Бронзино - великий портретист. Однако знаменитым он стал благодаря своей оригинальной трактовке сюжета о Венере и сыне ее Амуре.
В этой картине много любопытных особенностей,
но все затмевает центральная деталь,
жест руки, который можно назвать «знаком»
или «мэмом Бронзино».
В трактовке сюжета о Венере и Амуре Бронзино стремился превзойти в вычурности и провокационности своего учителя Понтормо. И это ему удалось.
Хотя картина Понтормо тоже изобилует всеми добродетелями маньеризма, беспримерной театральностью и искусственностью, но Бронзино, безусловно, впереди.
Можно заметить, что расположение пальцев на правой руке Венеры повторяет расположение ее ног.
Замечательно, что, не смотря на все это, «Аллегория о Венере и Амуре» Бронзино остается чрезвычайно притягательной.
Однако притягательность заключена не столько в эротизме, сколько в удивительном ощущении игры.
Ум художника - а то, что он был чрезвычайно умен, видно по портретам, которые он написал при дворе Медичи - играет с нашей чувственностью и одновременно заставляет нас покориться изяществу и тонкости его манеры. И за это мы прощаем ему все, смиряем свою эмоцию возмущения, возбужденную нарочитой безвкусицей и передержками.
Будучи портретистом, Бронзино играет в скрытую чувственность.
Он стал первым великим придворным художником. Он создал стиль, в котором воплотил холодность, бесстрастность, беспощадную истину аристократического статуса «положение обязывает».
Но и здесь, на этих парадных портретах, он повсюду оставлял свой эротический автограф.
Разница лишь в том, что в "Аллегории о Венере и Амуре" знак чувственной игры был в ценрте композиции и имел главную партию,
а на религиозных и парадных картинах этот знак оттестен в сторону, чтобы стать не таким заметным для глаза.