Художницы - сюрреалистки, часть 3. Леонор Фини (Leonor Fini).

Dec 16, 2009 12:39

Про неё очень сложно писать.
Я чувствую себя такой мааааленькой и незначительной, перед столь грандиозным талантом и личностью. Она давит, она сносит, она покоряет.
Многие знатоки считают Леонор Фини самой великой женщиной в искусстве ХХ века.
"Её грация - ангельская, её дискурс - дьявольский..." Julien Levy
"...Итальянская агрессивность, скандальная элегантность, её фантазия, её страсть..." Max Ernst

Иногда её спрашивали, кем же она себя считает? Художницей, иллюстратором, театральным декоратором и костюмером, писательницей? Есть только один ответ на этот вопрос: она - Леонор Фини.
Её биграфия и творчество - яркий пример того, что жить вне каких-либо рамок и ограничений вполне возможно.

Я даже не в состоянии выбрать одну из картин для обложки поста. Не могу. Поэтому начну с её фотографии.



Леонор Фини родилась в Буэнос Айресе (Аргентина) 30 августа 1908 года. Как и многие аргентинцы, она была дочерью итальянки и местного жителя. Отец бросил семью, когда Леонор была совсем маленькой и они с матерью вернулись в Италию, в Trieste.
В детстве, в течении 6 лет после переезда, мать переодевает Леонор в мальчика, что отец не мог найти и забрать её. Так начинается история амбивалентности и энигматичности, сопровождавшая художницу всю её жизнь.
В Италии Леонор росла среди интеллектуалов, таких как James Joyce и Rainer Maria Rilke. Одним из её увлечений было посещение морга, где Леонор изучала строение человеческого тела, отразившееся потом в созданных ей картинах.
В 17 лет она выставляет свои произведения в первый раз, в Милане.
А в 1937 году Фини переезжает в Париж, чтобы остаться там навсегда. В Париже она знакомится и сводит дружбу с различными артистами, в том числе, с представителями движения сюрреализма, такими как Макс Эрнст, Элеонора Каррингтон, Поль Элюар, Анри Картье-Брессон и Сальвадор Дали.
Необходимо отметить, что хотя Леонор Фини чаще всего причисляют к этому жанру в живописи, сама она никогда не считала себя настоящей сюрреалисткой. Фини писала картины "которых нет, но которые хотелось бы видеть", по её собственным словам.

Леонор Фини эмблематична по сей день, как женщина, имя которой не связано с именем определённого мужчины. Она существовала сама по себе, всегда. Леонор никогда не выходила замуж - настоящая провокация для своего времени. Некоторые классифицировали её как лесбиянку, но Фини отвечала - "у меня есть опыт с женщинами, но я не хочу быть лесбиянкой". Другие считали её бисексуалкой, но художница решительно отвергла и это определение.
Фини считала сексуальную свободу решающим фактором в жизни, в течении сорока лет она жила в одной квартире с дипломатом Stanislao Lepri, ставшим потом пластическим артистом, и с польским писателем Constantin Jelenski, одновременно. Оба мужчины добивались внимания Леонор, соревнуясь с 23-мя котами.
Замечательно, что у Фини совершенно не сложились отношения с основоположником сюрреализма - Андрэ Бретоном, ибо её внутренняя свобода резко контрастировала с пуританизмом Бретона, как она считала.
Всю жизнь художницу окружал ореол амбивалентности. Когда Элеонора Каррингтон собиралась представить её группе парижских сюрреалистов, Фини оделась как католический кардинал, поскольку, как она говорила "мне нравится кощунственная природа переодевания священником, будучи женщиной, и ощущение женщины, одетой как мужчина, который никогда не знал женского тела".

Хотя в творчестве Фини легко узнать практически всех художников, оказавших на неё влияние, её картины не похожи ни на одного из них.
В её произведениях, принадлежность к определённому полу не определяет сексуальность. Художница преуменьшает мужское начало, вместо того чтобы бороться с ним. Женщины - кошки, свободные как ветер. Кошки вообще являлись тотемом Фини, в некотором смысле.
"Любая живопись эротична. Этот эротизм не обязательно должен быть в теме произведения, он может проглядывать в форме письма одежды, дизайне руки, складках ткани", - говорила Фини.
Помимо картин на отвлечённые темы, Фини создала несколько известных портретов - Jean Genet, Anna Magnani или Suzanne Flon.
В 70-е годы она подружилась с Жаном Кокто, Де Кирико и Альберто Моравия.
Леонор Фини также иллюстрировала издания таких известных авторов как Эдгар По, маркиз Де Сад или Марсель Эме. Значительна её работа в театре (Парижский Балет), хватит на отдельный пост.
Произведения художницы использовали Феллини и Джон Хьюстон для своих фильмов.
О Леонор Фини написано многожество книг и статей, её работы включены в постоянные коллекции изестнейших музеев мира.
Самая большая коллекция её работ находится в галерее CFM, которую создал личный друг Фини - Neil Zukerman - http://www.cfmgallery.com/Leonor-Fini/leonor-fini.html.
Леонор Фини умерла в Париже в 1996 году.
Посмертно, одна из её подруг - Arlette Souhami, создала и поддерживает виртуальную галерею произведений художницы - http://www.leonor-fini.com/
Словом, можно говорить, говорить, говорить....она настолько великолепна и невероятна, что словами всё равно не выразить всех эмоций. Лучше посмотреть.


































люди, что рисуют

Previous post Next post
Up