Светлое многоэтажное будущее в романе Кадзуо Исигуро

Nov 12, 2017 09:00




Люди не равны. Установка современного мира: есть люди, которые являются биоматериалом, и есть избранные, ради которых все на свете и происходит. Описывая клонов в романе "Не отпускай меня", Исигуро показывает просто людей с другого уровня, так сказать, функционального. В конце концов у Олдоса Хаксли вообще все люди появляются из инкубатория и альфы, и гаммы, и дельты.

Антиутопия может быть написана по-разному. Но у этой антиутопии есть две черты. Она талантливо написана и она уже не выглядит антиутопией. Еще шаг и мы окажемся на пороге этого дивного нового мира.

Описание детских переживаний Кэт захватывает с первых страниц. Для меня было удивительно обнаружить, что не у всех эти описания находят отклик. Кто-то может открыть эту книгу и через несколько страниц закрыть. Я не говорю о людях, предпочитающих современные простые любовно-детективные романы и в основном в телевизоре. Нет, речь о читающих. Меня захватило.

Если просто описать сюжет, клонированных людей выращивают на органы в специальных интернатах. В одном из таких интернатов, в котором и взрослеет (а по факту выращивается) Кэт, воспитатели хотят доказать другим, что эти дети - люди. Они не хуже других и тоже могут творить. Они - не органы. Усилия опекунов ни к чему не приводят, кроме создания в интернате определенной атмосферы, которая, все-таки, похожа на нормальное детство. Потому что к ним относятся как к людям. Судя по всему, в других интернатах и этого не было. Зачем затрачивать усилия на биоматериал, проявляя по отношению к нему человечность?

"Да, во многом мы вас обманывали - не побоюсь этого слова. Но мы укрывали вас все эти годы, и мы дали вам детство. Люси, повторяю, желала вам добра. Но если бы мы ее послушались, от вашей счастливой жизни в Хейлшеме не осталось бы ничего. Посмотрите на себя сейчас! Я вот смотрю на вас и горжусь вами. Вы построили свою жизнь на том, что получили от опекунов. Вы не стали бы тем, чем стали, если бы мы не защищали вас. Вас не увлекали бы уроки, вы не уходили бы с головой в искусство, в словесность. Чего ради, если бы вы знали, какая участь ждет каждого из вас? Вы заявили бы нам, что все это бессмысленно, и как бы мы могли с этим спорить?"

Всё, сюжет исчерпан, а дальше начинается магия талантливого писателя. Обыденная жизнь, в которой люди, а это именно люди, принимают спокойно свою судьбу с "выемками" органов. Их смысл жизни и предназначение - быть органами для других. У них нет даже мысли о борьбе. Чуть-чуть при взрослении пометаться, осознав своё ближайшее будущее. В конце концов можно было сделать выбор в пользу самоубийства или "порчи имущества", пытаясь заразиться какой-нибудь болезнью. Ничего. Даже малости сопротивления - "эпсилон" группа. Нельзя сказать, что они довольны своим уделом. Но для проектирования и создания управляемого многоэтажного мира не обязательно, чтоб каждый его обитатель был доволен. Важно, чтоб принимал свой удел, причем даже без обещания загробной жизни. Даже этой человеческой малости (на самом деле, огромности) люди-клоны были лишены.

Эта обыденность, с которой дегуманизация проникает в нашу жизнь, выглядит устрашающе. Занимаясь своими повседневными делами, мы можем не замечать, как из-за бедности начинают отнимать детей, как массово внедряется расслоение наиболее резко по национальному признаку, потом проникая во все структуры и группы общества.

Обладая особой чуткостью, талантливые писатели предостерегают нас, в буквальном смысле слова пугают. Они, причастные тайнам, отливают свои слезы в книги о том, что беда близится. Еще чуть-чуть и "никто не придет назад".

"...Глядя на ваш танец, я видела совершенно иную картину. Я видела стремительно возникающий новый мир. Да, более технологичный, да, более эффективный. Новые способы лечения старых болезней. Очень хорошо. Но мир при этом жесткий, безжалостный. И я видела девочку с зажмуренными глазами, прижимавшую к груди старый мир, более добрый, о котором она знала в глубине сердца, что он не может остаться, и она держала его, держала и просила не отпускать ее. Вот что я видела. Это не были в точности Вы, не было в точности то, что Вы делали, я это понимала. Но я смотрела на Вас, и сердце обливалось кровью. Я навсегда это запомнила."

Метафизическая война, Литература

Previous post Next post
Up