(Фото В. Фиофилактовой)
У меня всегда было некоторое напряжение с молитвой Ефрема Сирина. Каждый пост случалось практически одно и то же: с начала поста приходилось делать усилие, чтобы помнить о ней, исполняя постное правило, и специально удерживать на этом внимание; к концу поста удавалось эту молитву полюбить. С началом следующего поста - опять усилие, постепенное привыкание и принятие - под конец.
Но в этом году я не только к ней привыкла, но и, наконец, поняла, зачем она встроена духовной традицией в Великий (то есть, еще и очень длинный) пост, как все просто и мудро. Возможно, это, кроме меня, всегда все знали, но я с очевидностью, до прозрачности, поняла это только в этом году, и вот - пишу, чтобы не забыть.
Мы все знаем об искушениях в пост,которые бывают всегда и которые часто начинаются прямо с первых дней: потом, практически весь пост, их приходится преодолевать, молиться, если хватает сил или если догадаешься вспомнить о том, что стоит помолиться. И вот оказалось, что молитва Ефрема Сирина - это не только "способ особого духовного усилия" или "нравственного усовершенствования" в пост, как я о ней думала; это прежде всего - превентивная мера, предписанная для предупреждения постных искушений. Первая строфа - мы просим Господа. чтобы Он избавил нас от праздности, уныния, властолюбия и празднословия - то есть, от тех качеств, которые как раз провоцируют искушения и являются их корнем. Вторая строфа - мы просим Господа дать нам дух целомудрия, смиренномудрия, терпения и любви - то есть, то, что может удержать от искушения. И третья строфа - просьба к Господу о правильной, трезвенной, не перекошенной эгоцентризмом точке зрения на все события.
В этом случае становится понятно, почему духовная традиция предписывает повторять эту молитву два раза в день, во время вечернего и утреннего правила - это постоянное усилие держать себя в равновесии в условиях "повышенной духовной опасности": усилиение молитвы и аскетики - усиление искушений и соответствующее приведение себя в состояние "боевой готовности". Эта традиция, как и многое в православии, явно пришла из монашеской жизни а монахи лучше всех остальных знают о борьбе с искушениями, отсюда - разработка особой тактики, в частности - превентивные меры. Теперь важно это вспомнить на следующий Великий пост, да и вообще не забывать.