мысленно восстановленый кусок улицы

Aug 09, 2007 17:39

Очевидно, этот отрезок одной из центральных улиц не нуждается в представлении.






Старые дома на месте этих "шедевров" завалили во второй половине 60-х. По моим годам я эту старую застройку категорически не помню. Но как-то крепко захотелось вообразить себе весь ее фронт вживую, при помощи старых фоток. Это оказалось не просто: кое-что попалось сразу, кое-чего долго не удавалось найти. Но теперь цепочка замкнулась! Итак, улица Владимирская; крутим на 40 и больше лет назад.


Начнем с того, что для определенности воспользуемся планом (1920-е годы). Номера домов, которые мы "восстанавливаем" - от 49 до 53. Причем угловой дом №53 раньше имел №55, но принадлежал тому же владельцу, что и второй от угла 53-й. Поэтому, когда через дорогу построили конференц-зал Академии наук, то №55 отдали ему, а под №53 оставили целую вереницу построек.



На следующей картинке самые заметные дома - сохранились.



(Фото начала 1890-х годов)

Застройка напротив Золотых ворот. Слева - Владимирская,43, за ним соответственно 45, 47 (47-й недавно реконструировали и надстроили двухъярусной мансардой). А потом идет низенький двухэтажный №49 и дальше какая-то совсем мелочь. Ими и займемся :))

Сразу скажу, что двухэтажным 49-й оставался после этого фото недолго. В 1895 году его владелица Варвара Ильяшенко предприняла надстройку, и дом стал трехэтажным, еще и башенкой справа обзавелся. Как на этой фоте рубежа 1940-х - 50-х годов:



(он здесь справа, а левее его соответственно №47 и №45).

Вот тот же №49 крупным планом. Это фото 1935 года:



Позади этого здания уже в начале ХХ века был построен особнячок №49-а в неоампире, который неоднократно горел, но достоял до наших дней (теперь его надстроили).

А правее его совсем уж малявка. То-то я долго не мог найти его изображения :)) Случайно разжился любительским фото, помеченным 1956 годом.



Зато у него за спиной виднеется более основательная флигельная постройка №51-а (была трехэтажная, потом надстроили 4-й этаж). Бывшая собственность Адольфа Шеделя, купеческого сына. Флигель сохранился; теперь на его фасаде мемориальная доска в честь поэта Мыколы Терещенко.

Идем дальше.



(Фото 1910-х годов)

Здесь на первом плане протяженный двухэтажный корпус (по-видимому, состроенный из меньших домов середины 19-го века). Это №53. А правее двухэтажный дом пониже - тоже №53, тот, который раньше был 55-м (см. об этом выше). Левый дом не очень-то казист. Правый выглядит еще более неказистым, но это впечатление обманчиво, потому что...



(Фото 1890-х годов)

...этот правый угловой дом представлял собой неплохую, довольно редкую в наших краях стилизацию под барокко. Архитектор Михаил Есикорский, 1873 год. Владельцем вплоть до конца позапрошлого века был Андрей Крыжановский, надворный советник, депутат Дворянского депутатского собрания. В доме была гостиница "Северная" (по-французски "Hotel du Nord"). И еще аптека.

Одно время этот дом производил довольно внушительное впечатление сравнительно с соседними строениями:



(Фундуклеевская улица, фото 1870-х годов)

Но потом, когда всю бывшую усадьбу Крыжановского купил известный кирпичный фабрикант Яков Бернер, он ка-ак выстроил со стороны Фундуклеевской улицы здоровенное здание №26 (архитектор Андрей Краусс, 1902-1905), в котором старожилы помнят гостиницу "Интурист", а аксакалы - гостиницу "Эрмитаж". За ним еще и флигели. После этого старый угловой дом, конечно, сразу потерялся.



(Та же улица, фото 1903 года)

Кстати, обратите внимание: ХХ век на дворе, а по центральной улице запросто коровки лазают :))

Вот мы, собственно, и прошли весь отрезок (извините, если утомил этой прогулкой). Что тут можно сказать? Конечно, старая его застройка - не Бог весть что. Но кто скажет, что нынешние дома на этом месте архитектурно намного более привлекательны - пусть первый бросит в меня чем попало :))

И маленький бонусик для тех, кто дошел до конца.



(Фото начала 1930-х годов)

Мы на площади перед Оперой. На втором плане оба дома №53. А на первом - какое-то торжище. Но не думайте, что это барахолка вроде тех, которые сейчас бывают где ни попадя. Здесь под флагом официальной просветительской акции продают КНИГИ!!!

Кстати, о книгах. Как раз по адресу "Владимирская, 53" одно время имел место книжный магазин - сначала "Академкнига", позже "Ноты-Филателия". А рядом с ним находилось заведение... но лучше прямым текстом из воспоминаний журналиста Кипниса-Григорьева:

На Владимирской улице, напротив оперного театра, где сейчас стоит уродливая громадина так называемого академического жилого дома, ютились тогда одно- и двухэтажные старые домики. В одном продавались академические издания и магазин назывался «Академкнига». В соседнем была просто забегаловка - без столиков и стульев, маленький винный магазинчик, где продавали еще и водку, и пиво. В народе заведение именовалось соответственно «Академбочка». Имелось в виду, что ученый муж, купив в книжном научную новинку, на радостях зайдет в «Академбочку» расслабиться. Мы с приятелем, минуя «Академкнигу», направились прямо в забегаловку. Было жарко, мы, вчерашние фронтовики и сегодняшние студенты, изредка позволяли себе бокал-другой холодного пивка из рук одноногого продавца, инвалида войны.

Едва переступив порог, сразу же увидели у правой стенки, где были сделаны деревянные подставки для пивных кружек, двух академиков, один из которых был директором академического института литературы, а другой - института фольклора, этнографии и искусствоведения. Одним словом, Александра Ивановича Белецкого и Максима Фадеевича Рыльского. «Смотри, - обрадовался мой приятель, - как мы с тобой - пивком балуются». Академики тем временем пригубили пенящееся пиво, сделали несколько глубоких глотков, когда к ним подошел секретарь Рыльского - Ваган Александрович Мамиконян (тогда депутатам Верховного Совета выделяли определенную сумму на содержание секретаря, в обязанности которого входила работа с письмами избирателей, деловая переписка, билеты и т.д. У Мамиконяна был большой, бросавшийся в глаза портфель. Подойдя вплотную к ученым, он молча вынул из портфеля бутылку водки и долил граммов по сто до края каждой кружки. Мы замерли от неожиданности. Но и от восторга, признаться, тоже. Вот это люди! Вот это настоящие ученые! Никакого ерша не боятся. И не прячутся где-то, чтобы втихаря дырбалызнуть, а интеллигентно, демократично, на глазах у простых советских людей, не стесняясь, ведут себя так, как им хочется. Vivat, академики! Потом уже я узнал, что у Вагана Александровича было прозвище «Вагон-ресторанович», поскольку в его мощном портфеле наряду с рукописями и деловыми бумагами, стихами и статьями всегда имелась бутылка водки или коньяка. На всякий случай. Такая вот история об академиках, которым, как видите, тоже ничто человеческое не было чуждо...

(источник: http://www.zn.ua/3000/3760/42621/ )

ФФФФСЁ!!!!!
Previous post Next post
Up