У меня было два осмысления о свободе, которые повлияли на меня, когда я в неё верил.
1. Я однажды обнаружил, что за хорошие поступки жизнь наказывает так же, как и за злые. Меня это шокировало некоторое время, но потом до меня дошло, что и хорошие поступки штука весьма относительная, есть, например, люди, «причиняющие добро» насилием и это зло, а не добро. Наверное, подумал я, таких уровней до хрена и то, что нам кажется добром, злом или равновесием, на разных уровнях может менять знак на противоположный, как и интерпретация происходящих с нами событий.
И что наше восприятие Бога обусловлено проекцией Отца, который задаёт правила и наказывает за их нарушение или даёт конфетку (привет Ветхому завету).
И в этом есть много свободы - ты можешь быть Гитлером, маньяком или праведником, но наказывать тебя будут одинаково.
Можно не подстраиваться, а проявлять в мир то, что хочется/можется.
2. Огромную свободу даёт понимание того, что я и все вокруг умрём и это неизбежность. И дети мои умрут и внуки и весь род наш и всё человечество. Тетешканье с детьми это такая защита, надежда на бессмертие хоть в Роде.
Вся херня вокруг теряет свою силу, все плюшки социума на её фоне обесцениваются, а социальные потуги не тянут даже на забавы.
Каждая секунда становится бесценной. Завтра я буду живым? Не точно, но с некоторой вероятностью. И однажды эта вероятность реализуется, а я, скорее всего, не буду знать, что живу последние сутки. Каждый день может быть последним.
Это понимание замыливается текучкой, поэтому его нужно поддерживать каждый день.
Будда от встречи со смертью полностью охренел. Ушёл из дома не оглядываясь - рожала жена, печалились родители - пофиг, это реально не имеет значение по сравнению со смертью.
Самураи помнили о смерти и шли к ней. Египтяне жизнь воспринимали как подготовку к смерти и христьяне тоже, кстати долгое время готовились к Страшному суду.
В общем, не я первый, не я последний.