(no subject)

Oct 09, 2008 10:38

Вахтанг Кикабидзе: Лучше, чем Саакашвили никого нет ("Литовский курьер", Литва)



2 октября на сцене вильнюсского Дворца конгрессов с юбилейным концертом выступил патриарх советской эстрады, "сын Грузии, России и Литвы" Вахтанг Кикабидзе. Нестареющий Буба порадовал литовского зрителя не только песнями Окуджавы, Высоцкого, новыми песнями молодых авторов, но и мелодиями собственного сочинения о детстве, о друзьях, которых уже нет в живых, шлягерами советских времен, которые исполнял на русском и грузинском языках. По признанию Вахтанга, он никогда "не поет песен про танки и пушки", но в связи с событиями в Грузии, спел песню о солнечной стране, где не гибнут дети, женщины и старики - "Где-то там далеко".

За годы независимости это второй приезд Кикабидзе в Литву. Последний раз он был нашим гостем 5 лет назад. В силу плотного концертного графика ему редко удавалось познакомиться ближе с Литвой даже в советское время, когда он был частым гостем нашего края и до сих пор помнит Дворец спорта, где давал сольные выступления. "Я всегда, когда в Прибалтику приезжал, у меня было ощущение, что в Европу приехал", - вспоминает Кикабидзе. Нынешний приезд позволил певцу "наверстать упущенное" - увидеть достопримечательности Вильнюса, узнать гостеприимство литовских людей. Ведь отменив юбилейное выступление в Москве, Кикабидзе целых пять дней провел у нас, успел съездить даже на рыбалку. "Я заядлый рыбак, - говорит Вахтанг. - Из-за рыбалки могу куда угодно уехать".

Помимо рыбалки, в свободное от концертов время 70-летний Буба любит заниматься садом, цветами и вином. Правда, вино ставят его дети - "60 литров в год получается". В Тбилиси у него небольшой дом, в котором он живет со своей семьей - женой, детьми и внуками. У артиста много зарубежных концертных туров - Бельгия, Голландия, Германия, недавно побывал в Англии. После Литвы он поедет с концертной программой в Киев и Ереван. В январе предстоит американский вояж, а затем Канада. Хотя американские гастроли Кикабидзе не любит, потому что нельзя курить в самолете. "Очень тяжело без сигарет", - признается Буба. Он, действительно, заядлый курильщик с 61-летним стажем.
Накануне концерта в Вильнюсе, Кикабидзе встретился с журналистами ведущих литовских СМИ и ответил на те вопросы, которые на сегодняшний день волнуют всех, даже людей, далеких от политики. Естественно, что первый вопрос, который был задан, - почему певец отказался от ордена Дружбы народов.

- Честно говоря, я не думал, что мой отказ от ордена Дружбы народов вызовет такой резонанс, - сказал Кикабидзе. - Это было логично, потому что одной рукой давать орден, а другой рукой бить. У меня много российских наград, но я никогда об этом не говорил. Это все совпало. Очень интересное высказывание появилось в Интернете. Например, Кобзон писал, как Вахтанг мог такое сделать? А в это время там уже все взрывалось. Говорили, что это народ хотел награды. Сколько я живу, ни одно правительство народ ни о чем не спросило - кому что давать, кому не давать. Конечно, это была серьезная правительственная награда. А что мне семье в глаза не надо было смотреть? Внукам и детям?

Потом мне позвонил Коваленко - посол России в Грузии, который вчера (30 сентября. - Прим. редакции) уехал. Очень хороший человек. Он у меня спросил, зачем я отказался от этого ордена. - Слава, о чем ты говоришь. Ты представляешь, как бы ты со мной здоровался, если бы я взял орден Дружбы народов.

Было очень много грязи. А письма от людей приходят совсем другие - с Сибири, с Урала. Письма приходят даже без адреса - "Тбилиси. Вахтангу Кикабидзе" или "Тбилиси. Мимино". Пишут обычные граждане. Пишут, что скучают, что политика - это одно, а народ - это другое.

- Тогда можно было от ордена отказаться, а концерт в Москве не отменять?

- Чисто психологически я не мог там петь, потому что я свидетель всего, что у нас
произошло. 90 % отснятого материала в России не показывают. Тому, что произошло, я не удивиляюсь, потому что за два месяца (до событий. - Прим. редакции) там уже шли военнные учения. Вокруг было очень много танков. Мы все знали, что уже 7-го они все там стояли.
Каждое утро наши политики объявляли по всем каналам, что надо поговорить, встретиться с абхазами, договориться. Но как только темнело, начинали бомбить приграничные деревни. Все шло к тому, чтобы отсюда ответили. Это была провокационная стрельба. Поэтому сейчас меня поражают выступления Лаврова с высокой трибуны. Такие вещи говорит, что даже детям смешно.
Потом началась полномасштабная оккупация. Никто этого не ожидал. То, что они вошли, этого ждали. Ждали, что войдут под предлогом Цхинвала и абхазской территории.

Нет такого народа в мире, который хочет воевать. Один политик напортачит, а народ должен страдать. Но что это пойдет дальше, я не мог представить. Ведь до сих пор в 70 км от Тбилиси находятся какие-то буферные зоны, где до сих пор стоят танки. Показывают школу, куда дети не могут ходить, потому что все вокруг заминировано. Родители боятся детей пускать. И каждый день какие-то взрывники работают. Противотанковых мин там столько, что я думаю, можно целый завод открыть.

Я понимаю, что отказом от концерта практически я закрыл себе рабочую тропу. У нас маленькая территория, сколько там можно работать. Поэтому я все время выезжал. Я больше ничего не умею делать, еще иногда пишу сценарии. Просто я перестал бы себя уважать. Я мог, наверное, промолчать, и там, наверху, многих бы это устроило, но не получается.

Была Вторая мировая война, и с немцами потом все равно подружились. У меня отец в 42-м году погиб в Керчи. Я в одном интервью заявил, что если бы он сейчас воскрес, ему стало бы стыдно за что он умер. Это все пройдет. Один политик уйдет, второй придет, потом люди начнут его ругать. Это извечная история политической жизни неумных политиков.

- Может, политикам надо было вначале договориться, чтобы не гибли люди. И не важно, кто больше виноват, а кто меньше?

- Какая страна полезет с войной в страну, которая в 300 раз больше? И когда Лавров сейчас говорит, что грузины - агрессоры, так грузинов вместе с детьми и с эмиграцией, в которой за границей живет около 1,5 млн, - всего пять с половиной миллионов. В любом районе Москвы живет больше людей, чем во всей Грузии.
Я в последнее время по всем каналам вижу только одно, как наш президент хочет сесть за стол переговоров и как они не садятся и все время говорят, что мы агрессоры, хотим завоевать. Что мы хотим завоевать? Нельзя у маленькой страны отнимать землю. Нельзя.

Когда ко мне приезжала журналистка из "Комсомольской правды" Галина Сапожникова, я ей говорю: представьте, что в Москве живет миллион с лишним мусульман. И вот приедет кто-нибудь, например, из Афганистана и начнет в Москве раздавать им паспорта. Как вы на это посмотрите? А послезавтра, когда правительство России кого-нибудь из них обидит, они приедут и начнут защищать своих сограждан.

Сейчас к этому подходит Крым. Например, официально знают, сколько русских живет в Крыму, и если они возьмут российские паспорта, они станут гражданами России, которых надо защищать. Три месяца назад в Москве в Храме Христа Спасителя мне вручали очень приятную награду - орден, который называется Честь и Достоинство. Кроме меня награду получали Этуш, Быстрицкая, были еще два адмирала. Когда вручали ордена, каждый подходил и благодарил. Я был поражен, когда эти адмиралы вышли и закончили свое благодарственное слово фразой: «Не отдадим Севастополь». И в зале наступила тишина. И я понял, что эта тема муссируется.

Мы все знали, что Абхазию они все равно заберут. Но ты должен стараться, чтобы твоя земля у тебя осталась. Южная Осетия - это часть Грузии, называется Самачабла. Никакой Южной Осетии не было. За это, наверное, Сталина надо было к стенке поставить. Это были люди осетинской национальности, которых в свое время брали наемниками, потому что не хватало людей, чтобы защищать свои границы. Там очень много смешанных семей, но они все на нашем языке разговаривают. И вдруг - Северная Осетия за хребтом (южный склон Кавказского хребта. - Прим. редакции), Южная Осетия здесь - и значит две страны появились. Какую агрессию могут устроить грузины? Если кто-то в это верит, уже другой разговор.

Я много раз говорил, что если Путин разберется с абхазским вопросом, в каждом грузинском доме будет висеть его портрет, потому что здесь речь идет о территории.

- А что объединяет литовский и грузинский народы?

- Это два свободолюбивых народа - и это очень важно. Грузины получили очень серьезную поддержку из Литвы, в отличие от других республик бывшего Союза. А когда тебя никто не поддерживает, тяжело жить. И я знаю, что если, не дай Бог, в Литве произойдут какие-то неприятности, Грузия всегда будет рядом стоять. Грузины никогда добро не забывают. То, что произошло в Грузии, сплотило людей. У нас есть такая особенность, когда очень плохо, все берутся за руки.

Конечно, расчет был взят на то, что когда войдут танки, - все встанут на колени и сразу отдадут Саакашвили и того, кого они хотят. А получилось наоборот. Я, например, считаю, что на сегодняшний день лучше, чем Саакашвили, для Грузии никого нет. То, что у грузин не было армии, и Саакашвили ее создал, это тоже надо видеть.

- Может вы еще откроете двери в Россию?

- Все можно открыть. Не дай Бог, чтобы не открылось. Это я не о себе говорю, а вообще. Все уладится в конце концов. Или мы друзья, или мы враги. Я не знаю такого грузина, для которого был бы врагом российский гражданин. У нас очень много русскоязычных. Грузия - это интернациональная республика. Просто разговор идет о политике. И мой дом - это не твой дом. Если ты ко мне приходишь, ты мой гость.

У меня есть одна новелла. Я хотел снять ее, но она не пошла. У горцев есть закон кровников. Парень приезжает в горный аул, он прилично одет и ходит по разрушенной деревне. Все спрашивают - ты его нашел, ты его убил? А по виду - деревня разбомблена. Происходит все в Чечне. А он ходит с фотографией, на которой молодой русский солдат. И он его ищет. Старики говорят ему - это твоя обязанность, за отца ты должен отомстить. Осталось несколько домов, и он видит, что в его доме горит свет и сидит какой-то парень у камина в потертой гимнастерке, грязный и небритый. И это тот парень с фотографии. Он говорит: я тот, кого ты ищешь. Я знаю, что у вас у горцев такой обычай - пока я в доме, меня никто не тронет.

И они друг другу рассказывают о своей жизни. Как один из аула выбрался, закончил Гарвард и так далее. А солдат рассказывает, как его из Красноярска забрали в армию и отправили зачистку делать, а там никого не было, только как-то вышел из дома человек с ружьем (отец чеченца) и он его застрелил, иначе его бы застрелили. И он убил отца своего собеседника. Договорились утром поговорить. И солдат просыпается от выстрела. Чеченский парень застрелился, потому что не смог убить солдата, и не убить тоже не мог. Когда я это рассказал чеченцам - у них слезы на глазах появились. Я говорю - человек не рождается преступником.

- Почему вас называют Бубой?

- Мне тоже было интересно. Это я от мамы знаю, что первое слово, которое я произнес, было буба, т.е. бубнить начал. Так и прилипло. Когда к нам звонят домой и спрашивают Вахтанга, мои уже знают, что звонит официальное лицо, которое меня не знает, потому что дома никто меня Вахтангом не называет. И мои друзья меня тоже зовут Бубой.

- В связи с событиями в Грузии звонков от друзей было много?

- Было много звонков. Предлагали помощь. Правда, звонили в основном не из актерского мира. От кого я ждал звонка, они не позвонили. Я думаю, что им было стыдно.

Источник: Надежда Грихачева, Вахтанг Kикабидзе: "Cталина надо было к стенке поставить" ("Литовский курьер", Литва)

_________________________

Рекомендация: Вахтанг Кикабидзе: Русские должны убраться! ("Квела сиахле", Грузия)
Король и шут ("ТВ Центр, Россия")
Опрос: Причины пятидневной войны("The New York Times", США )

+++++++++++++++++++++++++++++
P.S. "Урны" для "Народного голосования" за ИноСМИ (Премия Рунета - 2008) расположены по адресу: http://narod.premiaruneta.ru/. По правилам конкурса можно голосовать только 1 раз в 24 часа. Таким образом, в полуфинале Премии Рунета, который проходит с 30.09.2008 по 30.10.2008, за любимый сайт с одного IP в течение месяца можно проголосовать 29 раз, или 28, или 27. . . или ни разу. Кто сколько сможет. . . Но лучше больше, чем меньше.
Previous post Next post
Up