Дике "Война" 1924
Ах, модернизм! В своё время он совершил настоящую революцию в искусстве. И, как я думаю, он был последним революционным направлением, творящим настоящую новизну. Потом уже не было ничего. К середине XX века искусство, культура, творчество ударили по тормозам, забуксовали, остановились... Возможно, так произошло потому, что мир оказался оглушен Второй Мировой. Однако, после неё прошло уже много лет, а творчества всё нет. Есть только креатив (и не говорите, что творчество и креатив - одно и то же). Есть искусство ради развлечения, но не искусство ради будущего.
Это моя третья заметочка о модернизме - революционном, сложном, наивном, противоречивом.
В первых двух было рассмотрено философское и идейное наполнение этого феномена.
Истоки модернизма Модернизм: идейное содержание Теперь пробежимся кратенько по основным его направлениям.
Фовизм
Как уже было сказано ранее, многие искусствоведы и культурологи не относят фовизм в полной мере к модернизму. Скорее, считают его предтечей.
В 1905 г. во Франции образовалась группа живописцев, получивших в одной из рецензий на Парижский Салон этого года наименование фовистов («диких»). Фовистам были свойственны отказ от светотеневой модели и от объемно-пространственного построения композиции, использование плоскостных изображений, применение цвета в полную силу, использование линии, создающей контур контур изображения, но не всегда точно определяющей очертания предмета.
Фовизм как художественное направление просуществовал всего три года. Участники выставки 1905 г. - А.Дерен, М.Вламинк, А.Марке и др. - скоро разочаровались в нем, приверженность фовизму сохранил только Анри Матисс. Матисс считал, что «краски в картине должны будоражить чувства до самых глубин». Художник пользовался ограниченным набором красок, без оттеночных нюансов и переходов. Он полагал, что живопись должна быть очищена от драматизма и психологизма. Основными элементами живописи Матисса были композиция, линия, цвет, пространство. В 1910 г. Матисс написал два панно «Танец» и «Музыка», в которых воплотились главная идея его творческих исканий - «чистая живопись». Через всё свое творчество Матисс пронес пронес идею искусства, освобожденного от тягот и невзгод жизни.
Матисс "Танец" 1910
И всё же произведения Матисса и других фовистов не создают новую художественную реальность - с этой задачей справляется следующее течение в искусстве, возникшее всего на два года позже фовизма и получившее название кубизм.
Кубизм
Кубизм (от фр. cubisme - «куб») - направление в изобразительном искусстве, прежде всего в живописи, которому свойственно использование подчеркнуто геометризованных условных форм, стремлением «раздробить» реальные объекты. Его название произошло от характерной особенности картин этого жанра - преобладанию в них граней и кубообразных форм. Термин «кубисты» впервые употребил в 1908 г. французский критик Л.Восель как насмешливое прозвище художников, превративших мир в комбинацию кубов, конусов и шаров.
Появление кубизма искусствоведы относят к 1907 г. и связывают с творческими экспериментами Пабло Пикассо и Жоржа Брака.
Условно в эволюции кубизма можно выделить тир стадии. Первая - «кубическая» или «сезановская». На этой стадии, испытавшей влияние Сезанна, геметризация форм подчеркивала устойчивость, незыблемость основных элементов мира. Примеры сезановского периода - «Авиньенские девицы» Пикассо, «Grand nu» Брака. На следующей стадии, названной «аналитической», предметы распадаются на множество граней. Одной из лучших работ аналитичесго кубизма был портрет Конвейлера, лицо которого разделено на грани, цвет почти отсутствует. Около 1910 г. происходит переход к «синтетическому» кубизму, когда Брак и Пикассо начинают вставлять в свои работы фрагменты реалистических изображений - вырезанные буквы, кусочки ткани, куски клеенки. В одном пространстве соединяются предметы разной степени реальности и в этом соединении порождают новую реальность - спустя полвека эти приемы возьмет на вооружение поп-арт.
Пикассо "Авиньенские девицы" 1907
Брак "Grand nu" ("Большая обнаженная") 1909
Пикассо "Портрет Конвейлера" 1910
Кубизм полностью отрицал привычные художественные методы в искусстве. Художники этого направления не признавали реального изображения модели, натурального цвета и тени, правильной перспективы. Они разъединяли предметы на множество деталей, перетасовывали эти детали, чтобы потом сложить на картине в определенной последовательности. Творческие экспериментов кубистов оказали большое влияние на дальнейшее развитие модернизма.
Экспрессионизм
Экспрессионизм (от лат. Expressio - выражение) - литературно-художественное направление, провозглашавшее единственной реальностью субъективный духовный мир человека. Большое влияние на экспрессионистов оказало творчество Ван Гога и Эдварда Мунка. Наиболее полно новый стиль раскрылся в Германии и Австрии в творчестве таких художников, как Э.Нольде, Ф.Марк, П.Клее (в Германии), О.Кошака (в Австралии). В 1905 г. в Дрездене сложилось творческое объединение «Мост». В нее вошли Э.Кирхнер, К.Ротлуф, О.Мюллер и другие художники, которых объединял поиск новых художественных приемов, неприятие официального искусства. Другим известным творческим союзом стал «Синий вседник», основанный В. Кандинским. Для произведений экспрессионистов характерны диспропорции, деформации формы, преувеличенная резкость изломанных линий. Контур становится главным композиционным элементом, цвет выражает определенное психологическое состояние. Наиболее известные художники направления - Отто Дике и Георг Гросс.
В литературе к экспрессионизму относится произведения немецкоязычной «пражской школы». Творчество пражских писателей (Франц Кафка, Густав Мейринк, Лео Перуц, Альфред Кубин, Пауль Адлер) было очень разным, но всех их объединял интерес к абсурдным ситуациям, фантастическим сновидениям, галлюцинациям.
Экспрессионизм представлен в самых разных художественных формах: живописи, архитектуре, литературе, театре, музыке и др. Это первое художественное течение, в полной мере проявившее себя в кинематографе.
Кандинский "Поезд в Мурнау" 1909
Франц "Тигр" 1912
Клее "Комедии" 1921
продолжение завтра