Как я выбираю детские книги

Dec 14, 2012 08:00


Как вы решаете, какие книги приобрести вашему ребёнку? На что обращаете внимание? Читаете ли предварительно отзывы, смотрите иллюстрации? Идёте ли по проторенной дорожке и, не глядя, покупаете книги авторов, знакомых вам с детства? Либо стараетесь заново взглянуть на известные стихотворения для того, чтобы решить,хотите ли читать их своему сыну или дочке?

Сегодня я хочу поделиться с вами теми принципами, которыми руководствуюсь при выборе книг моему сыну.

Итак, на что я обращаю внимание:

1. Первое, разумеется, на текстовое наполнение книги. Стихи или рассказы должны отвечать нескольким критериям:

А) В них должна чувствоваться любовь к человеку (ребёнку). Они должны быть добрыми.

Вот, например, Юнна Мориц «Это просто интересно»

Это очень интересно, -
От кого река бежит?
Это очень интересно, -
Что в трамвае дребезжит?

Почему скворец поёт?
Почему медведь ревёт?
Почему один в берлоге,
А другой в гнезде живёт?

Это очень интересно, -
Кто деревья посадил?
Кто придумал крокодилу
Это имя Крокодил?

Кто назвал слоном Слона?
Это очень интересно, -
Кто Сазану и Фазану
Дал такие имена?

Это очень интересно -
Поглядеть на муравья,
Это очень интересно, -
Как живёт его семья?

Нелегко живётся ей,
Потому что меньше кошки,
Меньше мухи, меньше мошки,
Всех он меньше, муравей!

Это очень интересно, -
Где ночует стрекоза?
Это очень интересно, -
Почему молчит коза?
Это очень интересно, -
В барабан ли бьёт гроза?

Это, это же чудесно,
Что у всех, у всех детей
И у всех, у всех людей
На лице живут глаза!

Сравним со стихотворением Агнии Барто «Любочка»

Синенькая юбочка,
Ленточка в косе.
Кто не знает Любочку?
Любу знают все.

Девочки на празднике
Соберутся в круг.
Как танцует Любочка!
Лучше всех подруг.

Кружится и юбочка
И ленточка в косе,
Все глядят на Любочку,
Радуются все.
Но если к этой Любочке
Вы придете в дом,
Там вы эту девочку
Узнаете с трудом.

Она кричит еще с порога,
Объявляет на ходу:
- У меня уроков много,
Я за хлебом не пойду!

Едет Любочка в трамвае -
Она билета не берет.
Всех локтями раздвигая,
Пробирается вперед.

Говорит она, толкаясь:
- Фу! Какая теснота!-
Говорит она старушке:
- Это детские места.
- Ну садись,- вздыхает та.

Синенькая юбочка,
Ленточка в косе.
Вот какая Любочка
Во всей своей красе.

Случается, что девочки
Бывают очень грубыми,
Хотя необязательно
Они зовутся Любами.

Б) Они НЕ должны быть морализаторскими, разделяющими людей на хороших и плохих. В противном случае, они формируют у ребёнка чёрно-белое представление о мире, оценочное восприятие всех и вся.

В) Они должны иметь некий смысл, а не быть «ни о чём».

Г) Они должны будить фантазию и воображение. Не быть однозначными и плоскими. Напоминать игру.

Д) Вместе с тем, они не должны быть оторваны от реальности. Важна их связь с нашей обычной, повседневной жизнью.

В целом, это должны быть произведения, напоминающие душу ребёнка - искренние, открытые, в которых сквозит живой интерес, добрый юмор, фантазия.

2. Второе, безусловно, иллюстрации к книге. Прежде, чем купить книгу, я смотрю, какие к ней подобраны иллюстрации. В предыдущем посте я уже отметила художника Евгения Антоненкова - замечательного иллюстратора, который  смог очень точно передать настроения стихотворений Юнны Мориц в книгах «Крыша ехала домой» и «Лимон Малинович Компресс», а также Вадима Левина в книге «Глупая лошадь».




Замечательные книги с иллюстрациями Юрия Васнецова - например, «Радуга-Дуга» (русские народные песенки, потешки, прибаутки) и «Кошкин Дом» С. Маршака.




Отдельно выделяю прекрасные книги Владимира Сутеева - детского писателя и художника-иллюстратора.




Недавно открыла для себя иллюстратора Викторию Кирдий - очень она мне понравилась!




3.  Мне очень важно соответствие между текстом и иллюстрациями. Нередко автор текста создаёт иллюстрации к книге сам. Очень удачные примеры - Сюзанна Ротраут Бернер (серия «Карлхен») и Владимир Сутеев. Иногда создаются настоящие творческие союзы - как в случае с Юнной Мориц и Евгением Антоненковым или Джулией Дональдсон и Аксель Шеффлер (книги «Груффало», «Дочурка Груффало», «Улитка и Кит»).

4. Перед покупкой книги я обязательно читаю отзывы или, если до меня книгу приобрели мамы, с которыми я дружу, узнаю их мнение. Никогда не покупаю вслепую.

И напоследок хочу порекомендовать вам посетить Книжный Шкап Катерины Таберко ! У неё вы сможете найти информацию обо ВСЕХ детских книгах, имеющихся в продаже. Книги рассортированы по ценам, авторам. Можно просто брать и заказывать:) .

рекомендую, полезное, книги, что мы читаем, из детского

Previous post Next post
Up