"7 навыков высокоэффективных людей". Стивен Кови

Sep 23, 2018 12:40



Когда одна моя знакомая перешла с инженерной должности на должность руководителя, то ей коллеги порекомендовали первым делом ознакомиться с этой книгой. Поскольку она считается "Библией для управленца". И вправду, на неё периодически ссылаются многие современные авторы и бизнес-тренеры.

Эту книгу называют "классикой" бизнес-литературы, её называют мировым бестселлером (хотя не будем забывать, что слово "бестселлер" обозначает лишь тот факт, что книга хорошо продавалась), её называют "лучшей книгой по личностному развитию", и так далее. Регалий не счесть.

Но давайте посмотрим, что же у неё внутри...


Первое, на что я обратил внимание - это язык изложения. Он непрост, суховат, изобилует различными терминами. Складывается ощущение, что автор сознательно усложняет свою речь для того, чтобы казаться умнее. Например, самое употребляемое слово - это "парадигма", затем следует "синергия" и "синергитический", а только потом идут термины попроще, такие как "взаимозависимость".

Довольно много времени автор уделяет только лишь подготовке к изучению семи навыков - он сперва рассказывает о принципах, которыми следует руководствоваться и как-бы "настраивает" читателя, подготавливает его к основной части книги. Он рассказывает о видении, о сдвиге парадигмы (О! Опять!), о ресурсах... В общем, терминологии с избытком. Ну, и постепенно приходит непосредственно к изучению навыков.

Навык 1 - Будьте проактивны! Про проактивность сейчас написано в каждой книге о саморазвитии, говорится на каждом семинаре на эту тему. Только ленивый сейчас не использует это слово в своих поучительных речах. Но что же вкладывает Стивен Кови в это понятие?

Проактивность - это не значит, что нужно срочно куда-то бежать и что-то делать. Это не значит, что нужно сейчас же всё бросить и заняться именно своей жизнью и карьерой. Для Кови проактивность вполне осмысленное действие. Причём действие с последствиями. Это также значит, что за все свои действия (и бездействия) именно Вы и несёте ответственность. И принимаете последствия.

Навык 2 - Начинайте, представляя конечную цель. Куда уж проще-то? Поставил цель и иди к ней. Но автор предлагает заглянуть несколько глубже. Именно для этого Кови предлагает представить свои собственные похороны и "послушать" что говорят о Вас родные, коллеги, друзья. Тогда целью становится нечто большее, чем достижение кратковременного результата.

Ну, и нужно сказать, что подобный приём сейчас также часто можно встретить в деловой литературе - например, сходу могу вспомнить, что он описан в книгах Глеба Архангельского и Барбары Шер.

Навык 3 - Сначала делайте то, что необходимо делать сначала. А это о чём? Для меня этот принцип описывает приём тайм-менеджмента. Или, вернее сказать, правило определения приоритета. Разделите дела на срочные и долговременные, важные и второстепенные, а затем рассортируйте по квадратам - срочные и важные, долговременные и важные, срочные-неважные, и неважные-несрочные.

Понятно, что последние вообще можно исключить из своего графика. А вот что делать с важными-срочными и важными-долговременными? Я понял так, что Стивен Кови предлагает в первую очередь заниматься долговременными важными задачами, поскольку они принесут пользу в будущем. Акцент же на важных и срочных делах есть не что иное, как "затыкание дыр" (впрочем, их тоже нужно "закрывать"). И да, такой приём в тайм-менеджменте сейчас тоже часто используется.

Навык 4 - Думайте в духе "выиграл-выиграл". Ну а про этот принцип точно все знают. Вот только в жизни не часто он воплощается. Автор же на многих примерах доказывает жизнеспособность этого принципа - от бизнеса, до семейной жизни. И это не только разговор о компромиссах. Это и о том, как мы себе представляем этот принцип. Зачастую, ошибочно. Весьма поучительный раздел.

Навык 5 - Сначала стремитесь понять, затем быть понятым. И опять же, сейчас почти в каждой книге о саморазвитии есть глава об "умении слушать" и об "активном слушании". Игорь Манн, например, в своей книге " Номер 1" утверждает, что этот навык - один из самых сложных, но наиболее важных. Это также применимо как в личной жизни, так и в бизнесе.

Навык 6 - Достигайте синергии. Непростой для понимания навык, может быть, из-за излишней склонности автора к заумной терминологии. Но как я понял его, это прежде всего внутренняя целостность человека. Как у Чехова: "В человеке всё должно быть прекрасно..." - и тело, и душа, и ум, и эмоции. Только в целостном человеке будет сил достаточно, чтобы совершать что-то глобальное. Поскольку "Целое больше суммы частей". Мне же вспомнилась книга " Жизнь на полной мощности", которая отражает примерно такой же подход, но направлена скорее на ЗОЖ.

Навык 7 - Затачивайте пилу. Много различных баек ходит по интернету. В том числе и о том, как два лесоруба соревновались в том, кто больше повалит деревьев. Один работал без перерыва, очень устал, но проиграл, поскольку второй периодически останавливался для того, чтобы наточить свою пилу.

И опять я вспомню о том, что сейчас в бизнес-литературе об этом пишут довольно часто. Например, Максим Батырев свои " 45 татуировок менеджера" фактически заканчивает такой же мыслью - нельзя останавливаться на достигнутом, постоянно нужно совершенствоваться.

Итак, каков итог? Ребята, книга-то стоящая! Всё изложено по делу. Вода есть, много авторских рассуждений. Но много же приведено и примеров. Ну и всё-таки, огромным минусом для меня остаётся язык изложения. Может быть, конечно, это просто особенности моего восприятия на слух - я слушал аудиоверсию (некоторые главы переслушивал на два-три раза).

Но всё же я считаю, что это действительно очень сильная книга. И хотя все эти принципы не новы, так скажем, но на на некоторые из них я лично взглянул под другим углом. Эту книгу нельзя "проглотить" за раз - возможно, её нужно читать частями и эти части постепенно переосмысливать. Вот такое двойственное впечатление на меня произвели эти "7 навыков"...

Удачи Вам и успехов!

Личная эффективность, Лидерство, Книжный шкаф, Аудиокниги, 45 татуировок менеджера, Тайм-менеджмент, Психология

Previous post Next post
Up