Когда читатель начинает видеть...

Sep 16, 2011 14:51

«- Давайте вернёмся к более насущным вещам, - обрываю я эти негодные речи.
- Хорошо. Вспомните, Ада, что бывает в момент пробуждения читателя. Когда читатель начинает видеть. Вслушиваться. Осязать. Когда он может губами и становым хребтом ощутить вибрации вымышленного мира. Закрыть глаза и почувствовать на исподе век почти неуловимое тепло далёкого ( Read more... )

литература, литературная игра, тема для размышления

Leave a comment

Comments 59

avrorova September 16 2011, 12:23:15 UTC
Что интересно, как раз сейчас об этом думаю, перечитывая "Войну и мир". Я стала относиться ко многим героям совсем не так, как десять или двадцать лет назад, но все они -- живые. Причем их ведь такое огромное количество, и многие вроде бы описаны так мало -- однако я не сомневаюсь, что они есть.

Reply

inostranka_lib September 16 2011, 12:38:58 UTC
Безусловно. Вообще, абсолютное большинство из нас "не так" воспринимает этот текст не из-за возрастных изменений, а - увы - из-за "школьных" (точнее, школярских) ассоциаций. Блажен тот, кто сумел со временем от них освободиться. Мне вот, например, так и не удалось...

Reply

fish_n_lilies September 16 2011, 13:16:19 UTC
У меня трюк был. Позволял мне по гуманитарным на четверки учиться без домашних заданий и прочего забивания головы.
Я читал учебники и программную литературу заранее (а нудные объяснения пропускал, как воду).
Очень помогало.

Но Войну и Мир не осилил ни тогда, ни сейчас, простите :)

Reply

avrorova September 16 2011, 14:08:35 UTC
Я "Войну и мир" прочла до изучения в школе (если честно, в основном "Мир"), так что у меня дело скорее именно в возрастных изменениях. То, что в юности восторгало в князе Андрее, теперь раздражает -- так и вижу, как сложно мне было бы с ним общаться:). Но вижу его, как наяву!

Reply


silbern_drachen September 16 2011, 13:14:04 UTC
Вот я второй день воспринимаю реальность книг Робин Хобб из "Саги о Видящих" как куда более яркую и настоящую и, скажу уж честно, куда боле интересующую меня, чем всё окружающая. Весь окружающий мир воспринимается как-то смазано 9я очень не выспалась и устала) и только как докучливая интерлюдия между возможностями окунуться _туда_ и быть вместе с героем. Даже несмотря на то, что герою большую часть времени не слишком-то хорошо) То и дело ловлю себя на том, что дела Шести Герцогств тревожат и занимают меня как минимум на ровне с собственными насущными проблемами.
Слово "осязаемый" тут очень подходит. У меня нет четкого видения зрительного всех деталей, хотя видно многое, но вот вкус, запах, осязательные ощущения - их много...

Reply

inostranka_lib September 16 2011, 13:21:13 UTC
Скажите, а это связано напрямую со стилем, с языком, с чисто писательским мастерством автора? Или это "просто" попадание "туда, куда нужно", некое обретение того, что Вы сами давно - сознантельно или подсознательно - искали и хотели видеть?

Reply

silbern_drachen September 16 2011, 13:37:02 UTC
Думаю. всё вместе)
1х, автор должен быть очень хорошим рассказчиком. Именно рассказчиком, не стилистом - чтобы зацепить и заставить вживаться в текст, чтоб история не выпускала.
2х, он должен давать достаточно деталей, и деталей ярких и убедительных, чтобы возникало ощущение жизненности, чтобы было, от чего отталкиваться воображению. При этом текст не должен становится от этих деталей тяжёлым - а это уже писательское языковое и стилистическое мастерство.
Но наслаждение стилем - это несколько другое. Оно на каком-то другом уровне происходит, более рациональном и аналитическом. Здесь работает что-то более близкое к эмоциям, а наслаждение стилем - это осознанное восхищение тем, как подобрано слово, выстроена фраза - как сделано. Когда видишь и слышишь происходящее о сделанности уже не думаешь, или думаешь не сразу. Поэтому и кажется, что всё оно обязательно где-то есть на самом деле)

Reply

inostranka_lib September 16 2011, 13:38:20 UTC
"Но наслаждение стилем - это несколько другое. Оно на каком-то другом уровне происходит, более рациональном и аналитическом. Здесь работает что-то более близкое к эмоциям, а наслаждение стилем - это осознанное восхищение тем, как подобрано слово, выстроена фраза - как сделано. Когда видишь и слышишь происходящее о сделанности уже не думаешь, или думаешь не сразу. Поэтому и кажется, что всё оно обязательно где-то есть на самом деле"

Вы гений. Подписываюсь под каждым словом.

Reply


tjune4ka September 16 2011, 14:12:26 UTC
Такое чтение очень помогает, когда книжка на иностранном языке: даже если половины слов не понимаешь, но в книгу уже вошел, то все недостающие пустоты заполняются автоматически, и если ты видишь цельную картинку, то в словарь можно уже и не лазить, ты и так точно знаешь, что данное слово может означать только это и ничто иное.

Reply

inostranka_lib September 16 2011, 14:19:01 UTC
Ого! И промахов не случается?

Reply

tjune4ka September 16 2011, 14:27:14 UTC
Не знаю, потому что, когда читаю, не могу оторваться на словарь, потому что если из книжки выйдешь, потом, даже вооруженный знанием слова, долго будешь искать дорогу обратно))) Но несколько раз проверяла - было все в порядке. Уверена, что случаются. Читали роман Горана Петровича "Книга с местом для свиданий"? Там как раз про таких читателей, про их встречи в книжках с другими читателями, которые забрели туда же в ту же минуту, и про их непростые отношения)

Reply


(The comment has been removed)

inostranka_lib September 17 2011, 05:41:14 UTC
Замечательно. Но как это соотносится с темой этого поста?

Reply

nataxxa September 19 2011, 00:55:33 UTC
это бот, он ко мне тоже приходил, только не очень понятно как его сюда занесло, у меня похожий комментарий хотя бы к посту о Юнне Мориц:)

Reply


mamoolia September 18 2011, 13:05:48 UTC
Так бывает часто, но особенно поразило когда читала Толкиена. Вроде бы сказка, а не только видела, но и чувствовала всей шкурой. С тех пор любая долина в сумерках это не отсюда, а оттуда.

Reply


Leave a comment

Up