искусство опьяняться

Sep 21, 2010 19:15

В 1916 году Ортега-и-Гассет написал эссе "Три картины о вине".
Речь шла о трех "вакханалиях" -
1.Тициана (1523), 2. Пуссена (1625) и 3. Веласкеса (1629).

Какова была основная идея этого эссе?
1.
Read more... )

жанр, renessance, барокко, eros

Leave a comment

Comments 14

yamabushitengu September 21 2010, 13:24:35 UTC
Полагаю, что эти картины учат нас, что

1. Бесконечно большое способно вмещать бесконечно малое, но бесконечно малое не способно вмещать бесконечно большое.

2. Свет существует даже во тьме.

3. Свет - начало и завершение.

Reply

intuit_school September 21 2010, 13:29:17 UTC

глубоко )

правда, Ортега был далек от буддизма
он был несколько прямолинейнее

---------------
(подбоченясь)
- и, кстати, почему это бесконечно малое не способно вмещать бесконечно большое?

Reply

yamabushitengu September 21 2010, 15:06:31 UTC
Например, потому, что трехмерное пространство вмещает в себя двухмерные плоскости, но двухмерные плоскости способны вместить лишь проекцию трехмерного пространства.

Reply

intuit_school September 21 2010, 15:10:15 UTC

придется с этим согласиться

Reply


masquaraboz September 21 2010, 13:45:43 UTC
Все три волшебные. Забавно - звенящие, влажные, кристально-хрустальные словно грани бокала наполненного водой.

Reply

intuit_school September 21 2010, 13:54:42 UTC

прекрасно сказано))

но Ортега считал иначе((

Reply

masquaraboz September 22 2010, 08:25:42 UTC
Ой, я что-то не включился в викторину.)) Просто картины торкнули.

Reply

intuit_school September 22 2010, 09:53:12 UTC

викторина не обязательна)

но для Ортеги здесь есть разные опьянения - опьянение радостью и опьянение чисто физиологическое

Reply


satinelle September 21 2010, 14:03:14 UTC
Ну...
В 16 веке работали, а потом пили и радовались.
А в 17 веке пили и блудничали.

И еще как вариант: в 16 веке радость от употребления алкоголя была свойственна простолюдинам (тем самым "массам", что к началу ХХ века "изверглись"). Столетие спустя и привилигированные слои отринули апполоническое начало, бремя которого они должны нести, и обратились к Бахусу. Но поскольку радость простого труда им неведома, и они проживают в праздности, то оно приобрело оргиастические формы, которые метафорически изображены Пуссеном и Веласкесом.

Reply


satinelle September 21 2010, 14:13:55 UTC
У меня в ленте совершенно перепутались цифры. И я делала предполажения об эссе, исходя из того, что третья картина (Веласкес) написана Тицианом в 1523 году. Прошу простить мне мою неграмотность.
В таком случае выводы противоположные.

Reply

intuit_school September 21 2010, 15:15:04 UTC

ну, в общем, Вы ближе всех к Ортеге

он писал о нисхождении божественного опьянения до пьянки

от оргии как способа человеку соединиться с богами природы
до оргии как способа потерять человеческий облик

Тициан - это оргия в греческом смысле, т.е. священное действие, переносящее в блаженство
Пуссен - это переходный момент
Веласкес - это "пьянка"

Reply

satinelle September 22 2010, 06:04:21 UTC
Да-да, именно это я и не смогла сформулировать, когда наконец-то разобралась с цифрами.
Мне кажется, что картина Пуссена самя тревожная. У Тициана - ещё безмятежные, у Веласкеса - уже безмятежные. А у Пуссена - переходный момент с рефлексией, разочарованием и радостью одновременно.

Reply

intuit_school September 22 2010, 06:09:59 UTC

Ваше замечание о тревожности у Пуссена кажется мне интересным.

Но у Веласкеса я не говорила бы о "безмятежности". Скорее это грубое веселье простолюдинов.
Безмятежность приходит благодаря близости к богам)

Reply


Leave a comment

Up