только исполненный божественной Любви и божественного Сострадания взгляд Христа даст силы перенести эту боль ... молясь за своих обидчиков и палачей.

P/S. Крест для нас символизирует не факт жертвы, а готовность к самопожертвованию и к труду ради других, а не во имя своё. Стоит заметить, что против символики Креста резко ополчаются Свидетели Иеговы, несмотря на то, что они принимают ортодоксальную догматику в вопросе об "искуплении". Догматику "искупительной жертвы" принимают, а крест в качестве символа - отвергают. Бывает и так.
Центральным моментом в голгофских событиях, действительно, следует считать "нисхождение во ад", но также ещё и воскресение Христа, потому что оно является ступенью к будущему всеобщему преображению человеческой природы.
Что касается отхода христианских конфессий от ветхозаветных трактовок "кровавой жертвы", то тут ситуация очень неоднозначна, в двух словах не опишешь. Мостик, всё же, сложно перекинуть. В современном православии довольно популярна "органическая теория искупления", но она всё равно в центр распятие ставит, полагая, однако, его не средством удовлетворения "справедливости" Бога, а средством исправления повреждённой природы (http://www.rodon.org/qout-080715204842).

(продолжение следует … )

P/S. Под катом смотрите скан  древнего текста (древнеславянский)





монашество, история христианства

Previous post Next post
Up