Татары появились в Петербурге в 1703 году. А 10 сентября 1709 года Петр писал П.М. Апраксину: «Потрудитесь, дабы будущею зимой татар, черемис и мордвы выслать тысяч пять в Петербург на перемену первым».
В описании Петербурга 1722 года говориться: «Когда строилась земляная Санкт-Петербургская крепость, оную татары, бывшие в службе, дерном укладывали, а потом при артиллерии всякую работу отправляли». По окончании срока работ многие татары остались в городе. Первая татарская слобода возникла на Петербургской стороне около Петропавловской крепости. Вместе с Татарским рынком и лавками она изображена на карте Петербурга 1717 года. Большая и Малая Татарские улицы в 1770-х годах были переименованы в Николаевские, а Татарский переулок рядом с мечетью есть и сейчас. В XIX веке казанские и пензенские татары жили в Московской части, нижегородские - у Пяти углов, касимовские - на Мойке, Гороховой и Пушкинской улицах, Невском проспекте и Крюковом канале. По словам историка М. Худякова, «татарское население резко отличалось от иногородцев своим богатством и комфортабельной жизнью». Основная часть петербургских татар приписывалась к мещанам и купцам. Существовала небольшая прослойка дворян из военных и духовенства. В 1869 году татар в столице было 2 тысячи (0,3 % населения), в 1910 - 7,3 тысячи (0,4 % населения). Сейчас, по некоторым данным, в Петербурге проживает более 300 000 татар.
Занятия
Занятия столичных татар были весьма разнообразны, причем экономическая ниша зачастую определялась местом происхождения группы. Так, казанские татары-дворники постепенно вытеснили тверичей. Прославились казанцы и как торговцы вразнос галантерейным товаром и скупщики старого платья. Купленное чинилось и дешево продавалось на Толкучем рынке, где имелась специальная Татарская площадка. Крупную торговлю мехами, кожей, коврами, тканями, готовым платьем, как правило, держали «симбирцы». В 1903 году такие татарские магазины находились, к примеру, по следующим адресам: Невский пр., № 43, 44, 48, 54, Гороховая, №40, Банковский пер., №2, Верейская, №22, Можайская, №36, Фонтанка, №8. Татарам принадлежала торговля тканями, коврами, пряностями, чаем. В конце XIX века они «прибрали к рукам» некоторые отрасли торговли хлебом, кожей, солью. Не была забыта мясная и рыбная торговля, причем в мясных лавках мусульманскому покупателю предлагали конину, для чего на Конной площади (вдоль реки Монастырки, возле Обводного канала) три раза в неделю лошадей забивали по мусульманскому обычаю. Красной рыбой холодного и горячего копчения, икрой торговала фирма «Мусин и наследники», имевшая живорыбные садки на Круглом рынке и Фонтанке. Выходцы из Касимова, именуемого «лакейской столицей» за то, что он «поставлял» в обе столицы наибольшее число татарской прислуги, высоко ценились горожанами. Младшая прислуга Зимнего дворца была укомплектована исключительно касимовскими татарами. Другое постоянное занятие касимовцев - ресторанное услужение. Персонал лучших «французских» - на самом деле они, как правило, были швейцарскими - ресторанов «Астория», «Гранд отель Европа», «Данон», «Кюба» был полностью татарским. Отлично зарабатывая, татары нередко выкупали паи в бизнесе. Так в начале XX века появился ресторан «Данон и татары». На Невском татарам принадлежали «Крестовский сад», «Самарканд», ресторан Карамышева. Касимовские татары владели сетью железнодорожных ресторанов и буфетов от Москвы до Варшавы: по Николаевской дороге их держало семейство Байрашевых. Особую область приложения труда татар составлял легкий и гужевой извоз. На Глазовой улице близ Николаевского вокзала располагалась фирма М. Масхутова, предлагавшая скоростные пролетки на «дутых» колесах. Несколько тысяч татар постоянно служили в гвардии и на кораблях Балтийского флота, - там даже специально содержались за счет казны священники-ахны. среди высшего командования были полковники и генералы-татары.
Общество
Татары были, как правило, относительно состоятельными людьми. Работающий татарин неплохо обеспечивал семью, однако старость или болезнь могли быстро поглотить накопленный достаток. Для помощи землякам в 1867 году по инициативе купца Х. Бекбулатова в Петербурге было образовано «Бекбулатовское общество взаимной благотворительности касимовских татар». Общество выплачивало своим членам проценты с прибылей от коммерческих операций, оказывало денежную и другую помощь нуждающимся. Члены общества брали на себя обязательство сообщить обо всех известных вакансиях, на которые могли претендовать татары. За несоблюдение этого пункта взимался довольно крупный штраф.
Мечеть
До постройки мечети мусульманские службы осуществлялись в молельных домах. К 1910 году в Петербурге приходы были на Глазовой ул., №9, Мойке, №22, Лиговском, №18. Один приход был в Кронштате. А с начала XIX века военный приход существовал при отдельном гвардейском корпусе. При проходах работали школы-мектебы (Щербаков пер.,№12, Мойка, №22, Казанская, №40). Петербургские мусульмане хлопотали о мечети, однако, хотя прошение о разрешении строительства было подано в 1882 году, разрешение на приобретении земли недалеко от Петропавловской крепости Николай Второй подписал только 4 июля 1907 года. Объявленный конкурс выиграл проект Н.В. Васильева и инженера С.С. Кричиского под руководством академика архитектуры А.И. фон Гогена. Обряд закладки был совершен 3 февраля 1910 года, а открылась мечеть в 1913 году. Внутренние отделочные работы были закончены только в 1920 году. С конца 1930-го по 1956 год мечеть была закрыта.
Имена
После присоединении поволжских и сибирских ханств к России многие татарские мурзы приняли православие. Новообращенных татар называли «кряшены», они сохраняли феодальные привилегии, причем при крещении всегда получали княжеский титул. Вскоре они совсем обрусели. Так среди русских дворян появились Апраксины, Аракчеевы, Ахматовы, Беклемишевы, Державины, Карамзины, Кочубеи, Куприны, Мичурины, Нарышкины, Огаревы, Рахмановы, Строгановы, Тимирязевы, Тургеневы, Тухачевские, Ушаковы, Чаадаевы, Шереметьевы, Юсуповы… Татарских родов было много и число князей в русском дворянстве стало огромным; недаром в народе «князем» именовали любого татарина. Специалист по русской генеалогии Е.П. Карнович писал: «Большая часть нашего «коренного» дворянства - иноземного происхождения, преимущественно татарского, почему многие фамилии, хотя по окончанию чисто русские, носят на себе татарскую тагму в коренном слове». Сохранившие верность исламу татарские мурзы теряли свой элитный статус и приписывались к третьему сословию, а значит, платили подушную подать, не имели права владеть крестьянами, не освобождались от рекрутского набора и т.д.
Источники: Адреса Петербурга Журнал учета вечных ценностей / инв. № 20/32
http://foto.artgals.ru/big/DSC_0133.jpghttp://religion.rin.ru/cgi-bin/religion/show.pl?id=36&id_m=180&page=3