Дух древнего монашества Ч VI

Jan 21, 2013 18:57

В продолжении поста Дух древнего монашества Ч V 

Следующий рассказ св. Григория Богослова, посвящен парамонарю церкви св. Стефана, по имени Константин. Рассказ начинается с повествования о чудесном превращении воды в лампадное масло (масло для лампад отсутствовало и св. Константин абсолютно не сомневаясь в Силе и Могуществе Бога, налил в лампады обычную воду). Лампады вспыхнули. При этом, Папа ссылается на хорошо знакомого ему епископа (имя не упоминается) и ещё знакомых ему благочестивых людей. За вопрос дьякона Петра: «...на какой степени внутреннего смирения стоял этот человек, творивший столь необыкновенные дела вовне»? Григорий Богослов, прежде всего, хвалит Петра: «Хорошо, что ты в чудотворениях стараешься дознать душевные свойства человека...».
Действительно, как и ранее так и сейчас - чудеса ради чудес, мало интересуют слушателей или редких читателей. «И приступил к Нему искуситель, и сказал: если Ты Сын Божий, скажи, чтобы камни сии сделались хлебами. Он же сказал ему в ответ: написано: «не хлебом одним будет жить человек, но всяким словом, исходящим из уст Божиих». (Мф. 4: 3-4). В ответе Господа весьма интересным представляется его утверждение, что не «хлебом единым будет ». Слово - означающее будущее! Из Священного Писания мы знаем о том, что Господь применял Свою Божественную власть (при умножения хлебов для 5.000 и 4.000 тысяч голодных людей (Мф. 14: 15-20; 15: 32-38), при первом и втором чудесном улове рыб (Лк. 5: 1-11; 21: 1-11), при претворение воды в вино (Ин. 2: 1-11)) для пропитания и накормления людей, но никогда для Себя. Более того, в 6 главе евангелист и апостол Иоанн Богослов показывает нам всю безнадежность и бессмысленность попыток построения царства «сытых внешним хлебом», но нравственно и духовно несостоятельных людей». Тогда люди, видевшие чудо (насыщения хлебами - прим. мое), сотворенное Иисусом, сказали: это истинно тот Пророк, Которому должно придти в мир. Иисус же, узнав, что хотят придти, нечаянно взять Его и сделать царем, опять удалился на гору один …Иисус сказал им в ответ: истинно, истинно говорю вам: вы ищите Меня не потому, что видели чудеса, но потому, что ели хлеб и насытились. Старайтесь не о пище тленной, но о пище, пребывающей в жизнь вечную, которую даст вам Сын Человеческий; ибо в Нем положил печать Свою Отец, Бог…Но это сказали Ему: какое же Ты дашь знамение, чтобы мы увидели и поверили Тебе? Что Ты делаешь? Отцы наши ели манну в пустыне, как написано: «хлеб с неба дал им есть» (Псал. 77:24). Иисус же сказал им: истинно, истинно говорю вам: не Моисей дал вам хлеб с неба, а Отец Мой дает вам истинный хлеб с неба. Ибо хлеб Божий есть Тот, который сходит с небес и дает жизнь миру…Я есмь хлеб жизни; приходящий ко Мне не будет алкать, и верующий в Меня не будет жаждать никогда…Я есмь хлеб жизни. Отцы ваши ели манну в пустыне и умерли…Я хлеб живый, сшедший с небес; ядущий хлеб сей будет жить вовек; хлеб же, который Я дам, есть Плоть Моя которую Я отдам за жизнь мира». Для будущего «народа Божьего», свободных и любящих Господа людей сознательной, чистой и искренней любовью, нужно будет не «хлеба и зрелищ», а Слова и Правды Божией, начало которых полагается, реализуется и осуществляется уже здесь на земле в Его Святой Церкви. «Может ли Бог создать такой камень, который Он не сможет поднять? Может! Этот камень - Человек! Без меня, меня спасти Бог не может. Это и есть «камень», который Бог создал, но просто взять и поднять как «игрушку» Он этот камень не может. Адам - «прах земной», «земля», «камень». Величайшее чудо - претворения «каменных сердец» человеческих в сынов и друзей Божиих, посредством причащения Небесным и Живым Хлебом - безвольная и утратившая подлинную свободу духа тварь понять не может. Величайшее ЧУДО - это духовно-божественное преображение человека, Обожение.
«Потом берет Его диавол в святой город, и поставляет Его на крыле храма, и говорит Ему: если ты Сын Божий, бросься вниз; ибо написано: «Ангелам Своим заповедает о Тебе, и на руках понесут Тебя, да не преткнешься о камень ногою Твоею». Иисус сказал ему: написано также: «не искушай Господа Бога твоего» (Мф. 4: 5-7). Господь хочет от нас только свободной любви, ему не нужна лжевера, парализованная «чудесами» воля человеческая. Человек пал свободно, а, следовательно, и восстать должен свободно, в свободной любви к Богу. «В свободном избрании людьми Бога - смысл мировой истории». (Бердяев). Истинное чудо - это свободная и непорабощенная вера. Кто-то из русских мыслителей сказал, что «бунтуют против Бога рабы Божии, а дети Божии любят Бога».
Но вернёмся к рассказу. «Как скоро молва о святости Константина далеко распространилась, множество народа из разных областей начало приходить с нетерпеливым желанием видеть святого». Стоит остановится на весьма скромном описании внешности св. Константина. «Ростом святой был очень мал, на вид худ и лицом весьма невзрачен». Интересен, один фрагмент рассказа. Один человек наслышавшийся о святости Константина решил пойти и посмотреть на него. Когда ему показали на него «...то поселянин, видя пред собою этого малорослого и недоброзрачного служителя, не хотел думать, чтобы это был святой... Когда же многие подтвердили ему, что это действительно знаменитый святой, он неуважительно и насмешливо сказал: «Я думал видеть важного человека, а этот и на человека-то не похож». Лишь только услышал эти слова св. Константин, тотчас оставил лампады, которые оправлял, быстро и с радостным видом подошел к поселянину, заключил его в свои объятия, с необыкновенною любовию начал его лобызать и от полноты сердца благодарил, что поселянин сделал о нем такой отзыв: «Один ты, - говорил святой, - сделал обо мне справедливый отзыв!»
«Душевные качества человека всего скорее познаются из того, как он переносит оскорбления от других. Ибо как гордые любят почет от других, так смиренные радуются своему унижению. Они остаются спокойны, когда другие презирают их, ибо видят, что мнение, составленное ими о самих себе, подтверждается и со стороны других», - заканчивает свой рассказ святитель Григорий Богослов.

(продолжение следует … )

P/S. Под катом смотрите сканы  древних текстов (древнеславянский)










монашество, история христианства

Previous post Next post
Up