Гари Маркус - "Несовершенный человек".

Apr 15, 2014 09:03

«Это у физики есть законы, в биологии - приспособления».



По английски книга Гэри Маркуса называется «Клудж». На языке инженеров это означает набор плохо прилаженных друг к другу совершенно несовместимых элементов. Такие механизмы выглядят достаточно глупо, но все же работают. Такой феномен, конечно, знаком нам по отечественной инженерной мысли, например, в деле ремонта автомобиля.
Начинается все такой историей: у космонавтов в полете сломался фильтр CO2. В центре управления полетами придумали новую конструкцию такого фильтра - из носка, пластикового пакета, картонной коробки и клейкой ленты. Все сработало - космонавты не умерли. Правда вряд ли конструкция обладала хоть небольшой долей изящества.

Автор берется доказать, что мозг человека - такой же клудж. Наша память, язык, механизмы мотивации несут отпечаток горе-инженера. Такого парня, который не едет в автомастерскую менять замок на машине, а просто прикручивает такой, которым обычно запирают сараи. Работает же.


Конечно, принято считать человека «венцом творения», идеальным существом, созданным великим разумом. Но все примеры в книге, и еще сотни туда не вошедших, показывают, что мозг - организм наскоро собранный эволюцией.

Маркус собирает множество исследований из социальной психологии. Точнее той ее части, которую более точно можно назвать психологией иррациональности. Это тема Дэна Ариели или нобелевского лауреата Дэниела Канемана .

Оказывается, наша память создана не исходя из представлений о лучшем, а исходя из непосредственной необходимости. Если бы ее создатели немного соображали, то создали бы адресную память. Как в компьютере - когда точно известно, где что находится. Наша же память контекстная - она не знает где что точно находится, а действует с помощью подсказок. Такой механизм работает - люди могут запомнить хоть что-то. Но он мог бы быть намного лучше.
Это эволюция сделала нас информоголиками. Наши предки видели, что их наиболее информированным соплеменникам проще выживать. Они, конечно, не знали, что есть разница между запоминанием охотничьих троп и имен детей Джоли и Питта.

Человеческий язык тоже не идеален. People people left left. Четыре слова ставят людей в тупик. Противоположность этому - языки программирования, абсолютно четкие, логичные и не допускающие многозначности.

В мозге соседствуют две системы: одна рефлексивная, очень древняя, а вторая - рациональная, более молодая. Именно поэтому, например, так называемые центры удовольствия в мозге крайне легко «взламываются» наркотиками, алкоголем, табаком, сексом и видеоиграми. Кстати говоря, убеждения и верования - также неотъемлемая часть мозга-клуджа. У Маркуса на эту тему несколько абзацев, но есть еще книга “Верующий мозг” Майкла Шермера (Believing brain. На русский пока не переведена).

Книжка неплохая, но среди исследований случайной и нелепой сборки человека, не лучшая. Автору далеко до языка Хитченса, который касался темы «умного дизайна» в книге «Бог не любовь» (God is not great). Далеко до компетентности Шермера, Канельмана или Ариели. Но для введения в тему соцпсихологии, нейронауки вполне подойдет.

И перевод, перевод. Более чудовищного перевода я не видел давно. Такое ощущение, что российские издатели решили подвтердить одну из историй, рассказанных в книге. Когда в автоматический переводчик ввели фразу «Плоть слаба, но дух силен» на английском, потом перевели на русский и этот перевод опять сделали английским. Получилось: «Мясо испорчено, но водка хорошая».

Дальнейшее чтение (что называется, further reading):
1) курс Ариели на Coursera.com
2) его же лекция, и ее перевод на русский
3) Канеман - Думай медленно, решай быстро. (глава из нее в esquire и ссылка на Ozon)

наука, нон-фикшн, книги, литература

Next post
Up