Так в Петербурге прозвали Следственную тюрьму или Изолятор специального назначения за его четко выраженную в плане крестообразную форму.
Проект предполагал строительство тысячи камер. На самом деле их оказалось 999, так как в тысячной был замурован автор проекта, дабы секрет постройки умер вместе с ним.
В последней четверти XIX века в центре рабочего Петербурга, рядом с Финляндской железной дорогой. между набережной невы и Симбирской (ныне Комсомала) улицей был выстроен мрачный, красного керпича, комплекс построек, для Изолятора специального назначения. В комплекс входила церковь, здания служб и корпеса собстевнно изолятора. В плане все здания имели форму креста, за что изолятор и преобрел свое широко и печально известное прозвище. В центре каждого креста возвышалась сторожевая башня. От города тюрьму отделяла глухая кирпичная стена.
Автором и строителем тюремного комплекса был хорошо известный в Петербурге зодчий А.И.Томишко. По всей видимости, он неплохо справился с задачей, решив её в простых, четких и функционально ясных формах.
Первая глава истории этой тюрьмы неожиданно закончилась в феврале 1917 года, когда восставший народ взял "Кресты" штурмом, распахнув камеры политических заключенных.
Однако с победой революции тюрбма не утратила своей изначальной функции. Вплоть до настоящего времени она, как и прежде, является Следственным изолятором предварительного заключения. А в страшные годы сталинизма "Кресты" превратились в символ произвола и беззакония, когда по словам Ахматовой "улыбнулся // Только мертвый, спокойствию рад, // И ненужным привеском болтался // Возле тюрем своих Ленинград".
Кроме политических, в ожидании решений своей судьбы в "Крестах" содержалось множество уголовников. Вполне вероятно, что именно в их среде родился миф о камере, в которой нашел свою смерть автор проекта "Крестов".
Источник: "Легенды и мифы Санкт-Петербурга" Н.А.Синдаловский