Чтобы не забыть. О молитве Ефрема Сирина.

Apr 30, 2013 06:30



(Фото В. Фиофилактовой)

У меня всегда было некоторое напряжение с молитвой Ефрема Сирина. Каждый пост случалось практически одно и то же: с начала поста приходилось делать усилие, чтобы помнить о ней, исполняя постное правило, и специально удерживать на этом внимание; к  концу поста удавалось эту молитву полюбить. С началом следующего поста  -  опять усилие, постепенное привыкание и принятие - под конец.
Но в этом году я не только к ней привыкла, но и, наконец, поняла, зачем она встроена духовной традицией в Великий (то есть, еще и очень длинный) пост, как все просто и мудро. Возможно,  это, кроме меня,  всегда все  знали, но я с очевидностью,  до прозрачности, поняла это только в этом году, и вот - пишу, чтобы не забыть.

Мы все знаем об искушениях в пост,которые бывают всегда и которые часто начинаются  прямо с первых дней: потом, практически весь пост, их приходится преодолевать, молиться, если хватает  сил или если догадаешься вспомнить о том, что стоит помолиться. И вот оказалось, что молитва Ефрема Сирина - это не только "способ особого  духовного усилия" или "нравственного усовершенствования" в пост, как я о ней думала; это  прежде всего -  превентивная мера, предписанная для предупреждения постных искушений. Первая строфа - мы просим Господа. чтобы Он избавил нас от праздности, уныния, властолюбия и празднословия - то есть, от тех качеств, которые как раз  провоцируют искушения и являются их корнем.  Вторая строфа - мы просим Господа дать нам дух целомудрия, смиренномудрия, терпения и любви - то есть, то, что может удержать от искушения. И третья строфа - просьба к Господу о правильной, трезвенной, не перекошенной эгоцентризмом точке зрения на все события.

В этом случае становится понятно, почему духовная традиция предписывает повторять эту молитву два раза в день, во время вечернего  и утреннего правила - это постоянное усилие держать себя в равновесии в условиях "повышенной духовной опасности":  усилиение молитвы и аскетики - усиление искушений и соответствующее приведение себя в состояние "боевой готовности".  Эта традиция, как и многое в православии, явно пришла из монашеской жизни а монахи лучше всех остальных знают о борьбе с искушениями, отсюда - разработка особой тактики, в частности - превентивные меры. Теперь важно это вспомнить на следующий Великий пост,  да и вообще не забывать.
      

Чтобы не забыть, молитва, Церковь

Previous post Next post
Up