Рядовой боец - он тоже герой! (Великая Отечественная: образ героя)

Jan 12, 2016 19:29

В декабре прошлого года я проводила у нас в Ростове-на-Дону мини-опрос.
Я задавала прохожим вопрос: «Герой Великой Отечественной войны: чей образ приходит Вам в голову первым?» Опросила 30 человек.
Результаты оказались неутешительными: многие люди не знали, что ответить, особенно это касается молодёжи.
Тут можно ознакомиться с результатами опроса - Знают ли ростовчане героев Великой Отечественной войны? .



Герой... Сегодня само это понятие зачастую оказывается деформированным, особенно у подростков. Часто на вопрос «Кто такой герой?» они отвечают «Человек-паук» или «Бэтмэн», а кто такой Матросов не знают. Но, не зная своих настоящих героев, имея ложный образ героя, нельзя научиться любить свою Родину.
Великая Отечественная война до сих пор является для нас чем-то священным и объединяющим. Поэтому сейчас очень важно сохранить и передать следующему поколению образы её героев.
Но для этого не менее важно понимание того, как и на основе чего эти образы создавались и что они значили для советских людей. Об этом и начинаю цикл заметок.

1941-1945 гг... Вся страна жила ритмом войны. Это относится и к информационно-пропагандистской сфере, которая с первых же дней войны начала перестраиваться на военный лад. Перед советской агитационной машиной стояла задача не только информировать граждан о положении на фронте и обличать гитлеризм, но и рассказывать о героизме советских людей на фронте и в тылу, вдохновлять людей на боевые и трудовые подвиги. За годы войны складывались образы Героев: сражающихся на линии фронта или в тылу у станка. Эти образы были ориентирами для народа, с них брали пример и во время войны и в послевоенные годы.

22 июня в 12 часов дня Центральное радио передало правительственное Заявление о вероломном нападении фашистской Германии на СССР. А уже в ночном выпуске «Последних известий» содержались первые сообщения с фронта. На третий день войны, 24 июня 1941 года, при Совете Народных Комисаров СССР решением ЦК ВКП(б) было создано Совинформбюро (Советское информационное бюро). Через неделю после начала войны в редакциях центральных газет и на Всесоюзном радио были созданы военные отделы.

Совинформбюро... Какая ассоциации вызывает это слово? Прежде всего, это, конечно же, голос Юрия Левитана*, звучащий на всю страну: «От Советсткого Информбюро…». Миллионы советских людей припадали к радиоприёмникам, вслушиваясь в этот голос, ловя каждое слово. Радиосводки выходили каждый день: из них советские граждане узнавали не только о положении на фронте, но и о героизме советских воинов и подвиге работников тыла, об успехах партизанского движения. Голос Левитана стал символом борьбы советского народа против фашизма. И неизменно радиосводки завершались призывами: «Враг будет разбит, победа будет за нами!». За время войны было обнародовано около 2 тысяч ежедневных сводок Совинформбюро, 122 сообщения «В последний час».

Но Совинформбюро - это не только составление и трансляция сводок по радио. В его задачу входило освещение военных действий в газетах и журналах (как советских, так и зарубежных), создание в прессе героического образа Советского человека, сражающегося за свою Родину.

В подготовке материалов для радио и прессы принимали участие многие советские писатели и журналисты: Н. Вирта, Вс. Иванов, В. Инбер, В. Катаев, Б. Лавренев, Л. Леонов, Н. Никитин, А. Новиков-Прибой, П. Павленко, Е. Петров, Б. Полевой, О. Савич, Л. Сейфуллина, С. Сергеев-Ценский, К. Симонов, В. Ставский, Н. Тихонов, А. Толстой, К. Тренев, П. Тычина, А. Фадеев, К. Федин, К. Финн, К. Чуковский, М. Шагинян, М. Шолохов, И. Эренбург и др.
Они сражались с врагом силой своего таланта, были настоящими «воинами пера». При этом они не были кабинетными писателями: большинство из них ездили в части действующей Армии, общались с красноармейцами, были свидетелями боёв, постоянно рисковали своими жизнями, работая в самых опасных участках. Очерки и статьи военных корреспондентов были живыми, и поэтому доходили до людских сердец, вдохновляли советский народ на дальнейшую борьбу с врагом на фронте и в тылу.

Создаваемые писателями и журналистами образы красноармейцев трогают своей простотой и искренностью.
Вот, например, как описывает Михаил Шолохов** в своём очерке «Люди Красной Армии» (написан 8 октября 1941 года) младшего лейтенанта Наумова:
«… Меня знакомят с младшим лейтенантом Наумовым, только что прибывшим с передовых позиций. Ему пришлось ползти с, полкилометра под неприятельским огнем. На рукавах его гимнастерки, на груди, на коленях видны ярко-зеленые пятна раздавленной травы, но пыль он успел стряхнуть и сейчас стоит передо мной улыбающийся и спокойный, по-военному подобранный и ловкий. Ему двадцать семь лет. Два года назад он был учителем средней школы. В боях с первого дня войны. У него круглое лицо, покрытые золотистым юношеским пушком щеки, серые добрые глаза и выгоревшие на солнце белесые брови. С губ его все время не сходит застенчивая, милая улыбка. Я ловлю себя на мысли о том, что этого скромного, молодого учителя, наверное, очень любили школьники и что теперь, должно быть, так же любят красноармейцы, которым он старательно объясняет военные задачи, видимо, так же старательно, как два года назад объяснял ученикам задачи арифметические. С удивлением я замечаю, что в коротко остриженных белокурых волосах молодого лейтенанта, там, где не покрывает их каска, щедро поблескивает седина. Спрашиваю, не война ли наградила его преждевременной сединой? Он улыбается и говорит, что в армию пришел поседевшим и теперь никакие переживания уже не смогут изменить цвета его волос...» (М.Шолохов, очерк «Люди Красной Армии». Из сборника «От советского информбюро… 1941-1945. Публицистика и очерки военных лет», Издательство Агентства печати Новости, 1984. Том 1).

А вот образ лейтенанта Скробова из очерка Константина Симонова*** «На Рыбачьем и Среднем» (1941 г.).
«..Сам Скробов, большой молчаливый, редко улыбающийся человек, "научный работник", как его шутя называют в штабе, действительно ведет свою работу с научной точностью. Все пристреляно: каждый квадрат, каждый выступ, каждая лощинка, тропа. Провода идут вперед, на второй наблюдательный пункт - он всего в пятистах метрах от немцев. Впрочем, однажды, когда это было нужно, он был не в пятистах метрах от немцев, а в пятистах метрах за немцами…
У Скробова все подсчитано, отмечено, записано. Здесь в крохотной, врубленной в скалы землянке, он, недавний красноармеец, экстерном окончивший школу средних командиров, человек с упрямым ртом и острыми глазами самородка, ухитряется вести сложную артиллерийскую документацию во всей ее красоте и аккуратности, почти как на выпускных испытаниях в школе». (К. Симонов, очерк «На Рыбачьем и Среднем». Из сборника «От советского информбюро… 1941-1945. Публицистика и очерки военных лет» Издательство Агентства печати Новости, 1984. Том 1.)

Образы Наумова и Скробова… Они, на первый взгляд, разные (улыбчивый Наумов и серьёзный Скробов), но между ними есть важное сходство: оба этих образа передают простоту и мужественность красноармейцев. И, вроде бы, нет в Наумове и Скробове ничего особенного: они такие же, как миллионы их сограждан. Но, вместе с тем, возникает уверенность, что эти обычные парни, работавшие до войны учителями, рабочими, инженерами, а теперь ставшие «по-военному подобранными и ловкими», ни за что не свернут, не струсят, что проползут под неприятельским огнём, проберутся в тыл к немцам - словом, сделают всё, что нужно, и обязательно дойдут до Победы.

В плане создания образа такого «простого парня» очень показательна поэма Александра Твардовского**** «Василий Тёркин».
Тёркин - вымышленный герой, собирательный образ, который воплотил в себе самые яркие черты, присущие советскому солдату. Поэма начала печататься в газетном варианте в 1942 г. в газете Западного фронта «Красноармейская правда». В 1943 г. Твардовский хотел её закончить, но Тёркин так полюбился читателям, что они стали требовать продолжения, и поэма продолжала печататься до 1945 года. Поэма «Василий Тёркин» приобрела огромную популярность: она рисовала образ обычного солдата - весельчака и балагура, - этот образ был понятен и близок читателю. А ещё читателю было понятно, что за шутками Василия Тёркина, за маленькими эпизодами его военной жизни, стоит каждодневный солдатский подвиг:
Спит - хоть голоден, хоть сыт,
Хоть один, хоть в куче.
Спать за прежний недосып,
Спать в запас научен.

И едва ль герою снится
Всякой ночью тяжкий сон:
Как от западной границы
Отступал к востоку он;

Как прошел он, Вася Теркин,
Из запаса рядовой,
В просоленной гимнастерке
Сотни верст земли родной.
(отрывок из поэмы А.Твардовского «Василий Тёркин - из главы «На привале)



Поэма «Василай тёркин» в газете «Красноармейская правда» (1942 г.)

И, безусловно, наряду с образами обычных воинов, большую важность приобретали очерки о красноармейцах и партизанах, совершивших великие подвиги, жертвовавших свои жизни во имя Родины - они вселяли мужество в сердца людей, вдохновляли их на борьбу. Тема воинской доблести, героизма, преданности Родине получила широкое распространение на страницах газет и журналов.
Но об этом в моей следующей заметке.

Для справки:

* Юрий Борисович Левитан (1914 - 1983) - с 1931 года диктор Всесоюзного радио, диктор Государственного комитета СМ СССР по телевидению и радиовещанию. В годы Великой Отечественной войны 1941-1945 читал сводки Совинформбюро и приказы Верховного Главнокомандующего И. Сталина. За участие в Великой Отечественной войне имеет медали: «За оборону Москвы», «За победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.», «Двадцать лет победы в Великой Отечественной войне», «Тридцать лет победы в Великой Отечественной войне», «За доблестный труд в Великой Отечественной войне».


** Михаил Александрович Шолохов (1905-1984, станица Вёшенская, Ростовская область) - русский советский писатель, киносценарист. В годы войны работал военным корреспондентом Совинформбюро, газет «Правда» и «Красная звезда», публикует фронтовые очерки, рассказ «Наука ненависти», первые главы романа «Они сражались за Родину». За участие в Великой Отечественной войне имеет награды: орден Отечественной войны I степени, медали «За оборону Москвы», «За оборону Сталинграда», «За победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.», «Двадцать лет победы в Великой Отечественной войне».


*** Константин Симонов (1915 - 1979) - русский советский писатель, поэт, киносценарист, общественный деятель. С началом войны призван в РККА, в качества корреспондента из Действующей армии публиковался в «Известиях», «Красной звезде», работал во фронтовой газете «Боевое знамя», как военный корреспондент побывал на всех фронтах. За участие в Великой Отечественной войне имеет награды: два ордена Отечественной войны I степени, медалями «За оборону Одессы», «За оборону Сталинграда», «За победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.», «Двадцать лет Победы в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.», «Тридцать лет Победы в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.»


**** Александр Трифонович Твардовский (1910-1971) - русский советский писатель, поэт, журналист. В 1941-1942 годах работал в Воронеже в редакции газеты Юго-Западного фронта «Красная Армия». За участие в Великой Отечественной войне имеет награды: орден Отечественной войны I степени, орден Отечественной войны II степени, медаль «За победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.».


СССР, СМИ, героизм, информационно-психологическая война, ВОВ

Previous post Next post
Up