Потрясающий фильм Звягинцева "Левиафан" выразителен и литографичен, как иллюстрации Дюрера к Библии. После Андрея Тарковского это первый российский режиссер, сумевший восстановить распавшуюся связь времен, возвращающий и обращающий российский кинематограф к мировой культуре.
Название фильма отсылает зрителя к его первоисточнику, которым является известное произведение английского философа Томаса Гоббса. В истории философии Гоббс не стал откровением для современников, но его теория происхождения государства произвела на современников и потомков эффект разорвавшейся бомбы, "Левиафан" был запрещен в Англии, а в России перевод данной книги был немедленно сожжен. По сути своей Гоббс явился идеологом тоталитарного государства, "земного Бога", "смертного Бога", прообразом которого является непобедимое библейское морское чудовище.
Обоснованием создания государства Гобс считал прирожденную склонность людей к злу и алчности. Государство отбирает у людей часть их прав, но дает, по идее автора, благоденствие. Человек, по замыслу Гоббса, должен быть бесправен и ничтожен по отношении к государству и Представитель Власти является высшим судией, определяющий что справедливо, а что нет, и остающийся неподвластным никому.
В основе государственного деспотизма, обеспечивающего всеобщее благоденствие, стоит крепкий союз Государственной и Церковной Власти.
"Левиафан" Гоббса дал на несколько десятков лет начало активной общественной дискуссии среди философов. Особенно среди французских. Это была заря материализма, а в его полдень уже распустились ядовитые цветы немецкого национал-социализма и русского большевизма, явившие миру кровавых "земных богов".
По сути, фильм Звягинцева это некий стоп-кадр о судьбе гражданина в эпоху гниющего тоталитаризма. Никто не рассуждает о теории государства, герои живут в "государстве Гоббса". Церковная власть, в полном соответствии с идеологией материалиста, говорит о сакральности власти("вся власть от Бога"), государственный чиновник исполнен сознанием своей Миссии(" у вас никогда не было, нет и не будет никаких прав!"). Фильм можно просто разобрать по деталям и общая картина производит впечатление Гойи. Настроение фильма и его изобразительный ряд(пенистые волны, пейзажи, развалины) дают незримое присутствие правобраза - библейского Левиафана. Я тоже являюсь противником ненормативной лексики, но хочу подчеркнуть потрясающую органичность мата, родного и знакомого, как бой курантов. Также точны и органичны образы героев.
Должен подчеркнуть, что это РУССКИЙ фильм. Да, данная история могла произойти где угодно. Но это фильм не об истории, этот фильм о том, что Россия навеки завязла в идеях 17 века. Российская власть, упустившая, допустившая этот фильм к показу, своим звериным чутьем поняла, какую угрозу представляет этот фильм ее сакральной безмятежности. Поэтому мы еще не раз услышим о "клевете на Россию" и что "у нас таких запущенных городов нет", " у нас так не пьют" и проч.
Церковный служка цитирует Библию главному герою, находящемуся в состоянии тоски и безысходности:
"Можешь ли ты удой вытащить Левиафана и верёвкой схватить за язык его? Вденешь ли кольцо в ноздри его? Проколешь ли иглой челюсть его? Будет ли он много умолять тебя и будет ли говорить с тобой кротко? Сделает ли он договор с тобой, и возьмёшь ли его навсегда себе в рабы? Станешь ли забавляться им, как птичкой, и свяжешь ли его для девочек твоих? Будут ли продавать его товарищи ловли, разделят ли его между Хананейскими купцами? Можешь ли пронзить кожу его копьём и голову его рыбачьей острогой? Клади на него руку твою и помни о борьбе; вперёд не будешь. Надежда тщетна: не упадёшь ли от одного взгляда его? Нет столь отважного, который осмелился бы потревожить его…"
А на вопрос героя, что делать("Что Делать?"), рассказывает историю Иова, которому, после долгих испытаний, явился Христос "в виде урагана", чтобы утешить его.